Пословицы и поговорки в современном языке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:37, реферат

Описание работы

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских поговорках А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость.

Содержание работы

1. Введение.
2. Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества.
3. Многообразие, функции (задачи) пословиц и поговорок.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Пословицы и поговорки.docx

— 34.09 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Введение.

2. Пословицы и поговорки  как жанр устного народного  творчества.

3. Многообразие, функции (задачи) пословиц и поговорок.

4. Заключение.

5. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских поговорках А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. «Кручиной моря не переехать»- говорит пословица, и в ней слышится отвага бывалого человека. «У горькой беды нет сладкой еды»- этой пословице не до смеха. Ей вторит  столь же печальная: Ветры  кручины не размыкают». Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: « Счастье на мосту с чашкой». « Тяп, тяп- вот и корабль»- пословицы высмеялся кое- как, наспех и небрежно сделанную работу. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа.  Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Они придают остроту, углубляют содержание и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Данная тема, по моему мнению, актуальна во все времена, так как в пословицах и поговорках заключена народная оценка жизни. Пословицы и поговорки - это наблюдения народного ума, они выражают мнение народа.

Знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа. Употребляя ту или иную пословицу в конкретной ситуации, говорящий стремиться подтвердить и подчеркнуть суть сказанного. Такие акценты неизбежны в любые времена, соответственно, пословицы и поговорки были есть и будут в нашей речи.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. В работу мною включены не только пословицы и поговорки, которые широко употребляются в современной речи. При отборе пословиц и поговорок учитывалась так же и их образность, то, что Н.В. Гоголь называл «образом выражения».

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Неоспоримо одно: они возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества.

 

В условиях древнего общества, когда не существовало средств материального закрепления мысли – письменности, обобщение и закрепление трудового опыта, житейских наблюдений в устойчивых словесных формулах было жизненной необходимостью. Еще на первых стадиях общественного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и нормы общества, которые оформлялись в виде пословичных суждений, выполняя роль неписаных законов и правил.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk lore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание».

Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи . Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

Пословицы следует отличать от поговорок. Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение.

Главной особенностью пословицы является ее законченность. Она представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает.

Веками жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов: от князей и монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность сложившегося патриархального уклада в семье.

В эпоху сложившихся феодальных отношений крестьянство стало крепостным. Появилось много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет много).

Многочисленные патриотические пословицы русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи».

Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на деревню: «И дорог товар из земли растет». Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть». «Деньгам все повинуется».

Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. «Счастливые часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А. С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?».

Поговорка отличается от пословицы незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Это меткое речение, которое способно в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что- либо без помощи утомительных и сложных пояснений. В отличие от пословиц, поговорки ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально - экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».  Про располагающего к себе, веселого и дружелюбного человека говорят: « Глянет - рублем подарит». О неясной, запутанной речи или обмане насмешливо говорят: « Семь верст до небес и все лесом» и т.д.

Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит  с  пословицей,   и  в  случае присоединения к ней  одного  слова  или  изменения  порядка  слов  поговорка становится  пословицей.   В   устной   речи   поговорки   часто   становятся пословицами, а пословицы – поговорками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многообразие, функции (задачи) пословиц и поговорок.

 

Пословицы и поговорки, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, к которой они принадлежат, это образ мыслей и характер народа.

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие.

В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет: “Речи как мёд, а дела как полынь”, “Спи камешком, а вставай пёрышком”, “Ласковое слово, что весенний день".

Антитеза – одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление показать что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку: "Труд кормит, а лень портит", "Ученье свет, а неученье тьма".

Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет: “Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, “Длинная нитка – ленивая швея".

Излюбленным приемом в пословицах является употребление имен собственных: «У нашего Андрюшки нет ни полушки», «У нашей Пелагеи все новые затеи». Это вид синекдохи.

В пословицах широко используются разнообразные формы тавтологий: «Здоровому все здорово», «Играй да не заигрывайся, пиши да не записывайся, служи да не заслуживайся».

Типичной формой художественной образности в пословицах является ирония. Это та насмешливость, которую отмечал еще А.С.Пушкин, определяя черты национального характера, отраженные в нашем языке: «Репа животу не укрепа», «Много лета – а многих нету», «Не прав медведь, что корову съест, не права и корова, что в лес зашла».

Употребление ряда поговорок ограничено не только определённым кругом ситуаций, но и связано с определённым контекстом. Основная особенность содержания поговорок заключается в том, что мысль в них выражена не прямо, а идиоматично, с тем или иным отклонением от стандартного компонентного значения фразы - через образ, гиперболу, иронию, косвенное умозаключение, недосказанность.

Соответственно по характеру соотношения совокупного смысла поговорки с её компонентным значением можно выделить образные поговорки, построенные на метафорическом переосмыслении; иронические поговорки, смысл которых прямо противоположен их компонентному значению; поговорки, смысл которых косвенно выводится из их компонентного значения; устойчиво усеченные поговорки; присказки, объективное содержание которых исчерпывается их первой частью.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Народные изречения:

1) Предупреждают: "Ты все пела – это дело, так пойди же попляши";

2) Подытоживают народный опыт: "Благими намерениями вымощена дорога в ад";

3) Раскрывают отношения между людьми: "Глупому сыну и родной отец ума не пришьет". "Детки хороши –отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец". "Паны дернутся, у казаков чубы трясутся". "Сытый голодного не разумеет".

 

4) Высмеивают:  "Всяк кулик своё болото хвалит";

5) Комментируют внешний вид: "Ты светишься довольством";

6) Дают советы, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: "На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай". "Назвался груздем – полезай в кузов". "Две собаки грызутся, третья не мешайся". "Сам кашу заварил, сам и расхлебывай". "Друга ищи, а найдешь – береги". "Не буди лихо, пока оно тихо";

7) Учат мудрости: "Кто сплетничает с вами, тот будет судачить и сплетничать и о вас";

8) Философствуют: "Лжецам нужна хорошая память";

9) Помогают  охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: "Чует кошка, чье мясо съела". "Жернова сами не едят, а людей кормят". "Грозен враг за горами, а грознее за плечами". "Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать". "Сердце вещун: чует и добро и худо";

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Часто первоначальный смысл пословицы забывается, так как породившее её явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: Любить тепло – дым терпеть. Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по - черному, т.е. дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.

Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Говорят, например: «Работать спустя рукава», «узнать подлинную правду», «узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок возникла на основе действительных явлений. Выражение «работать спустя рукава» пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами, доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо делать. Существовала пословица: "Не скажешь всю подлинную, так скажешь всю подноготную". Здесь речь шла о пытках. «Подлинная правда» - те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда – подноготная.

Информация о работе Пословицы и поговорки в современном языке.