Повести Белкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Повести Белкина А. С. Пушкина созданы осенью 1830 года в селе Болдино них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»),. В мелкочиновный и аристократический быт («Станционный смотритель»), мещанско-ремесленный обиход («Гробовщик»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»). Но основная тема «Повестей» — маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания и стремления, социальные противоречия, нравственное достоинство и простое человеческое счастье. «Повести Белкина» оптимистичны. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в «Станционном смотрителе». Совершенно на новой основе Пушкин продолжает разработку темы маленького человека, начатую еще Карамзиным в «Бедной Лизе».

Файлы: 1 файл

Povesti_Belkina.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

А почему она именно такая? Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? Почему мир так жесток? И почему человек  несчастен?.. На эти вопросы ответить должен сам читатель. Большую роль в повести играют внесюжетные элементы - описание рисунков на сюжет библейской притчи о блудном сыне, которые увидел в доме смотрителя Иван Петрович Белкин. Само произведение тоже напоминает цепь картин, но это уже не притчевые картинки, а Картины Жизни, но в них далеко не всё так благополучно, как в библейской истории. Жизнь в изображении Пушкина - трагедия. Почему? Отчего? Неизвестно. Это великая загадка, ключ от которой находится в самом существовании общества, а также и в сердце человека.

Имя главного героя. Сюжет повести  «Станционный смотритель» развивается  прямолинейно (последовательно), но хронологически неравномерно: между основными событиями  проходит несколько лет. Завязка - знакомство Ивана Петровича Белкина с  Самсоном Выриным и его дочерью. Развитие действия - рассказ Самсона Вырина о своем горе. Кульминация - воспоминание Самсона Вырина о том, как Дуня бросила его. Развязка - Иван Петрович Белкин узнает о дальнейшей судьбе станционного смотрителя (он, не сумев вернуть дочь, спился и умер) и Дуни (она осталась в Петербурге, родила троих детей, обрела достаток, но главное - она вернулась на станцию и припала к стопам отца, пусть даже мертвого, лежащего в могиле). В рассказе Самсона Вырина есть свои элементы сюжета: экспозиция - описание жизни с Дуней на станции, завязка - приезд гусара Минского на станцию, развитие действия - мнимая болезнь Минского, увлечение Дуней, её похищение (или побег?), отец старается вернуть её; кульминация - станционного смотрителя выгнали из дома, где жила Дуня, он понял, что потерял её навсегда и отступился; развязка - бессмысленная жизнь станционного смотрителя без Дуни, пьянство, преждевременная старость и скорая смерть. Таким образом, в повести используется прием «рассказ в рассказе».

повесть «Станционный смотритель»  основана на образах и мотивах  Библии, без знания которых нельзя понять смысл произведения. Сначала  определяются эти образы и мотивы, контекст, в котором они используются. Затем с помощью Библейской энциклопедии и Библии определяется-библейский смысл этих образов и мотивов и только потом -=- новый смысл, который они обрели в произведении. В ходе работы можно составить следующую таблицу.

 Библейские образы и мотивы

История о блудном сыне.

Заблудшая овца.

Самсон.

Авторская позиция — это отношение  автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в  портретах героев, в их мыслях и  чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно  в оценках повествователя. Отношение  Пушкина к главному герою повести  “Станционный смотритель” Самсону  Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции “Станционный смотритель” теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

    “Что такое станционный  смотритель?” — спрашивает Пушкин  у читателей через рассказчика  в самом начале повести. “Сущий  мученик четырнадцатого класса”,  потому что его чин становится  его жизнью, то есть он “ограничен”,  он мыслит именно как “чиновник  четырнадцатого класса”. И конечно,  по его логике, бедная девушка  не может быть счастлива с  богатым ротмистром, который только  посмеется над ней и уж, конечно,  никогда не женится. Самсон  Вырин недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?.. Ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

                “Станционный смотритель” —  это первое произведение в  русской литературе, в котором  создан образ “маленького человека”.  В дальнейшем эта тема чаще  встречается в русской литературе. Ее касаются в своем в творчестве  такие писатели, как Гоголь, Чехов,  Л. Толстой, Гончаров и др.

    Создание образа “маленького  человека” — это тоже средство  выражения авторской позиции.  Но каждый автор по-своему решает  эту проблему. Пушкин осуждает  ограниченность станционного смотрителя, но, осуждая, 


Информация о работе Повести Белкина