Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:31, контрольная работа
В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства.
ПОЭЗИЯ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ 3
1. ОБРАЗЫ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР 4
2. ТЕМА ВОЙНЫ 5
3. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ 8
4. ПОЭТИКА 9
Поэт искал выверенные временем и жизнью поколений представления об этической норме. Окуджава писал:
Человек стремится в простоту,
Как небесный камень – в пустоту,
Медленно сгорает
И за последнюю версту
Нехотя взирает.
Но во глубине его очей
Будто бы во глубине ночей
Что-то назревает.
Все в этом стихотворении было отмечено «печатью» Окуджавы: и сопряжение «высоты» и «простоты»; и образность восходящая к стилистике городского романса (жизнь – костер, сжигающий огонь).
Человек стремится в простоту
Через высоту.
Главные его учителя
Небо и Земля.
Поэтические метафоры Окуджавы были новы именно в силу своего двойного притяжения – к Земле и Небу одновременно. Понять можно Окуджаву только при условии, что мы помним о «рабочих пиджаках», в которые одеты его Дон-Кихоты, о «будничном наряде» его маляров, макающих кисти в «чистое серебро», о «женщинах соседках», с утра до ночи занятых «стиркой и шитьем». Если же мы выстроим художественный мир Окуджавы, откликаясь только на тот слой его образной системы, который реализует метафору: «Мне надо на кого ни будь молиться», - мы не поймем того серьезного движения, которое непрестанно происходит в его творчестве.
Окуджава поражал тем, что жаждал не учить, но учиться; не отвечать на вопросы, но решать их со всеми и вслух. С годами стало ясно, что это шло не от возраста, а от склада его поэтического мироощущения: он изначально хотел сопереживания, сочувствия, объединяющего всех настроя, совместности.
Окуджава считал себя человеком со счастливой литературной судьбой. "Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впечатление
Вниз поглядишь — там вздыхает
Париж,
именно он, от асфальта до крыш.
Вверх поглядишь — там созвездие крыш:
крылья расправишь и тут же взлетишь.
Вот я взлетаю на самую крышу.
Что же я вижу? Что же я слышу?
Вижу скрещение разных дорог.
Слышу знакомый Москвы говорок.
Там проживает Миша Федотов,
там отдыхает, день отработав,
там собираются время от времени
стайки гостей из российского племени
передохнуть от родимого бремени,
вдруг залетевшие в этот Париж,
где не захочешь, да воспаришь.
Ну, а вокруг, теплых чувств не тая,
Маша и дети. Семья как семья.
Что им внушает эта квартира?
Лучше котлетки из козьего сыра.
Лучше в Париже ютиться на крыше:
что еще слаще? Что еще выше?
Лучше в парижском этом гнезде,
а не в Конституционном суде.
19 мая 1997
"Много ли нужно человеку..."
Много ли нужно человеку,
идущему по земле?
Веселая дорога, брод через реку,
да картофель в неостывшей золе,
да ночного леса упрямый рокот,
да совиный окрик: «Холодей!»
Я ходил газетчиком по всяким дорогам,
я встречал всяких людей.
И бывало: огонек сквозь ставни,
молчаливое напутствие чьего-то лица.
«До свиданья, хозяйка»... И идешь, странник,
и нет твоей дороге конца.
А с тобою за калитку тянется
за околицу — далеко-делеко —
женское распевное «до свиданьица»,
теплое, как парное молоко.
Вот пойдет оно с тобой сквозь
ельник колкий,
завьется, как в половодье ручей,
то почудится на гостиничной койке,
то согреет на попутном лихаче.
Всё пройдет, а оно останется,
всё утихнет, а оно — нет...
«До свиданьица, до свиданьица» —
до конца твоих лет вослед.
1959