Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:19, доклад
Как указывают справочники, слово «стиль» происходит от латинского «stilus», что означает грифель для письма и способ письма. Однако современное значение слова далеко ушло от первоначального и оказалось крайне неопределенным. В области литературоведческой терминологии трудно отыскать другое слово, которое имело бы столь широкую сферу употребления и столь неясное значение.
Существует множество определений стиля. Но большинство литературоведческих изданий и пособий по теории литературы подают более или менее схожие определения, которые объединены пониманием стиля как эстетической категории, отражающей единство содержания и формы произведения.
Понятие стиля в литературоведении
Как указывают справочники, слово «стиль» происходит от латинского «stilus», что означает грифель для письма и способ письма. Однако современное значение слова далеко ушло от первоначального и оказалось крайне неопределенным. В области литературоведческой терминологии трудно отыскать другое слово, которое имело бы столь широкую сферу употребления и столь неясное значение.
Существует
множество определений стиля. Но
большинство
Под особым
углом зрения рассматривает проблему
стиля коллектив авторов
Целостность стиля проявляется в системе стилевых доминант. Стилевыми доминантами могут становиться наиболее общие свойства различных сторон художественной формы. Так, стилевыми доминантами в области изображенного мира могут быть:
- сюжетность;
- описательность и психологизм;
- фантастика и жизнеподобие;
в области художественной речи:
- монологизм и разноречие;
- стих и проза;
- номинативность и риторичность;
в области композиции:
- простой и сложный типы.
В произведении обычно выделяется от одной до трех стилевых доминант, которые и составляют его эстетическое своеобразие. Все элементы художественной формы подчинены стилевой доминанте. Это реализация принципа стилевой организации произведения. Пример — организация стиля в романах Достоевского. Стилевые доминанты в них — психологизм и разноречие в форме полифонии. Все элементы и стороны формы художественно ориентируются, подчиняясь этим доминантам. Среди художественных деталей внутренние преобладают над внешними, а сами внешние детали так или иначе психологизируются — либо становятся эмоциональным впечатлением героя (топор, кровь, крест и т. п.), либо отражают изменения во внутреннем мире (детали портрета). В композиции романов большое место занимает прямая речь героев, как внешняя, так и внутренняя. Принцип полифонии реализуется и в характере повествования: слово повествователя так же напряжено, как и слово героя. Таким образом, доминанты определяют те законы, по которым отдельные стороны художественной формы складываются в эстетическое единство — стиль.
Неотъемлемым признаком художественного стиля является оригинальность, непохожесть на другие стили. Так, индивидуальный писательский стиль легко узнаваем в любом произведении или даже фрагменте. Причем узнавание происходит как на уровне первичного восприятия текста, так и на уровне анализа. Но не всякая оригинальность может быть названа стилем. Необходимо разделять категории стиля и манеры. Это разделение актуально для любой эпохи, ибо писатели и поэты всегда более или менее четко делятся на две группы: одни оригинальны и по форме, и по содержанию, другие — в основном по форме. У первых оригинальность стиля вызвана новаторской концепцией мира и человека, у вторых — потребностью быть ни на кого не похожим. Легко опознаваемы не только Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Маяковский, Есенин, но и Озеров, Загоскин, Надсон, Северянин, Гиппиус, Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский. Если в первом случае мы имеем собственно стиль, во втором уместнее говорить о манере.
Стиль — одна из важнейших категорий в постижении художественного произведения. Анализ стиля требует от литературоведа художественного чутья, которое обычно развивается обильным и вдумчивым чтением. Чем богаче в эстетическом плане личность литературоведа, тем больше интересного он замечает в стиле.