Принципы русской орфографий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:16, реферат

Описание работы

Орфография (греч. orthos правильный, grapho- пишу)- раздел языкознания, который изучает правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

Правила орфографии могут строиться на базе различных принципов – фонетического, традиционного и морфологического.

Основным принципом русской орфографии является морфологический. Он определяет такое письмо, при котором сохраняется единообразное написание морфем (приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их звучания в том или ином случае.

Содержание работы

1. Морфологический принцип русской орфографии.

2. Фонетическое написание.

3. Традиционное написание.

4. Дифференцирующее написание.

Файлы: 1 файл

Принципы русской орфографий.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Принципы  русской орфографий

 

        План

 

1.    Морфологический  принцип русской орфографии.

 

2.    Фонетическое  написание.

 

3.    Традиционное  написание.

 

4.    Дифференцирующее  написание.

 

 

 

Орфография (греч. orthos правильный, grapho- пишу)- раздел языкознания, который изучает правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

 

Правила орфографии могут  строиться на базе различных принципов  – фонетического, традиционного  и морфологического.

 

Основным принципом  русской орфографии является  морфологический. Он определяет такое письмо, при котором сохраняется единообразное написание морфем (приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их звучания в том или ином случае.

 

Например, ход – ходить – находка – выход

 

В различных фонетических положениях морфема ход – звучит по-разному, но в соответствии с морфологическим принципом всегда обозначается одними и теми же буквами.

 

В соответствии с морфологическим  принципом пишется одинаково  большинство приставок (до -, от-, под-, над-), суффиксы и окончания. Этот принцип связывает отдельное слово с родственными ему словами.

 

Однако морфологический  принцип не охватывает всех без исключения написаний. Есть случаи, когда написания  не подчиняются ему и даже противоречат. Поэтому наряду с морфологическим выделяются: традиционное (историческое) написание, фонетическое и дифференцирующее.   

 

Традиционное написание. По этому принципу слово пишется  так, как оно писалось в старину  или как в том языке, из которого оно заимствовано. Этот принцип иногда называется историческим, т.к. традиционные написания складывались исторически, некоторые из них могут быть объяснены действием исторических фонетических закономерностей.

 

       Например, написание  жи-, ши- отражают историческую мягкость  шипящих  ж и ш.

 

Иногда эти написания называют этимологическими, т.к. они отражают историю слов. Но традиционные написания не всегда отражают этимологию слов, а часто прямо противоречат ей:

 

                               завтрак < завтрок (заутрок, утро)

 

калач < колач (около)

 

стакан < стокан (сток, стечь)

 

Традиционный принцип  написания состоит в сохранении написаний, не объяснимых с точки  зрения современного произношения или  современного строения слова. Эти написания  запоминаются.

 

Фонетический определяет такое письмо, в котором буквами последовательно принцип обозначаются реально произносимые в каждом конкретном случаи звуки, т.е. опорой для правописания является произношение. Фонетический принцип используется в сербском, белорусском, частично в русском языках. По этому принципу в русском языке пишутся: а) конечные согласные в приставках на з/c:  безоблачный, безрадостный, бесполезный;

 

 б) правописание  о или а, в  приставке раз-  – рас-, роз- – рос-

 

    розыск –   разыскать,  россыпь – рассыпать;  в) ы после ц: цыган, огурцы, синицын.

 

Дифференцирующее написание  – это написание двух слов или  форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами:

 

рос (роса) – роз (роза), стыла – (стыть ) – с тыла (тыл), поджог (сущ.)- поджег (глагол).

 

Кроме правил передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем, орфография изучает также правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных и строчных букв, правила переноса слов с одной строки на другую, также правила графического сокращения слов.

 

 

 

Вопросы

 

1.    Что такое орфография?

 

2.    В чем сущность морфологического  принципа русской орфографии  и каковы его преимущества? 

 

3.    В чем сущность фонематического  принципа русской орфографии?

 

4.    Охарактеризуйте  сущность фонетических написаний  и укажите основные случаи  их применения.

 

5.    Какие написания  относятся к историческим?

 

6.    Охарактеризуйте  сущность дифференцирующих написаний.

 

 

 

Опорные слова и словосочетания: орфография, принципы написания слов: морфологический, традиционный, фонетический, дифференцирующий.

 

 

 

Литература

 

  1. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1., Н.М.Шанский, В.В. Иванов. М., «Просвещение», 1987.

 

  1. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М.Шанского, Л., 1988.

 

  1. Л.Л.Буланин. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970

 

  1. В.П.Ковалев, Л.И.Минина. «Современный русский литературный язык», Часть 1, М., «Просвещение», 1979.

 

  1. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

 

  1. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

 

  1. Шапиро А. Б. Русское правописание. М., 1961.

 

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов. М., 1998.

9.      Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001а.

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие (Под ред. О.Б. Иншакова). Москва – Воронеж, 2001б. С. 7-20.
  2. Величенкова О.А., Иншакова О.Б., Ахутина Т.В. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников // Школа здоровья. 2002. № 3. С. 20-35.
  3. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка // Детская речь: Хрестоматия. Ч.III. СПб., 1999.
  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
  5. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов // Язык. Речь. Творчество. М., 1998. С. 183 - 319.
  6. Зиндер Л.Р. Теория письма. М., 1987.
  7. Зиндер Л.Р. Введение в теорию письма // Прикладное языкознание.Л., 1996.С. 15 – 25.
  8. Корнев А.Н. Психологический анализ орфографических навыков правописания безударных гласных на начальном этапе их формирования // Проблемы детской речи – 1999. СПб., 1999. С. 100 – 103.
  9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977.
  11. Лурия А.Р.. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М., 2002.
  12. Овчинникова И.Г. Языковая и метаязыковая компетенция школьника // Система становления развивающего обучения в образовании г. Перми: Материалы научно-практической конференции. Пермь, 1998. С. 28-43.
  13. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие (Под ред. О.Б. Иншакова). Москва – Воронеж, 2001.
  14. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001.
  15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  16. Чуприкова. Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
  17. Цейтлин С.Н. К анализу буквенных замен в письменной речи дошкольников и младших школьников // Проблемы детской речи – 1998: Доклады Всероссийской научной конференции. Череповец. 1998.С. 48 – 53.
  18. Цейтлин С.Н., Русакова М.В., Кузьмина Т.В. Правила русского письма в аспекте их онтогенетического освоения // Проблемы детской речи – 1999. СПб., 1999. С. 186 – 190.
  19. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.
  20. Щерба Л.В.. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 63 - 84.
  21. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 56 - 62.

Информация о работе Принципы русской орфографий