Пословицы в творчестве Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенностей использования пословиц в творчестве Н.В.Гоголя.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать источники по теме исследования;
2.Рассмотреть своеобразие использования пословиц в текстах Н.В.Гоголя;
3.Установить особенности использования пословиц в повестях «Тарас Бульба», «Вий», «Нос», «Майская ночь или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...…..3
Глава I Пословицы как выразительные средства языка.
1.1 Из истории изучения……………………………………………….....5
1.2 Классификация пословиц………………………………………...….6
1.3 Тематическое разнообразие пословиц……………………….........10
1.4 Пословицы в структуре художественного текста…………….....12
Глава II Особенности использования пословиц в повестях Н.В. Гоголя : «Тарас Бульба», «Вий», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………….….21
Список используемой литературы …………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Vrode_Vse (1).docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Дружба 

Заплати долг скорее, так  будет веселее. В долг давать- дружбу терять.

О жене

Без жены как без шапки. Честный муж одну только жену обманывает.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Пословицы в структуре художественного текста

В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные  средства и приемы: сравнения ("чужая  душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит –  ум молчит", "ставить палки в  колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его  сладок"), гиперболы ("из кожи вон  лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").

По композиции пословицы  делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу").

Пословицы могут строиться  на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка  всегда в избе"). В них, также  как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит  дерево, печаль крушит сердце").

Пословицы ритмичны. В них  рифмуются отдельные слова ("без  труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог  или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать  против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").

Часто возникают терминологические  сложности: за исключением крылатых слов - коротких цитат отдельных  авторов, ставших нарицательными - непросто отличить пословицу от поговорки, т.к. в силу самой своей природы они не поддаются однозначному чёткому определению.

С особенностями пословиц как жанра связан и специфический  языковой стиль. На стиле пословиц сказалось, прежде всего, стремление научить, дать совет. Это ярко проявилось в отборе глагольных форм и в общем синтаксическом строении. Пословица широко использует тип обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола: «Век живи – век учись», «Не учи щуку плавать». Наставительный характер пословиц совершенно ясен.

Владимир Иванович Даль, самый известный русский паремиограф, отличавший пословицу от поговорки как "ягодку" от "цветочка", назвал свой огромный сборник из более чем 30.000 единиц, опубликованный в 1861 - 1862 годах, "Пословицы русского народа" и, по его собственным словам, включил в него наряду с пословицами и поговорками "прибаутки, загадки, поверья, приметы, суеверья и много речений, коим не сумею дать общей клички, даже простые обороты речи, условно вошедшие в употребление"1. Во введении к своему сборнику после предварительного замечания о том, что благодаря "краткости и меткости своей" стали пословицами изречения многих русских писателей ("и здесь нельзя не вспомнить Крылова и Грибоедова"), учёный подчёркиваeт: "я включал в сборник свой те только из этих изречений, которые случилось мне слышать в виде пословиц, когда они, принятые в устную речь, пошли ходить отдельно"2.

В.П.Аникин дал такое определение  пословице: «Это краткое, вошедшее в  речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное поэтическое  изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт»3. Из этого определения можно заключить, что пословица выполняет дидактическую функцию в той или иной конкретной ситуации, применительно к которой она употребляется. Многие пословицы имеют специфический языковой стиль, который отражает стремление научить, дать совет. С этой целью широко используется тип обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола: Век живи — век учись; Не говори гоп, пока не перепрыгнешь; Куй железо, пока горячо и т.п. Интересно, что подобную языковую форму имеют пословицы и у других народов (ср. англ. Live and Learn, Think before you leap). Такие пословицы обнаруживают наставительно-дидактический смысл. Из них можно составить целую дидактическую систему, которая содержит в основе своей общечеловеческие ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Своеобразие  использования пословиц в повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Вий», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством».

 

Н.В. Гоголь занимался исследованиями русского языка. Академик В. В. Виноградов отмечает, что Гоголь с великим даром словесно-художественного творчества сочетал "широкие интересы историка, этнографа, филолога. Обладая необыкновенным, гениальным чутьем русского языка, Гоголь усовершенствовал и обогащал его огромным, самоотверженным трудом лингвиста, самостоятельного исследователя словарного состава русского языка и законов его семантики, а также его конструктивных своеобразий"4.

Н.В. Гоголь занимался не только изучением словарного состава русского языка, но и собирал и регистрировал в своих трудах фразеологические обороты, пословицы, меткие выражения. Сколь богата пословицами и поговорками русская литература, столь скудны на размышления о них известнейшие русские писатели. Гоголь представляет в этом смысле одно из немногих исключений, ибо в "Выбранных местах из переписки с друзьями" во фрагменте "В чём же наконец существо русской поэзии и в чём её особенность" он, хоть и вкратце, останавливается на природе и функциях пословиц и на мысли о том, что именно в пословицах русский народ черпает свою силу. "Пословица - пишет он, - не есть какое-нибудь вперёд поданное мнение или предположенье о деле, но уже подведённый итог делу, отсед, отстой уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлеченье силы дела из всех сторон его, а не из одной". Гоголь считает, что мудрость русских пословиц - это "тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум". Именно этим умом преимущественно перед другими людьми наделён русский человек, и посему в патриотическом порыве Гоголь, не колеблясь, утверждает, что русские пословицы "значительнее пословиц всех других народов". "Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выраженья" в них отразилось много национальных особенностей. Благодаря своей дедуктивной природе, пословицы как плод многовекового опыта могут выражать основную суть явлений и состояний души; в центре их внимания всегда находится человек и его жизнь, и пословицы, "как стоглазый Аргус", наблюдают за ними5.

Н.В. Гоголь приписывает пословицам значительную убедительность и подчеркивает, что достаточно уместно использовать в речи одну из них, чтобы закончить речь и "объяснить её вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия". Значительно количество пословиц и поговорок, созданных более или менее осознанно блестящими представителями русской литературы, хотя, как отмечалось, "не всегда удаётся с уверенностью сказать, принадлежит то или иное выражение писателю данного произведения или писатель услышал его из уст народа"6.

В эстетике Гоголя народные песни и пословицы - важнейшие  источники самобытности, из которых  должны черпать вдохновение русские  поэты. Невозможно понять многие гоголевские произведения без учета фольклорной традиции и в первую очередь пословичной стихии, пронизывающей всю ткань поэмы.

"Чем более я обдумывал  мое сочинение, - писал Гоголь  в "Авторской исповеди", - тем  более видел, что не случайно  следует мне взять характеры,  какие попадутся, но избрать  одни те, на которых заметней  и глубже отпечатлелись истинно  русские, коренные свойства наши". В русских пословицах и поговорках наиболее полно выразились важнейшие особенности национального характера, человеческие качества, одобряемые 7народом или отвергаемые им. "Пословичный" способ обобщения стал одним из важнейших принципов художественной типизации также в повести «Тарас Бульба ». Гоголь любил выражать заветные свои мысли в пословицах. Идея "Ревизора", как мы знаем, сформулирована им в эпиграфе-пословице: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива"7 .

Поэтическое начало в «Вие» предполагает и развертывание отдельной речевой формулы, речевой фигуры в сюжет, как, например, когда Хома Брут, обращаясь к старухе, говорит: «Умилосердись, бабуся! Как же можно, чтобы христианские души пропали ни за что ни про что?». Здесь фраза о пропавшей ни за что христианской душе получает затем окончательное сюжетное воплощение в финале повести. То же можно сказать и о пословице «скачи, враже, як пан каже!»8, которую произносит Хома в разговоре с отцом панночки.

Юмористически окрашенный, непринужденный язык Гоголя прекрасно  гармонирует с простой, яркой  речью героев. Например : «Спятил с ума »9, «Не в бровь, а в глаз!»10.

Некоторые речевые обороты  повести стали афоризмами, вошли  в пословицы. Например: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»11, «Я тебя породил, я тебя и убью!»12.

В повести «Тарас Бульба», полной драматизма, язык насыщен высокой  патетикой, яркими, как раскрашенное железо, метафорами.

Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу»13.

Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу.

Рассуждения же повествователя в «Тарасе Бульбе» о том, что  «не сойтись пылкому юноше  со старцем. Другая натура у обоих, и  другими очами глядят они на то же дело» , выполняют прогностическую сюжетную функцию, связанную с предательством Андрия и неразрешимостью исторического конфликта между отцом и сыном.

К повести "Тарас Бульба" восходит одна поговорка, которую до сих пор часто используют в  переносном смысле, чтобы подтвердить, что ещё есть силы, что человек  ещё в состоянии выполнять  трудную работу, заниматься непростой  деятельностью и порой, чтобы  шутливо заверить, что несмотря на годы кто-то находится в хорошей физической форме - есть ещё порох в пороховницах.

Гоголь пишет: "А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись  с куренными. - Есть ещё порох в  пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?" И они отвечают: "Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила; ещё не гнутся казаки!"14.

В «Тарасе Бульбе» Гоголь употребляет и юмористические выражения  «Этот несчастный атаманишка окончательно спятил с ума! « Он сошел, спятил с ума. Пословица применяется в значении, например «Дураком поперхнулся и рехнулся».

«Терпи, казак- атаман будешь!»15 -  Будь терпелив, переноси трудности, испытания, дождешься и чего-л. лучшего. Говорится (часто шутливо) тому, кто жалуется на трудности, жизненные неудобства, боль .8

Мать Остапа и Андрия в «Тарасе Бульбе» Н. Гоголя, как «степная чайка», простёрла руки-крылья над спящими сыновьями, предчувствуя, что никогда больше их не увидит. В её безответных вопросах:

9«Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждёт вас?»16 писатель заключил вечную суть страдания матери. Даже суровый Бульба, не склонный к проявлению эмоций, осознаёт огромную силу материнской любви: «Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает»17, говорит он Остапу и Андрию. Сцена прощания с матерью в этой повести – одна из самых пронзительных во всей русской литературе; после расставания с матерью «молодые козаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущён…».

«Сильно испуган»  пословица о человеке, который находится в состоянии оцепенения от сильного страха, ужаса. Из народнопоэтической речи. Сочетание в одном выражении двух антонимов передает эмоционально-психическое состояние человека в момент, когда от страха он теряет способность думать и действовать сообразно обстоятельствам.

Имеет смысл остановиться на одном небезынтересном аспекте, характерном не только для Гоголя, но для него имеющим особое значение: на страницах гоголевских произведений присутствует множество пословичных выражений, еще не выделенных как пословицы. Бесполезно искать их в паремиологических словарях и в словарях крылатых слов, хотя у них есть все необходимые признаки для того, чтобы попасть на эти страницы, возможно в значении, зависимом от используемого контекста и несколько отличном от исконного. В некоторых случаях достаточно было бы добавления, перемещения или удаления одного слова, чтобы придать этим фразам метрический или хотя бы ритмический рисунок, характерный для пословиц. Речь идёт о тех языковых единицах, которые, даже по извлечению их из исконного произведения имеют законченный смысл и благодаря своей краткости, убедительной назидательности и часто присущим им ассонансам, во многих гоголевских произведениях кажутся изысканными пословицами. Они в основном двухчленны, вторая часть имеет по отношении к первой усилительную функцию или находится в оппозиции к ней, и даже самые простые из них сконцентрированы на одном понятии. В качестве предпосылки хотелось бы сказать, что весьма значимые "скрытые" пословицы, которые я собираюсь процитировать, являются лишь малой частью речений, замеченных мною в процессе многолетнего чтения Гоголя. Видимо, для исчерпывающего списка необходимо новое, систематическое, "прицельное" прочтение всех гоголевских произведений методом сплошной выборки, не исключая богатой переписки писателя с родственниками, друзьями и знакомыми.

Вот в качестве примера : "Человeк без честного рода и потомства, что хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее даром в земле"18 - "Страшная месть", и Гоголь добавляет: " Всходу нет - никто и не узнает, что кинуто было семя"19; "Для человека нет большей муки, как хотеть отмстить, и не мочь отмстить" ; "Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живёт в нём, всё силится перенимать и передразнивать один другого"20 -"Ночь перед Рождеством";

В заключение следует отметить, что в глубинах гоголевской прозы  можно найти целый клад народной мудрости, скрытые пословицы, которые  ждут ещё, чтобы их оценили в пословичном  статусе.

__________________________________________________________

Информация о работе Пословицы в творчестве Н.В. Гоголя