Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:34, доклад
Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи—рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”).
Доклад
На тему: Природа в лирике М.Ю.Лермонтова.
Природа в лирике М.Ю. Лермонтова (1)
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова (1)
Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи—рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: “На севере диком.... ”
Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления —не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — пишет поэт о Демоне.
В поздней лирике Лермонтова
природа часто является умиротворенной
и умиротворяющей. Она воплощает
собою совершенство, гармонию, особенно
часто эти чувства вызывают небо
и звезды. Часто гармония природы
противопоставляется
Мы видим, что природа для поэта —это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста.... Трава меж ними так густа”. Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о любви.
Даже суровый, мрачный
и скептически настроенный
Конечно, поэту-романтику
ближе всего вершины