Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 01:38, сочинение
Счастье… Что это такое? Состояние души? Непередаваемые ощущения человека? Для одних – правда, для других – работа, для кого-то – удовольствие… Попробуем разобраться, в чём состоит счастье простого народа, бедных крестьян. Поможет нам в этом Николай Алексеевич Некрасов – поэт, которого по праву называли «певцом народа». Таким определением его наградили неслучайно: он был первым поэтом, проявившим большой интерес к жизни простого люда и выразившим его в своих произведениях. Его стихотворения, посвящённые русским крестьянам, написаны языком, доступным и понятным всем слоям общества. Вот что писал Н.А. Некрасов о своём творчестве:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
… Счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями…
Н.А. Некрасов
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!..
Н.А. Некрасов
Счастье… Что это такое? Состояние души? Непередаваемые ощущения человека? Для одних – правда, для других – работа, для кого-то – удовольствие… Попробуем разобраться, в чём состоит счастье простого народа, бедных крестьян. Поможет нам в этом Николай Алексеевич Некрасов – поэт, которого по праву называли «певцом народа». Таким определением его наградили неслучайно: он был первым поэтом, проявившим большой интерес к жизни простого люда и выразившим его в своих произведениях. Его стихотворения, посвящённые русским крестьянам, написаны языком, доступным и понятным всем слоям общества. Вот что писал Н.А. Некрасов о своём творчестве:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
«Народу своему» посвящает Николай Алексеевич и главное произведение всей жизни – поэму «Кому на Руси жить хорошо», над которой он работал до самой смерти. Как писал сам Некрасов о задумках произведения: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». И действительно, учитывая грандиозность масштабов изображаемого, поэму с полным основанием можно назвать энциклопедией крестьянской жизни.
Некрасов начал писать поэму в 1963 году. С помощью своего произведения он хотел рассказать о тяжёлом положении крестьян, которое даже после отмены крепостного права осталось бесправным и угнетённым. Поэт воспринимал события тех лет трагически. Вот что он говорил Н.Г. Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! … Это чистый обман, издевательство над крестьянами». Поэт в своём произведении решил также показать, что несмотря ни на что, простой народ не сломлен, в нём начинает проявляться осознание своей мощи и силы.
Сюжет поэмы несложен: семеро временнообязанных мужиков отправляются на поиски счастливого человека, такого, «кому живётся весело, вольготно на Руси». В произведении отражена жизнь России после отмены крепостного права. Некрасов проводит читателя через разорённые деревни и сельские ярмарки, знакомит с представителями разных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством, показывает очень тяжёлый труд крестьян, нищету и убогость деревенской жизни.
Названия деревень, в которых живут крестьяне, встретившиеся в «Прологе», говорят об их бедственном положении: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка, да и другие географические названия им под стать: Подтянутая губерния, Терпигорев уезд, Пустопорожная волость... Пейзажи в произведении также подчёркивают крестьянскую бедность:
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
… а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.
Такой пейзаж создаёт ощущение крестьянского горя. Особенно сильно этот мотив проявляется в описании деревни Клин, «селенья незавидного»:
Что ни изба – с подпоркою,
Как нищий с костылём;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Село Кузьминское вроде бы богатое, торговое, но там тоже ничего привлекательного мы не видим: кругом грязь, есть училище, но оно «пустое, забитое наглухо», изба «в одно окошечко», много питейных заведений. Питейные заведения были не только в Кузьминском, но и в каждом селе. Некрасов рисует много образов пьяных крестьян, но пьяные здесь вызывают не отвращение, а скорее жалость, ведь в вине крестьяне топят смертельную усталость и безвыходность своего положения.
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Все рассмотренные нами описания убеждают, что в жизни крестьянина по-прежнему царят «бедность, невежество, мрак», несмотря на то, что он стал свободным. Но свободу крестьяне получили только на бумаге. Следовательно, счастливыми их назвать нельзя.
Герои поэмы пытаются узнать, может быть, женщины на Руси живут счастливо? Об этом они спросили Матрёну Тимофеевну («осанистая женщина, широкая и плотная…»), на что она рассказала мужикам свою биографию, полную грустных, трагических моментов, включая своё неудачное замужество, смерть сына Дёмушки, голод, презрение и злость родственников мужа, материальную нужду, одиночество. Подневольное положение в семье, унижения, деспотизм семейных отношений сближают образ Матрёны Тимофеевны с образом Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза». Героиню не смогли сломить испытания, выпавшие на её долю, она сумела сохранить свою семью, снискать всеобщее уважение. Образ Матрёны Тимофеевны собирателен, её рассказ о своей жизни – это рассказ о судьбе любой другой крестьянки, многострадальной русской женщины, которая после отмены крепостного права осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до неё. Героиня говорит от имени всех крестьянок, всех женщин о женской доле:
Не дело – между бабами
Счастливую искать…
Для простой русской женщины счастье заключается в том, чтобы семья стала счастливой, чтобы рядом был любимый человек, дети были здоровы, сыты, одеты, обуты. Себя, как и любую другую крестьянку, Матрёну Тимофеевну счастливой назвать не может:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..
Ещё один «счастливец» в произведении – Яким Нагой. Он олицетворяет собой массу беднейшего крестьянства, работает «до смерти», но живет бедно, как и большинство крестьян. Внешность его говорит о том, что Яким постоянно занят тяжелом трудом:
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...
Герой осознаёт, что крестьянство
- великая сила. Он гордится своей
принадлежностью к ней, но знает,
в чем сила и слабость “
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова...
А все вином кончается...
Яким не согласен с мнением, что крестьянин беден, потому что пьет. Он объясняет истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима Нагого типична для крестьян послереформенной Руси: он когда-то жил в Питере, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”. С тех пор он с сохой не расстаётся уже тридцать лет. И даже когда умрёт, «Как ком земли отвалится,// Что на сохе присох...».
В образе Якима Нагого представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Он живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все остальные крестьяне. Но Некрасов пытается показать в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, наделяя героя тягой к возвышенному: мы видим, что во время пожара Яким спасает «картиночки» (а его жена - иконы), а не накопленные деньги. Через этот образ автор хочет донести до читателей, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни: Яким не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову, в отличие от других. У него проявляется новое, особое чувство - чувство собственного достоинства. Отстаивая чувство крестьянской гордости, Яким Нагой отмечает несправедливость по отношению к крестьянам:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Изображая Якима Нагого, Некрасов хочет показать читателям личность, которая может постоять за народные интересы, которая способна противостоять обидчикам крестьян.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» прослеживается мотив народного богатырства. Настоящим святорусским богатырём является в произведении дедушка Савелий - костромской крестьянин, выросший в глухом лесном краю. Внешность Савелия олицетворяет могучую стихию, способную противостоять любому давлению:
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Савелий неоднократно подчёркивает в рассказах о прошлом богатырскую силу – свою и своих товарищей:
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Всё терпит богатырь!
Некрасов сравнивает его со Святогором — самым сильным богатырем русских былин. Савелий показан в поэме как стихийный народный бунтарь. Не смирившись с самодурством управляющего Фогеля, он вместе с другими мужиками столкнул немца в яму и за короткое время сровнял яму с землёй. За это и попал Савелий в острог в Буй-городе. Но его свободолюбивый дух ничто не может сломить, и в ответ на насмешки родных, обзывающих его «клейменым, каторжным», Савелий отвечает: «Клейменый, да не раб!..» Эта фраза очень ярко отражает не только физическую, но и внутреннюю силу, мощь святорусского богатыря. Его образ воспринимается как символ мощи крестьянской рати, которая начинает подниматься на борьбу.
Ермил Гирин – ещё один кандидат в «счастливцы». Он вызывает уважение у всех, кто его знает. Ермил защищает народное дело и обретает силу в народе, это очень ярко показывает Некрасов в рассказе про мельницу. Простые крестьяне помогают Ермиле Гирину отвоевать у купца Алтынникова мельницу:
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю, в пятницу, он, как и обещал, рассчитывается с народом на базарной площади, отдаёт весь свой долг до копейки. Народ же избирает Ермилу Гирина бурмистром, и тот семь лет подряд безупречно служит односельчанам. Но он не смог пройти через искушение и вместо своего брата отправляет в рекрутчину другого парня. После этого Ермил Гирин тяжко мучается. Осознание совершенного им греха и муки совести даже толкают его к попытке самоубийства, а затем - к всенародному покаянию, искуплению вины страданиями и молитвой. После таких испытаний он сам обрекает себя на добровольное служение народу. Ермил Гирин живёт по законам народной правды, бьётся за добро, за правду, за социальную справедливость, и вроде бы у него есть всё, что необходимо для счастья. Но заступничество за народ во время бунта «в вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» закончилось для Ермилы Гирина трагически: он посажен в острог. Так говорит о нём крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово:
Да! Был мужик единственный!
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствия,
И деньги, и почёт…
Да только повторяю вам,
Напрасно вы проходите,
В остроге он сидит…
Свобода – одно из самым важных составляющих счастья, а это значит, что человек, лишённый свободы, счастливым быть не может. Следовательно, и народный заступник Ермил Гирин далеко не счастливый человек.
Некрасов особо выделяет из массы остальных персонажей образы Матрёны Тимофеевны, Якима Нагого, богатыря Савелия, Ермила Гирина, потому что они сумели сохранить душевное благородство, человечность, способность к самопожертвованию. Все эти образы – яркое свидетельство того, что забитая, тёмная крестьянская Русь уже ожила, пробудилась.
Автор показывает в произведении два возможных пути к счастью. Одна из них – широкая дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идёт толпа». Людей, выбравших этот путь, большинство: это и Глеб, и Ипат, и Егор Шутов, которые предстают перед читателями не в лучшем свете, да и сам Некрасов говорит о них с иронией и горечью. Этих и подобных им людей устраивает их холопское положение, они не предпринимают никаких попыток сделать свою жизнь лучше. Другая дорога – тесная, «честная», по ней смело шагают народные заступники и борцы за счастье народа: Матрёна Тимофеевна, Яким Нагой, Ермил Гирин, богатырь Савелий, Гриша Добросклонов. Это люди-правдолюбцы, правдоискатели. Они борются за правду, за свободу, за лучшую жизнь. С помощью образов народных заступников Некрасов хочет показать, что у русского народа есть большой потенциал. Автор верит в то, что в народном сознании происходят значительные перемены. Поэтому особую силу приобретают его слова: «Рать подымается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая».
Задумав своё произведение, Некрасов хотел свести своих мужиков и с другими кандидатами в счастливцы – с «купчиной толстопузым», чиновником, «вельможным боярином» и даже с самим царём. Но и среди них временнообязанные вряд ли могли бы найти тех, кто был бы доволен своей жизнью: у каждого из них своё представление о счастье, может быть, совсем не похожее на то, о котором мечтают некрасовские странники-правдоискатели. Хотя складывается такое впечатление, что они и сами не знают, каково оно - счастье, в чём его суть. Сам поэт даёт читателям намёки, что счастье заключается в свободе: только свободного человека можно назвать счастливым. Но, как мы видим, отмена крепостного права не сделала крестьян свободными, а следовательно, и счастливыми. Кому же на Руси жить хорошо? В своей поэме Некрасов не даёт ответа на этот вопрос. Вопрос остаётся открытым.
Информация о работе Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»