Понятие стиля в литературоведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:19, доклад

Описание работы

Как указывают справочники, слово «стиль» происходит от латинского «stilus», что означает грифель для письма и способ письма. Однако современное значение слова далеко ушло от первоначального и оказалось крайне неопределенным. В области литературоведческой терминологии трудно отыскать другое слово, которое имело бы столь широкую сферу употребления и столь неясное значение.
Существует множество определений стиля. Но большинство литературоведческих изданий и пособий по теории литературы подают более или менее схожие определения, которые объединены пониманием стиля как эстетической категории, отражающей единство содержания и формы произведения.

Файлы: 1 файл

Понятие стиля в литературоведении.docx

— 17.82 Кб (Скачать файл)

Понятие стиля в литературоведении

Как указывают  справочники, слово «стиль» происходит от латинского «stilus», что означает грифель для письма и способ письма. Однако современное значение слова далеко ушло от первоначального и оказалось крайне неопределенным. В области литературоведческой терминологии трудно отыскать другое слово, которое имело бы столь широкую сферу употребления и столь неясное значение.

Существует  множество определений стиля. Но большинство литературоведческих  изданий и пособий по теории литературы подают более или менее схожие определения, которые объединены пониманием стиля как эстетической категории, отражающей единство содержания и формы произведения. Так, стиль — это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы.

Под особым углом зрения рассматривает проблему стиля коллектив авторов учебного пособия «Теория литературы» под. ред. Н.Д. Тамарченко. Авторы сосредотачивают свое внимание на структурной, речевой стороне произведения и соотносят с ней понятие стиля. Под стилем литературного произведения они понимают узнаваемый тип единой и эстетически целенаправленной упорядоченности  фонетических, лексико-синтаксических и т.п. особенностей всех высказываний субъектов речи, а также функций этих высказываний.

Целостность стиля проявляется  в системе стилевых доминант. Стилевыми доминантами могут становиться наиболее общие свойства различных сторон художественной формы. Так, стилевыми доминантами в области изображенного мира могут быть:

- сюжетность;

- описательность и психологизм;

- фантастика и жизнеподобие;  

в области художественной речи:

- монологизм и разноречие;

- стих и проза;

- номинативность и риторичность;

в области композиции:

- простой и сложный типы.

В произведении обычно выделяется от одной до трех стилевых доминант, которые и составляют его эстетическое своеобразие. Все элементы художественной формы подчинены стилевой доминанте. Это реализация принципа стилевой организации произведения. Пример — организация стиля в романах Достоевского. Стилевые доминанты в них — психологизм и разноречие в форме полифонии. Все элементы и стороны формы художественно ориентируются, подчиняясь этим доминантам. Среди художественных деталей внутренние преобладают над внешними, а сами внешние детали так или иначе психологизируются — либо становятся эмоциональным впечатлением героя (топор, кровь, крест и т. п.), либо отражают изменения во внутреннем мире (детали портрета). В композиции романов большое место занимает прямая речь героев, как внешняя, так и внутренняя. Принцип полифонии реализуется и в характере повествования: слово повествователя так же напряжено, как и слово героя. Таким образом, доминанты определяют те законы, по которым отдельные стороны художественной формы складываются в эстетическое единство — стиль.

Неотъемлемым признаком художественного стиля является оригинальность, непохожесть на другие стили. Так, индивидуальный писательский стиль легко узнаваем в любом произведении или даже фрагменте. Причем узнавание происходит как на уровне первичного восприятия текста, так и на уровне анализа. Но не всякая оригинальность может быть названа стилем. Необходимо разделять категории стиля и манеры. Это разделение актуально для любой эпохи, ибо писатели и поэты всегда более или менее четко делятся на две группы: одни оригинальны и по форме, и по содержанию, другие — в основном по форме. У первых оригинальность стиля вызвана новаторской концепцией мира и человека, у вторых — потребностью быть ни на кого не похожим. Легко опознаваемы не только Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Маяковский, Есенин, но и Озеров, Загоскин, Надсон, Северянин, Гиппиус, Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский. Если в первом случае мы имеем собственно стиль, во втором уместнее говорить о манере.

Стиль — одна из важнейших категорий  в постижении художественного произведения. Анализ стиля требует от литературоведа художественного чутья, которое обычно развивается обильным и вдумчивым чтением. Чем богаче в эстетическом плане личность литературоведа, тем больше интересного он замечает в стиле.


Информация о работе Понятие стиля в литературоведении