Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

В девятисотые годы в России разразился жесткий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количества босяков, которые опускаются на «дно» жизни.
Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На

Файлы: 1 файл

Проблема человека в пьесе М - копия.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

     Проблема  человека в пьесе  М. Горького «На дне» 

     В девятисотые годы в России разразился жесткий экономический кризис. После  каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики  и заводы закрывались. Тысячи рабочих  и крестьян оказались без крова  и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количества босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

     Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество  своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это не случайно. Именно на той глубине падения, которая  отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его  происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался».    Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости.    Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща о том, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота...»

     Написанная  в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький  писал о своей пьесе: «Она явилась  итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей».  
 

     Одной из основных тем творчества Максима  Горького стала тема стремления к  новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что  бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом  произведении К. С. Станиславский, поставивший  пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На  дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В  ней Горький реалистично изобразил  жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.

     Действие  пьесы  «На дне»  происходит в  мрачном полутемном подвале, похожем  на пещеру, со сводчатым низким потолком, который давит на людей своей  каменной тяжестью, где темно, нет  простора  и трудно дышать.

     Здесь собирались воры, нищие, калеки – все  выброшен из жизни; различные по своим  привычкам, жизненному поведению , прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные; бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.

     Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы капиталистического порядка, даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь  хозяева, мещане-собственники, не останавливаются  ни перед каким преступлением  и пытаются выжить из них несколько  грошей.

     Судьбы  всех этих людей и самое существование  «дна» доказывают неправомерность  капиталистического строя и служат разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.  
 

        Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

       Возражая Клещу, Васька Пепел  замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие  совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни...    Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание».  

     Через образ Анны, жены Клеща, развивается  проблема жизни и смерти, а также  сострадания. Анна - «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания.   

     Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям.  

     Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним  в жизнь ночлежников входят жалость  и сострадание. Для каждого у  него найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через  доброту и жалость. Своей историей о двух беглых, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей  я их - они бы, может, убили меня... али еще что... Тюрьма - добру не научит, а человек - научит... да!»    Здесь Луке противопоставляется  Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой  он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти  к правде: «Издыхать надо... вот  она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя...»  

     Своеобразной  кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной  земле. Один человек все собирался  идти искать праведную землю, где  живут «хорошие люди... друг дружку они  уважают, друг дружке - за всяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и - удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек - вот правда!»  

     И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай - все сотрется... все сотрется, да!»  Лука не видит между людьми большой  разницы: «Мне все равно! Я и жуликов  уважаю; по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все - прыгают...» 

     Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я,  они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!.. Все - в человеке, все для человека! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»  

     Автор поднимает в своей пьесе массу  всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.   

     Обитатели "дна" выброшены из жизни в  силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой  Актер, да и остальные измотаны, изуродованы  жизнью до последней степени.     И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать  волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который  готов даже из своих несчастных и  обездоленных постояльцев выжать последнюю  копейку. Столь же отвратительна  и его жена Василиса своей безнравственностью.     Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами  ночлежного дома, среди жалких и  искалеченных, несчастных и бездомных  бродяг звучат торжественным гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек  вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!"     Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...    

     Проблема  суровой правды и спасительной лжи  в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно  многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

     Горький в одном интервью в 1903 г. так высказался об основном вопросе, поставленном в  пьесе: «Основной вопрос, который  я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее?».

     Решение вопроса, что надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в  своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.

     Слова Сатина выражали самые высокие мечты  предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. «Ложь – религия рабов и  хозяев…Правда – бог свободного человека!»

     Такое высказывание Сатина воспринималось как  революционный призыв, как «сигнал  к восстанию». Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека. Горький утверждал великие идеи гуманизма.

     Своей пьесой «На дне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического характера: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давал понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.


Информация о работе Проблема человека в пьесе М. Горького «На дне