Проблема изучения творчества Оскара Уайльда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация. Поэтому особенно важно дать объективную характеристику творческой биографии Уайльда.
Целью данной работы является проблематика изучения творчества Оскара Уайльда

Содержание работы

1.Введение.....................................................................................................3.
2. Биография Оскара Уайльда.....................................................................6.
3. Творчество Оскара Уайльда……………………………………………8.
4. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда……..14.
4.1. Обзор статьи Макаровой А.Н………………………………………14.
4.2. Обзор автореферата диссертации Тетельман А.И………………...16.
4.3. Обзор автореферата диссертации Мауткиной И.Ю……………….18.
4.4. Обзор статьи Котовой Н.В…………………………………………..20.
4.5. Обзор статьи Талановой А.Н………………………………………22.
4.6. Обзор статьи Новак С.В…………………………………………...24.
5. Заключение……………………………………………………………26.
6. Библиография…………………………………………………………..2.

Файлы: 1 файл

Курсовая Уайльд.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

           Художественное величие Оскара Уайдьда как автора «Портрета Дориана Грея» заключается прежде всего в философском осмыслении с гуманистических позиций сложнейшей эстетической проблемы взаимодействия искусства и морали. Когда Уайльд писал в «Тюремной исповеди» о том, что он «из искусства сделал философию, а из философии искусство», то тем самым подтверждал, что хорошо осознает свою цель. Но одновременно его роман представляет собой психологическое исследование души героя своего времени, задумавшего отступить от принятых этических норм и создать свою новую философию. В жанровом отношении «Портрет Дориана Грея» можно рассматривать как философско-психологический роман. (4, с. 78)

            Официальная пуританская Англия запретила «Портрет Дориана Грея», как аморальное художественное произведение, в предисловии к которому Оскар Уайльд писал: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.»

            Но несмотря на это роман был объявлен безнравственным, хотя весь его пафос заключался в обратном доказательстве: потеря человеком своей нравственной сущности, даже ради искусства и красоты, оборачивается для него физической и духовной гибелью.

            Гуманистический финал лучшего произведения Оскара Уайльда совсем не случаен и является результатом длительных и напряженных раздумий художника о необходимости прорыва к единству этики и эстетики, подтверждают также сказки, вошедшие в золотой фонд мировой художественной литературы для детей. Сказки Уайльда – воплощение совершенной поэтической формы и поэтического мышления, что делает их исключительным явлением в английской литературе. Писатель ставит перед читателем ребенком серьезные нравственные проблемы, вопросы добра и зла. Верности и любви посвящены его лучшие произведения в этом жанре: сказки «Счастливый принц», «Соловей и роза». Все свои сказки Уайльд объединил в два сборника «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). Продолжая традиции датского сказочника Х.Г. Андерсена, он предлагает свое решение проблем, основываясь на гуманистическом понимании человеческой природы, красоты, морали. Сказка с ее обязательной победой добра и моральной направленностью опровергала официальную версию об аморальности Оскара Уайльда и его творчества. (15, с.116)

           В 1891 г. Уайльд написал по-французски одноактную драму «Саломея». Она была опубликована в 1892 г. по-французски и в 1893 по-английски (перевод Альфреда Дугласа, откорректированный автором).

В «Саломее»  осуществлено свойственное Уайльду  парадоксальное использование литературных традиций. Парадоксальность здесь состоит  в том, что Уайльд, работая в традициях какого-либо литературного направления, изнутри разрушает эти традиции, как бы иронизируя над ними. «В «Саломее» ирония в равной мере относится и к священности текста Библии, и к реалистичности описания в повести Флобера «Иродиада», и к символичности драм Метерлинка и поэмы Малларме «Иродиада». Иронично представлены даже черты эстетизма, присущие, в частности, роману Гюисманса «Наоборот», где в главе 5 описываются два изображения Саломеи, выполненные художником Гюставом Моро: обстановка не просто красива, а излишне красива, речь героев оснащена слишком изысканными сравнениями, страсти слишком искусственны и чересчур напряжены и т.д. Все вместе взятое может быть определено как стиль «модерн», крупнейшим представителем которого в европейской литературе стал Уайльд.» (Луков, история литературы) (25, с.150) 

            Наибольшую славу при жизни и, кроме того, материальное благополучие принесли писателю четыре комедии: «Веер леди Уиндермир» (опубл. 1893), «Женщина, не стоящая внимания» (опубл. 1894), «Идеальный муж» (опубл. 1899), «Как важно быть серьезным» (опубл. 1899, полный вариант в четырех действиях – 1956).

Работая над пьесами, Уайльд нередко обращался  к знакомым схемам сюжетов, соблюдал традиционное единство времени (события  охватывают не более суток) и частично единство места. Писатель прибегал к парадоксальному использованию традиций, отталкиваясь от образцов французской «хорошо сделанной пьесы» и великолепно маневрируя их сценической условностью. В названиях произведений Уайльда также скрывается парадокс, развертываемый в сюжете.

           Во всех комедиях Уайльда есть некая тайна, относящаяся к прошлому героев. При всей стремительности действия главное у Уайльда заключено в интеллектуальных диалогах. Этим его комедии отличаются от французский «хорошо сделанных пьес» и сближаются с интеллектуальной драмой, где ретроспективная композиция также сочеталась с интеллектуальными дискуссиями. (25, с.180) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда 

3.1. Обзор  статьи Макаровой А.Н. 

     В сравнительных статьях, посвященных  исследованию корреляции творчества Оскара Уайльда с творчеством его  европейских писателей-современников  особое место занимает работа Макаровой  Т.А. «Концепция эстетизма в человеческой жизни у Сёрена Кьеркегора и Оскара Уайльда на примере произведений «Дневник обольстителя» и «Портрет Дориана Грея»». В данной статье рассматривается явление становления эстетизма в конце девятнадцатого века, времени зарождения модернизма и новых философских течений. Автор утверждает, что «в романе «Портрет Дориана Грея» устами одного из героев – лорда Генри – Уайльд объявил красоту и доставляемое ею эстетическое удовольствие главными ценностями человеческой жизни» и замечает, что не смотря на то, что невозможно проследить пути взаимного влияния, понятие «эстетизма» у Уайльда близко к понятию «экзистенции» у Сёрена Кьеркегора. Замечая наличие общих черт к абстракции личности у персонажей рассматриваемых произведений, Макарова находит существенные отличия в реализации литературных характеров в книгах писателей. Автор статьи сравнивает эволюционную эстетичность главного героя «Дневника обольстителя» с ярким личностным началом Дориана Грея. Согласно статье в случае Дориана Грея происходит перерождение личного властного начала в крайний эгоцентризм, что в конечном итоге приводит к разрушению личности. В статье также рассматривается соотношение временного и вечного в творчестве Уайльда и Кьеркегора. Если у Кьеркегора вечность и время находятся в мнимой гармонии, то для персонажей Уайльда «замкнутость и кратковременность земного существования отрицается через идею вечной молодости и нетленной красоты». (12, с.70) Персонаж «Дневника обольстителя» проходит все этапы становления личности, преследуемый экзистенциальным страхом смерти. Для Дориана Грея страх потери молодости и красоты (а в общем случае – исчезновение чувства прекрасного) сильнее страха смерти. Уделено внимание взаимодействию эстетических людей с другими персонажами, оно рассматривается через призму любовных отношений героев. В конце статьи особое внимание уделено понятию религиозности в эстетическом понимании. Если для Кьеркегора религиозность занимает центральное место в процессе становления личности, то персонаж Уайльда максимально отдалён от трансцендентности мировосприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2. Обзор  автореферата диссертации Тетельман  А.И. 

     В работе Тетельман А.И., озаглавленной  «Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда» творчество поэта и писателя рассматривается как конфликт реальности и романтических идеалов. Автор подчёркивает важность второстепенных персонажей в прозе Уайльда. На их примерах (а в частности на примере диалогов) прослеживается конфликт романтической личности с социальными устоями общества. Через рассмотрение декоративных приёмов в тексте и символизма действия, Тетельман делает выводы об активном взаимодействии (и более того - взаимопроникновении) жанров в прозе Уайльда. Особое место в работе уделено рассмотрению поэзии Уайльда. При анализе единственного поэтического сборника, в котором «описания переливов цвета, игры оттенков и фактуры служат способом передачи внутреннего состояния лирического героя» (18, с.2), писатель предстает как яркий представитель импрессионизма. Не смотря на преобладание эмоциональных переживаний лирического героя над описательной функцией, смешение жанров в поэзии Уайльда не наблюдается. Тетельман рассматривает также поэмы, вошедшие в сборник «Poems». Поэмы представляют собой скорее философские рассуждения самого автора и не содержат ярко выраженной сюжетной линии. Уайльд использует в своих поэмах эстетизм как средство к уходу из мира реального в мир искусства. За счёт дополнения стихотворного текста мифологическими и языческими образами, писатель достигает эффекта смешения романтического стиля с эпическим, более свойственным для баллад. В ранних балладах автор статьи отмечает усиление мелодраматических настроений и выразительность образа роковой личности по сравнению с поэзией. Анализируя «Портрет Дориана Грея» Тетельман утверждает, что «взаимоотношения Дориана Грея с реальностью – основной конфликт романа». (18, с. 5) Сам Дориан символизирует нереализуемое стремление к красоте и моральное падение на пути к ней, творца и творение в одном лице. Автор статьи обращает внимание и на присутствие большого многообразия автоцитат на ранние произведение Уайльда. В заключении своей работы Тетельман пишет, что в случае рассмотрения всего творчества писателя как замкнутой системы, наблюдается ярко выраженная преемственность идей и образов, неизбежное смешение стилей на протяжении всего творческого периода Оскара Уайльда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.3. Обзор автореферата  диссертации Мауткиной И.Ю. 

     Заслуживает внимание исследование Мауткиной И.Ю. «Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда». В этом исследовании выявляются характерные приёмы британского жанрового фольклора. Исследуется поэтика британских сказок и её трансформация, обусловленная историческими событиями. Автором рассматривается процесс перехода народной волшебной сказки в сказку авторскую и литературную. Выделяется неповторимость художественного почерка Оскара Уайльда и его вклад в развитие сказочной традиции Великобритании. Мауткина обращает внимание, что в сказках Уайльда композиция усложняется за счёт расширения описаний, приёма обрамления, наличия пролога и эпилога. Неотъемлемой чертой стиля Уайльда является использование античных и мифологических образов. Посредством этих образов, автор характеризует внутренний мир персонажей. Вставные эпизоды могут служить непосредсвенной причиной для дальнейшего развития сюжета, увеличивая объём и структурированность повествования. Такая рамочная конструкция может служить для дублирования основной линии повествования. Появление некоторых образов, не свойственных для традиции великобританской сказки, часто обусловлено их связью с «сюжетно-смысловой насыщенностью произведения» (13, с.2). Таким образом, волшебная сила в сказках Уайльда теряет свою сюжетообразующую роль. Чудесные метаморфозы, происходящие с героями сказок Уайльда, маскируют их личное нравственное перерождение. Персонажи сказок Оскара Уайльда являются синтетическим плодом фольклорных традиций и авторских элементов. Во вспомогательных эпизодах для раскрытия образа главного героя или передачи нравственного подтекста сюжета автор использует персонажей-животных и предметы наделённые волшебной силой. Силы природы в его сказках сочетают стихийные и человеческие качества, что помогает создать разветвлённую образную систему и закладывает условия для развития главных персонажей. Уайльд даёт своим персонажам имена в виде нарицательных существительных, подчёркивая природную или должностную принадлежность героя. (13, с.4) В конце своей работы Мауткина делает воводы о том, что Уайльд, развивая общие тенденции, усложняет структуру сказочного повествования, вытесняя категорию волшебного реалистическими образами и ярко выделяя нравственные идеи сказок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.4. Обзор статьи  Котовой Н.В. 

     Работа  Котовой Н.В. называется «Совершенное мироустройство и совершенный человек: специфика идеала Оскара Уайльда». В ней высказывается мысль, что автор-романтик приходит к художественному осмыслению своего типа идеала. В связи с этим целью этой статьи становится осмысление идеала ценностных ориентиров личности, рассмотренных Уайльдом. По мнению автора, главными программными пунктами теории эстетизма по Уайльду являются превосходство эстетического способа познания над остальными духовными способами и провозглашение гедонизма как главного нравственного ориентира. (8, с.297) Из работ Уайльда следует, что свободное существование личности в этическом и эстетическом пространствах возможно только при условии освобождения от всех условностей социальной культуры. Уайльд как мыслитель и сторонник созерцательного образа жизни предпочитал постигать мир в отказе от логики и рационализма. Оскар Уайльд мало интересовался политической и экономической сферами жизни общества своего века, но его увлекала проблема смены внутренних ориентиров личности в постоянно развавающемся мире. В отмене частной собственности и справедливом распределении материальных благ он видел прежде всего возможности для свободного развития индивидуализма, так как устранение внешних социальных проблем способствовало бы лучшей реализаии внутренних потенциалов личности человека. Государству Уайльд отвадил роль организатора собственных потребностей общества. «Истинное совершенство человека определяется не тем, что у него есть, но тем, что он сам собой представляет» - так категорично писатель высказывал своё отношение к частной собственности. Он призывал признать за высшую ценность внутреннее состояние личности, будь она духовной, интеллектуальной или эмоциональной. Зарождение индивидуализма как духовного стремления Уайльд связывает с процессом социального прогресса общества. В таких убеждениях писателя Котова находит влияние философии Гегеля, теории происхождения видов и научных дискурсов девятнадцатого века в целом. Персонажи Уайльда ведут себя так как считают необходимым для более полного самовыражения и самосовершенствования, в отличии от эгоиста, который заставляет и своё окружение жить по установленным им принципам. (8, с. 300) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.5. Обзор статьи  Талановой А.Н. 

Работа Талановой  А.Н. называется «Страсти по Уайльду» и  постмодерн, опубликованная в Вестнике Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. В ней прослеживается связь уайльдовского эстетизма с постмодернизмом, анализируются причины интереса постмодернистской культуры к образу британского писателя О. Уайльда, ставшего в конце ХХ

века персонажем, с помощью которого постмодернисты пытаются осознать окружающую действительность.

Таланова А.Н. отмечает, что интерес к личности и творчеству Оскара Уайльда не только не угасает, но и возрастает с каждым годом, приводя в пример различные книги, статьи и спектакли, переиздания и новые переводы его произведений и писем. (17, с.266) Неугасающий интерес она объясняет тем, что с точки зрения современной культуры Уайльд – типичный постмодернистский персонаж, несмотря на то, что жил он в культурном пространстве рубежа XIX–ХХ веков. Далее приводятся доказательства этого тезиса: и там, и там происходит переосмысление окружающей действительности, изменение представления о смысле, цели и назначении человеческой деятельности и познания.

Таланова А.Н. утверждает, что по большому счету, уайльдовская философия эстетизма  отражает основные постмодернистские тенденции второй половины ХХ века: игровое начало и парадоксальность мышления. (17, с.267) Также она приводит в пример статью Д.Е. Яковлева, где по его мнению, именно у Оскара Уайльда постмодернисты переняли преодоленный эклектизм, который можно наблюдать в «Имени розы» Умберто Эко, чьи произведения являются ярким образцом постмодернистской литературы.

Далее Таланова А.Н. подробно останавливается на биографии  Оскара Уайльда, сравнивая его жизнь с постмодернистской игрой и уделяя особенное внимание его гомосексуальности. В связи с этим она приводит в пример произведение Т. Стоппарда «Изобретение любви», в котором главный герой пьесы английский ученый-классик Хаусмен, попав после смерти на берега

Стикса, встречает там своих приятелей по Оксфорду и рассуждает о любви. В данном случае о любви в гомосексуальном варианте.

Таланова А.Н. считает, что особое значение в «Изобретении любви» имеет следующая реплика Уайльда: «У меня был гений, блеск, дерзание, я взял собственный миф в свои руки» [8, с. 237]. Здесь стоит отметить тот факт, что, благодаря симулятивной культуре постмодернизма, культуре копий, образ Уайльда-эстета действительно становится мифогенным (массовая культура – повторяемость, а повторяемость – это свойство мифа). И, соответственно, массовом сознании имя Уайльда трансформируется в символ гомосексуальной любви, скандалов, эпатажа, искрометного юмора.

Информация о работе Проблема изучения творчества Оскара Уайльда