Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 11:29, контрольная работа
Данная работа посвящена исследованию эпохи предренессанса в Англии. В искусство эпохи предренессанса тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Актуальность проблемы заключается в том, что идея научного и художественного достижения мира в эпоху предренессанса близка каждому человеку.
Введение……...…………………………………………………..
Глава I. Общая характеристика предренессанса………………
I.1. История возникновения предренессанса…………………..
I.1.1. Характеристика предренессанса в Англии………………
I.1.2. Характеристика предренессанса в Италии………………
Выводы к 1 главе………………………………………………...
Глава II. Предренессанс в Англии……………………………...
II.1. Характеристика литературы в эпоху предренессанса……
II.1.1. Джефри Чосер…………………………………………….
II.1.2. Джон Гауэр………………………………………………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………….
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………...
Развитие литературы в этот период в Британии идет в общих чертах так же, как и в других европейских странах. Начинается здесь все, кстати говоря, несколько раньше, чем на континенте, исключая лишь Италию и Испанию, наверное, с церковной реформы.
Конец XIV и XV вв. ознаменовались замечательным явлением в английской словесности - появлением народной баллады, остросюжетного лирико-эпического стихотворения, с точки зрения крестьянства осветившего английскую историю. Английская и шотландская баллада - это огромный корпус произведений, высшей точкой развития которого являются баллады о Робине Гуде.
Первые сведения о балладе, посвященной этому народному герою, относятся к 1370 г., к кануну восстания Уота Тайлера, но, конечно, в нее вплелись отголоски более ранних текстов - XII и XIII вв. Этим объясняется, что в ряде случаев Робин выступает как противник нормандской знати и что он погиб, преданный монахиней нормандского происхождения. Однако самое главное в этих балладах - широкая картина английской жизни и ее подлинные народные герои - вольная ватага обитателей Шервудского леса. Так, на рубеже Возрождения в английской словесности уже существовало великое национальное произведение.[6]
Поскольку в той или иной степени все знакомы с Робином Гудом, хотя бы по фильмам, я не буду подробно рассказывать его легендарную биографию, скажу лишь, что в центре всех баллад стоит Личность, характер, конкретный человек, в не просто эпический богатырь.
В конце XIV в. в Англии обострилась общественная борьба, разразилось знаменитое восстание Уота Тайлера, откликом на него стала латинская поэма "Глас Вопиющего" Джона Гауэра (1330 - 1408), объемная, насыщенная традициями классики, однако отражающая проблемы современные. Гауэр использовал для поэмы традиционную в средневековье форму ВИДЕНИЯ, ту же, что и Данте в "Божественной комедии".[4]
Здесь, как в басне, людей и различные явления олицетворяют животные. Кентский Кабан - восставшее крестьянство, болтливая Сорока - сам Уот Тайлер. Вообще говоря, симпатии автора далеко не на стороне бунтовщиков, но скорее - мирных обывателей, против спокойной жизни которых и выступают, по мнению Гауэра, бунтовщики под водительством самого сатаны.
В духе средневековой традиции была создана и поэма "Видение Уильяма о Петре Пахаре" Уильяма Ленгленда (вторая половина XIV в.), приобретшая большую популярность в мятежные годы. Ее очень любили цитировать бунтари-проповедники, за которыми шли восставшие крестьяне, такие, как Джон Болл, сподвижник Тайлера, идейный вождь восстания.
II.1.1. Джефри Чосер
Чосер, Джефри (Chaucer, Geoffrey) (1344?–1400), виднейший из английских поэтов Средневековья, крупнейшая фигура английской литературы. Предполагают, что он родился между 1340 и 1344 и что местом рождения был Лондон. Джон Чосер, отец Джефри, преуспевающий виноторговец, занимал пост помощника королевского кравчего в Саутгемптоне.
В 1359–1360 Чосер служил в английских войсках во Франции (Столетняя война с перерывами продолжалась на всем протяжении его жизни). Он попал в плен неподалеку от современного Реймса; в начале 1360 за него был заплачен значительный выкуп, и он смог вернуться в Англию. В том же году Чосер снова отправился во Францию, будучи по-прежнему на службе у принца Лайонела, но теперь уже в качестве курьера; это была первая из его многих дипломатических миссий.[1]
Произведения Чосера трудно датировать точно. Ранние работы уже предвещают будущее мастерство, но они также и традиционны, и в большой степени экспериментальны; стиль и содержание заимствованы у изысканных французских писателей, бывших тогда в моде при английском дворе. Поэмы любовных грез, аллегорических картин-сновидений (видений) в 14 в. были излюбленным французским жанром. Обычный сюжет: весна, поэт жалуется на бессонницу, потом засыпает с книгой, во сне слагает собственную повесть о любви с аллегорическими картинами – и просыпается.
Поэма Книга герцогини (The Book of the Duchess, 1369) написана в память герцогини Бланш Ланкастерской, первой жены Джона Гонта; это произведение считают первой большой поэмой Чосера. Автор тщательно подражает французским образцам, но его особый дар уже проявляет себя, несмотря на следование традиционной манере: четкость и свежесть декоративного фона, реализм охотничьей сцены вкупе с отвлеченностью картины-сна, переход от стилизованных любовных грез к прочувствованной элегии.
Написанная спустя приблизительно 10 лет поэма Дом славы (House of Fame) – произведение переходное. В общем плане это французские любовные «видения», поскольку в поэме описан сон и объявлено намерение узнать «любовные вести» из домов Славы и Молвы. Однако по стилю Дом славы – особенно 2-я книга – реалистичен, в поэме различимы голоса Данте, средневековых латинских поэтов и прозаиков, наконец – сочный стиль самого Чосера.
Птичий парламент (Parliament of Fowls), написанный, по-видимому, в начале 1380-х годов, следует традиционной французской манере в большей степени, чем Дом славы. Однако описание сна (где птицы, собравшись в Валентинов день, ищут себе пару) последовательно реалистическое, присутствует даже политическая сатира, когда «благородные» птицы обсуждают своих избранниц, сообразуясь с правилами куртуазности, а птицы-«мужланы» откровенно и грубо насмехаются над господами.
Незаконченная Легенда о славных женщинах (Legend of Good Women) – последняя из поэм «любовных видений»; в некотором роде она предвещаетКентерберийские рассказы. Видения помещены в «Пролог» – во всех отношениях лучшую часть поэмы. Майский день, сад, поэт вознес очаровательную весеннюю молитву маргаритке. Он засыпает; ему грезится, что явились бог и богиня любви и налагают на него епитимью за то, что он писал о неверных в любви женщинах. Во искупление поэту велят писать о верных («славных») женах, он соглашается, и на этом кончается пролог. Основные девять рассказов Легенды чересчур однообразны по теме и ныне интересны главным образом тем, что предвосхищают структуруКентерберийских рассказов.
Поэма Троил и Хризеида (Troilus and Criseyde) написана раньше Легенды о славных женщинах, однако эта поэма вполне самостоятельна и решительно выходит за рамки жанра любовных видений. Сюжет произведения в большой степени заимствован из Филострато Боккаччо (или, возможно, из сходного французского текста Роман о Троиле и Хризеиде).
Неизвестно, когда Чосер
задумал композицию
II.1.2. Джон Гауэр
Джон Гауэр (ок. 1330-1408), английский поэт. Состоятельный дворянин из графства Кент, жил в Лондоне. Другом Гауэра был Дж.Чосер, который доверил ему свои полномочия в делах на время отсутствия в Англии и посвятил Троила и Хризеиду. Гауэр делал щедрые пожертвования монастырю Сент-Мэри-Овери в Саутуорке, при котором он жил и где в 1397 или в 1398 женился на Агнис Граундолф. О жизни Гауэра имеются весьма скудные документальные свидетельства, предполагают, что на склоне лет он ослеп. Зерцало человеческое (Mirour de l'omme), или Зерцало размышляющего (Speculum meditantis, между 1376 и 1379) - первое из трех важнейших сочинений Гауэра; написано на французском языке. Это поэма, содержавшая более 30 000 восьмисложных строк; двенадцать строк составляют одну строфу с парной рифмовкой по типу ааваавввавва. Столь технически трудной формой Гауэр владел в совершенстве.[2] Поэма, в которой глубоко анализировались проявления зла в жизни современного общества, считалась утраченной, пока ее рукопись не была случайно обнаружена в 1895 в Кембриджском университете. Уцелели также пятьдесят французских баллад Гауэра. Главное сочинение Гауэра на латинском языке, сохранившееся в десяти рукописях, - Глас вопиющего (Vox clamantis), аллегория из 10 265 элегических стихов. Произведение написано в 1382, хотя возможны и более поздние редакции. Подобно Зерцалу человеческому, Глас вопиющего исследует разновидности зла в современном религиозном и общественно-политическом устройстве; первая из семи книг посвящена истории крестьянского восстания 1381. На английском языке написана Исповедь влюбленного (Confessio amantis, 1-я редакция - ок. 1390; последняя переработанная - ок. 1393), сохранившаяся в сорока трех рукописях; напечатана в 1483 У.Кэкстоном и в 1532 Т.Бертлетом. Первая редакция поэмы посвящена Ричарду II и (в Эпилоге) Генриху Ланкастерскому; окончательная редакция - одному Генриху IV Ланкастерскому. Насчитывающая свыше 34 000 стихов, Исповедь влюбленного состоит из Пролога и восьми книг, написана короткими рифмованными двустишиями, в которых поэт явил исключительное мастерство. По композиции это собрание историй и нравоучений, нанизанных на непрочную нить аллегорического вымысла, в котором Гауэр-возлюбленный исповедуется в грехах Гению, жрецу Венеры. Каждая исповедь дает Гению возможность выступить с нравоучительными рассуждениями. Своей целью Гауэр объявлял "найти середину" между наставлением и развлечением, и многие из рассказанных в Исповеди влюбленного историй - поистине повествовательные шедевры. Около 1400 вышли испанский и португальский переводы поэмы - первого английского сочинения, которое было переведено на иностранный язык.
Выводы к главе II
В произведениях Предренессанса представлены все разновидности литературы 14 в.: рыцарские и куртуазные романы, народные сказки, фаблио (истории с грубым юмором), бретонские лэ, басни с персонажами-животными, жития святых, аллегории, проповеди. Иногда поэты включали ранее написанные рассказы, иногда – добавлял новые.
Языком писателей был лондонский диалект того времени. Их строки текут непринужденно, они разнообразны; поэты мастерски владел и ритмом, и рифмой. В ранних вещах, например, Чосер иногда применял восьмисложные строфы, однако позже использовал более гибкую десятисложную строфу и строфическую «королевскую рифму».
Необычайный во всех областях мысли и творчества, который переживает Англия во второй половине XVI в., является, однако, сравнительно кратковременным. Английские гуманисты были очевидцами глубоких изменений в социально-экономической жизни. Их главным врагом оказался в конце концов не старый феодальный мир, уже отходивший в Англии в прошлое, а новое общество, построенное на капиталистической собственности и наживе, и они чрезвычайно остро и болезненно реагировали на все порожденные этим уродливые желания жизни. Именно эта черта оказалась особенно устойчивой и характерной для гуманистической культуры в классической стране первоначального накопления.
Заключение
Место предренессанса в истории, иными словами, вопрос о том, следует ли видеть именно в нем начальное звено того исторического процесса, который ведет к современному состоянию культуры, оцениваемому как позитивно, так и негативно, — это один из главных дискуссионных моментов в полуторавековой истории ренессанса. Второй, и не менее спорный и важный, — это структурированность Возрождения, иными словами, вопрос о том, является ли предренессанс идейно-художественным движением, проявившимся только в высших сферах культурной деятельности и реализующим некую логически последовательную программу, или это явление и более объемное, и более стихийное, захватывающее материальную жизнедеятельность человека — политику, хозяйственную практику, бытовое поведение, нравы и обычаи, — и поэтому не во всех случаях подлежащее сведению к логически простой и непротиворечивой формуле.
Список использованной литературы