Повесть временных лет» как литературный и исторический памятник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В настоящее время их известно более двухсот. Одна из самых древних и известных - «Повесть временных лет» - летопись, получившая свое название по первым словам «се повести времяньих лет...» и повествующая о событиях русской истории середины IX - начала XII вв. Перед нами в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» - это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

Файлы: 1 файл

к р по древнерусской литературе.docx

— 26.58 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по «Истории древнерусской литературы»

 

 

на тему:

«Повесть временных лет» как литературный и исторический памятник»

                                                                                              

 

 

 

                                                 Выполнила: Сутула Екатерина

 

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые  летописи. В настоящее время их известно более двухсот. Одна из самых древних и известных - «Повесть временных лет» - летопись, получившая свое название по первым словам «се повести времяньих лет...» и повествующая о событиях русской истории середины IX - начала XII вв. Перед нами в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» - это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

Анализ литературы по вопросу  истории появления «Повести временных  лет» показывает его дискуссионность  в науке. Вместе с тем, во всех публикациях  о «Повести» подчеркивается историческое значение летописи для истории и  культуры России. Уже в самом названии «Повести временных лет» содержится ответ на вопрос о предназначении летописи: чтобы рассказать «откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» Иными словами, поведать о русской истории от самого начала ее и до становления православного государства под собирательным названием Русская земля.

Большинство авторов полагают, что идея заголовка «Повести временных  лет» принадлежит Нестору, книжнику широкого исторического кругозора  и большого литературного дарования: еще до работы над «Повестью временных  лет» он написал «Житие Бориса и  Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». В «Повести временных лет» Нестор поставил перед собой грандиозную  задачу: решительным образом переработать рассказ о древнейшем периоде  истории Руси - «откуда есть пошла  Русская земля».

Однако, как показал А. А. Шахматов, «Повести временных лет» предшествовали иные летописные своды. Ученый приводит, в частности, следующий  факт: «Повесть временных лет», существенно  отличалась в трактовке многих событий  от другой летописи, повествовавшей о  том же начальном периоде русской  истории, - Новгородской первой летописи младшего извода. А. А. Шахматов пришел к выводу, что Новгородская первая летопись в своей начальной части  отразила иной летописный свод, который  предшествовал «Повести временных лет»

Интересующий нас текст  «Повести» охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго  десятилетия XII в. Вполне обоснованно  считается, что это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. Отдельных списков его не известно.

Как полагают, первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1117 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Владимировича. Во второй редакции была подвергнута переработке лишь заключительная часть «Повести временных лет»; эта редакция и дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 г., а также других более поздних летописных сводов. Третья редакция, по мнению ряда исследователей, представлена в Ипатьевской летописи, старший список которой - Ипатьевский - датируется первой четвертью XV в.

С нашей точки зрения, окончательная  точка в исследовании вопроса  происхождения «Повести» еще  не поставлена, это показывает вся  история изучения летописи. Не исключено, что учеными на основе вновь обнаруженных фактов, будут выдвинуты новые  гипотезы относительно истории создания величайшего памятника древнерусской  литературы - «Повести временных лет».

Ученые установили, что  летописание велось на Руси с XI по XVII в. Еще в XIX в. стало известно, что  практически все сохранившиеся  летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному  таланту Нестора «Повесть временных  лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельной, литературно изложенной историей Руси», отмечает Д.С.Лихачев.

Во вводной части «Повести»  излагается библейская легенда о  разделении земли между сыновьями  Ноя - Симом, Хамом и Иафетом - и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт...»

Определив, что «язык словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах, когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами являются данниками киевских князей.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»: в этом году на Константинополь напали киевские князья Аскольд и Дир. Тут же приводится хронологическая выкладка - отсчет лет, прошедших от одного до другого знаменательного события. Завершает выкладку расчет лет от «смерти Ярославли до смерти Святополчи» (т. е. с 1054 по 1113 г.), из которого следует, что «Повесть временных лет» не могла быть составлена ранее начала второго десятилетия XII в.

В разделе «Повести временных  лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. В летописи читается так называемая «Речь философа», с которой будто  бы обратился к Владимиру греческий  миссионер, убеждая князя принять  христианство. «Речь философа» имела  для древнерусского читателя большое  познавательное значение - в ней  кратко излагалась вся «священная история» и сообщались основные принципы христианского  вероисповедания.

Краткий обзор композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Встречается в ней и богословский трактат - «речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.

Если говорить об историзме  «Повести», то следует подчеркнуть, что  художественное обобщение в  Древней Руси строилось в основном на основе единичного конкретного исторического  факта. Почти все события прикреплены  к конкретному историческому  событию или конкретному историческому  лицу. Как известно, Древняя Русь в течение IX-X вв. из непрочного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное  государство. Походы киевских князей Олега, Игоря и Святослава ввели Русь в сферу европейской политики. Тесные дипломатические, торговые и культурные отношения Древней Руси с ее южными соседями - с Болгарским» царством и особенно с крупнейшим государством Юго-Восточной Европы - Византией подготовили почву для принятия христианства. Что и нашло отражение в «Повести». Очевидно, что христианизация Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие представления о происхождении и устройстве Вселенной, об истории человеческого рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, давали бы новое, христианское истолкование мироустройству и явлениям природы. Характеризуя литературу Киевской Руси, Д.С.Лихачев отмечает, что она была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. Ее жанровая система отражала мировоззрение, типичное для многих христианских государств в эпоху раннего средневековья. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни».

Отметим также высокую  гражданственность и патриотизм рассматриваемого литературного памятника. Патриотизм древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов  за Русскую землю, но и с их скорбью  по поводу понесенных поражений, со стремлением  вразумить князей и бояр, а порой  и с попытками их осудить, возбудить  против худших из них гнев читателей.

Таким образом, «Повесть временных  лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и  литературный памятник, но и образец  истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине.

 

Стилевое своеобразие  «Повести» заслуживает особого  внимания, поскольку в современной  литературной традиции летописный жанр отсутствует. Природа летописного  жанра весьма сложна; летопись относится  к числу «объединяющих жанров», подчиняющих себе жанры своих  компонентов - исторической повести, жития, поучения, похвального слова и т. д.  И тем не менее летопись остается цельным произведением, которое может быть исследовано и как памятник одного жанра, как памятник литературы. В «Повести временных лет», как и в любой другой летописи, можно выделить два типа повествования - собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В летописном рассказе автор стремится изобразить событие, привести те или иные конкретные детали, воспроизвести диалоги действующих лиц, словом, помочь читателю представить происходящее, вызвать его на сопереживание.

Так, в рассказе об отроке, бежавшем из осажденного печенегами Киева, чтобы передать просьбу княгини  Ольги воеводе Претичу, не только упоминается сам факт передачи сообщения, но именно рассказывается о том, Как отрок бежал через печенежский стан с уздечкой в руке, расспрашивая о будто бы пропавшем коне, о том, как он, достигнув берега Днепра, «сверг порты» и бросился в воду, как выплыли ему навстречу на лодке дружинники Претича; передан и диалог Претича с печенежским князем. Это именно рассказ, а не краткая погодная запись, как, например: «Вятичи победи Святослав и дань на них възложи», или «Преставися цариця Володимеряя Анна», или «Поиде Мьстислав на Ярослава с козары и с касогы» и т. п.

В то же время и сами летописные рассказы относятся к двум типам, в значительной мере определяемым их происхождением. Одни рассказы повествуют о событиях, современных летописцу, другие - о событиях, происходивших  задолго до составления летописи, это устные эпические предания, лишь впоследствии внесенные в летопись.

В рассказах торжествует  то сила, то хитрость. Так, воевавший  с Русью печенежский князь  предложил Владимиру выставить  из своего войска воина, который бы померился силой с печенежским  богатырем. Никто не решается принять  вызов. Владимир опечален, но тут к  нему является некий «старый муж» и предлагает послать за своим  младшим сыном. Юноша, по словам старика, очень силен: «От детьства бо его несть кто им ударил» (т. е. бросил на землю). Как-то, вспоминает отец, сын, разгневавшись на него, «преторже череви руками» (разорвал руками кожу, которую в этот момент мял: отец и сын были кожевниками). Юношу призывают к Владимиру, и он показывает князю свою силу - хватает за бок пробегающего мимо быка и вырывает «кожю с мясы, елико ему рука зая». Но тем не менее юноша - «середний телом», и поэтому вышедший с ним на поединок печенежский богатырь - «превелик зело и страшен» - смеется над своим противником. Здесь (как и в рассказе о мести Ольги) неожиданность поджидает отрицательного героя; читатель же знает о силе юноши и торжествует, когда кожемяка «удави» руками печенежского богатыря.

Некоторые рассказы летописи объединены особым, эпическим стилем изображения действительности. Это  понятие отражает, прежде всего подход повествователя к предмету изображения, его авторскую позицию, а не только чисто языковые особенности изложения. В каждом таком рассказе в центре - одно событие, один эпизод, и именно этот эпизод составляет характеристику героя, выделяет его основную, запоминающуюся черту; Олег (в рассказе о походе на Царьград) - это, прежде всего мудрый и храбрый воин, герой рассказа о белгородском киселе - безымянный старец, но его мудрость, в последний момент спасшая осажденный печенегами город, и является той характерной чертой, которая завоевала ему бессмертие в народной памяти.

Другая группа рассказов  составлена самим летописцем или  его современниками. Ее отличает иная манера повествования, в ней нет  изящной завершенности сюжета, нет  эпической лаконичности и обобщенности образов героев. Эти рассказы в  то же время могут быть более психологичными, более реалистичными, литературно  обработанными, так как летописец  стремится не просто поведать о событии, а изложить его так, чтобы произвести на читателя определенное впечатление, заставить его так или иначе отнестись к персонажам повествования. Среди подобных рассказов в пределах «Повести временных лет» особенно выделяется рассказ об ослеплении Василька Теребовльского (в статье 1097 г.).

Эмоционально ярким предстает  эпизод о страшной участи оклеветанного  князя, он вызывает сочувствие к нему, выраженное им желание предстать  перед богом «в той сорочке  кроваве» как бы напоминает о неизбежном возмездии, служит публицистическим оправданием вполне «земным» действиям князей, выступивших войной против Давыда Игоревича с тем, чтобы восстановить права Василька на отнятый у него удел.

Так, вместе с летописным повествованием начинает формироваться  особый, подчиненный летописному жанр - жанр повести о княжеских преступлениях23.

Все летописное повествование  пронизывает этикетность, особенно в той его части, которая выдержана в стиле монументального историзма. Летописец отбирает в этих случаях для своего повествования только наиболее важные, государственного значения события и деяния. В стиле монументального историзма ведется, например, изложение событий времени Ярослава Мудрого и его сына - Всеволода. Например, описание битвы на Альте, принесшей Ярославу победу над «окаянным» Святополком - убийцей Бориса и Глеба (в «Повести временных лет» под 1019 г.).

Сочетание стилей монументального  историзма и эпического в «Повести временных лет» создали ее неповторимый литературный облик, и ее стилистическое влияние будет отчетливо ощущаться  на протяжении нескольких веков: летописцы станут применять или варьировать те литературные формулы, которые впервые были употреблены создателями «Повести временных лет», подражать имеющимся в ней характеристикам, а иногда и цитировать «Повесть», вводя в свой текст фрагменты из этого памятника.

Информация о работе Повесть временных лет» как литературный и исторический памятник