Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:04, курсовая работа
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).
Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах.
Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти гораздо большая, чем у прозы составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.
В эпоху античности словесное искусство проделало путь от мифологической и боговдохновенной поэзии (будь то эпопеи или трагедии) к прозе, которая, однако, была еще не собственно художественной, а ораторской и деловой (Демосфен), философской (Платон и Аристотель), исторической (Плутарх, Тацит).
1.Введение………………………………………………………………………………..2
1.1.Поэзия и проза………………………………………………………………………2
2.Поэзия…………………………………………………………………………………..4
2.1.Терминология……………………………………………………………………….4
2.2.Значение поэзии в современном мире…………………………………………...8
3.Проза……………………………………………………………………………………9
3.1.Происхождение……………………………………………………………………...9
3.2.История………………………………………………………………………………9
3.3.Литературные жанры в прозе…………………………………………………...10
4.Отличие поэзии от прозы…………………………………………………………..11
5.Заключение…………………………………………………………………………..14
6.Список литературы…………………………………………………………………16
Сильные места могут выделяться не только ударностью, но и высотой (как в китайской классической поэзии) или долготой звука (античная поэзия, в которой, вероятно, существовало и музыкальное ударение). Но это возможно лишь в языках, где высота или долгота одного и того же звука образует разные фонемы.
В двухсложных размерах
часто наблюдается пропуск
С конца 19 в. по настоящее время в русскоязычной поэзии силлабо-тоническая система стихосложения перестает быть господствующей, постепенно двигаясь в сторону более свободной системы – тонической. Возникают такие размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих. Долгое время в литературоведении не существовало четкого разграничения этих понятий. Затем академик М.Гаспаров предложил следующие определения: дольник – тонический стих, где расстояние между ударениями один-два слога. Тактовик – стих с межударным расстоянием до трех слогов, акцентный стих – от нуля до бесконечности. Этот стих при отсутствии рифмы отличается от прозы только графически – членением на строки.
Строки в стихах соотносимы
между собой: в конце каждой строки
вспоминаются концы предыдущих и
возникают догадки о
Рифма расширяет связи, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. Рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом переоткрывается мир, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, что чем рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент.
Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Наконец, в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении существует так называемый «белый стих» (blank verse – англ.) – стих нерифмованный, но имеющий ритм.
В прозе, в абсолютном большинстве случаев, рифма – явление случайное. Тем не менее рифма не может считаться отличительным признаком стихов.
Есть ли повторы в прозе? Шкловский отвечает на этот вопрос положительно – «Повторяемость эпизодов сближает так называемый сюжет с так называемыми рифмами». Кроме того, у Джойса и некоторых символистов в прозе встречаются случаи и звуковой рифмы. Существует и проблема так называемой ритмической прозы. Так, роман Белого Петербург, так же, как и проза Джойса, насквозь поэтична: ритмизованна, организована аллитерациями, ассонансами и иными поэтическими приемами. Мертвые души Гоголя являются не просто прозаическим, а лироэпическим текстом, потому и названы поэмой.
Бытует мнение, что стихи отличаются от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Это не безосновательно, но тем не менее не может служить отличительным признаком стихов. В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы. Проза возникла значительно позже, чем стихи. Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. Правда, существовал античный роман, бывший массовым жанром. В целом же проза до Нового времени развивалась на периферии искусства (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, памфлеты и т.п.) или в «низких» жанрах (различные виды сатиры), а художественная проза появляется лишь в «зрелых» литературах. Современная проза, у истоков которой – итальянская новелла Возрождения, выработала свои специфические художественные приемы и выступает как полноценная суверенная форма искусства слова. В одни эпохи развивается преимущественно поэзия, в другие – проза. Так, в «золотой век» русской литературы (пушкинская эпоха) поэзия качественно и количественно опережала прозу. В широком смысле «поэзией» в России 18–19 вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе. В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература. Прозой же именовались нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д., а также плохо написанные художественные произведения.
В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре), используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они дополняют, поддерживают друг друга. Поэтому существуют формы графической акцентировки стиха. Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам того же Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах».
5.Заключение.
Поэзия и Проза — соотносительные понятия, употребляемые
в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных
и нестихотворных произведений художественной
литературы, или в смысле противопоставления
художественной литературы вообще (поэзия)
литературе научной, публицистической,
в основном стоящей вне искусства (проза).
Отличие поэзии от прозы не является моментом
только внешним, узко-формальным, внося
вместе с особенностями формы — поэтической
или прозаической — известное своеобразие
и в выражение идейного содержания. Романтическая
приподнятость, гражданская патетика,
лирический подъем, моралистический пафос,
словом — эмоциональная насыщенность
содержания, составляют существенное
свойство поэзии, отличающее ее от прозы.
Особой группой поэтических жанров являются
формы так наз. «развлекательной», «легкой»
поэзии (шутливые поэмы, застольные песни,
эпиграммы и т. п.), где эмоциональная окраска
выражается в настроениях веселья, шутливого
юмора и т. п. С эмоциональной окрашенностью
содержания в поэзии связано и то преобладающее
значение, которое получают в поэзии средства
выразительности. А одним из самых сильных
и существенных средств выразительности,
активно воздействующим на сознание слушателя,
является ритм. Отсюда ритмическая организованность
оказывается постоянным и существенным
свойством поэзии. В связи с этим язык
поэзии отличается большей отдаленностью
от обыденной речи, чем язык художественной
прозы.
Поэтический ритм вообще состоит в наличии
и повторяющемся соотношении каких-либо
элементов речевой интонации. Такими элементами
ритма может быть: долгота опорных звуков
в слогах слова, как в песенном стиле и
в раннем греческом стихосложении; или
акцент на опорном звуке слога, как в стихе
силлабическом; или же акцент на ударных
звуках слова, как в стихе силлабо-тоническом
и «свободном». Соотношение ритмических
единиц выражается их количественным
сочетанием в определенные группы, которые
тем самым оказываются более крупными
единицами ритма. И стих и ритмическая
проза отличаются наличием таких больших
и малых единиц. Неритмическая проза их
не имеет. В стихе большой ритмической
единицей является стихотворная строка,
которая отделяется от предыдущей и последующей
паузой, ударением, а нередко и повторением
звуков (рифмой) и к-рая может не совпадать
в своих границах с фонетическими предложениями
речи, ограниченными синтаксическими
паузами. Случай такого несовпадения называется
«переносом». Постоянная обязательная
пауза в конце строчки, имеющая совершенно
независимое от членения фразы ритмическое
значение, называется «константой» и является
основным отличительным признаком стиха
по сравнению с ритмической прозой. В ритмической
прозе такой самостоятельной паузы нет;
там большой ритмической единицей является
обычно фонетическое предложение, т. е.
смысловая часть фразы, ограниченная смысловыми
паузами. Поэтому стихотворные строчки
являются точно соизмеримыми единицами,
заключающими в себе строго определенное
число слогов, или стоп, или ударений. В
прозе длина фонетических предложений
только приблизительно одинаковая; предложение
может заключать в себе разное количество
словных ударений, число которых обычно
варьируется.
Ритмическая организованность в стихе
следовательно гораздо выше, чем в прозе.
Высокая эмоциональная насыщенность поэзии
неизбежно определяет ее тяготение к стиху.
Выразительность поэтического произведения
достигается однако не только средствами
ритма, но и другими интонационно-синтаксическими
средствами. Эмоционально насыщенный,
выразительный язык поэзии изобилует
обычно такими интонационными фигурами
и такими словосочетаниями, которые сравнительно
редко встречаются в языке прозы. Таковы
фигуры восклицания, обращения, перечисления,
повторения, инверсии, единоначатия, градации
и т. д., причем все эти интонационно-синтаксические
средства имеют в поэзии особое значение,
выражают не столько ход повествовательной
мысли, сколько приподнятость идейного
настроения автора. Вследствие своеобразной
организации своей художественной речи,
претендующей прежде всего на выражение,
поэт дает более сжатый и условный изобразительный
рисунок, в котором намечаются только
отдельные, наиболее яркие и существенные
для него черты, как бы замещающие собой
всю полноту реальности изображаемого,
которую слушатель воспроизводит и дополняет
в своем художественном воображении. Однако
изобразительная сжатость поэтических
образов не делает их ни менее рельефными
ни менее яркими. Пронизанные эмоциональной
насыщенностью поэта, они активно, действенно
дают восприятие жизни, не уступая в этом
прозе, а иногда и превосходя ее.
Преобладание поэзии и прозы в творчестве
различных классовых групп и различных
эпох определяется исторически сложившимся
своеобразием художественной идеологии
класса. Но общее преобладание прозы в
литературе нового времени при всей своей
исторической обусловленности не является
однако законом для дальнейших этапов
развития художественной литературы.
6.Список литературы.
1.Потебня А. А., Из записок по теории словесности,
Харьков, 1905;
2.Томашевский Б., О стихе, Статьи, (Л.), 1929;
3.Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, Л., 1924;
4.Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским, (Берлин), 1923;
5.Тимофеев Л., Теория литературы, М.—Л., 1934, гл. V;
6.Виноградов В., О художественной прозе, М.—Л., 1930;
7.Ларин Б. А., О разновидностях художественной речи, Сб. «Русская речь», новая серия, № 1, П., 1923.
8.http://ru.wikipedia.org/