Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:51, научная работа
Большое место в литературе XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о ценности жизни , о столкновении равнодушной безучастности.
В этом плане очень значительно, с моей точки зрения , творчество таких писателей , как В.Распутин , В.Дудинцев, В.Гроссман , Л. Петрушевская и др. Лучшие писатели в своих произведениях всегда поднимали вышеупомянутые проблемы и пытались найти решения таких вопросов , как совесть , человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения , в которых поднимаются проблемы , связанные с нравственностью человека , с его исканиями положительного идеала в жизни.иВ итоге я решила рассмотреть произведения таких авторов как В.Распутин и Л.Петрушевская .
Введение…………………………………………………………………3
Цель и актуальность…………………………………………………… 4
Биография Л.Петрушевской……………………………………………5
Маленькая Грозная………………………………………………………7
Биография В.Распутина ……………………………………………….10
Последний срок…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………...21
Последний срок
Сюжет повести
„Последний срок” почерпнут из
естественного течения
Избранная тема требовала от автора незаемного знания бытовых условий, чувств и настроений сибирских крестьян. Литератор, выросший в Прибайкалье, превосходно знал эту жизнь и чувствовал ее затаенную поэтичность.
При чтении обнаруживается характерное качество прозы Распутина, которое отсутствовало в литературе о советской деревне: изображаемая им современность слита с вечностью. Среди деревенских жителей он концентрирует внимание на тех, кого можно назвать
хранителями народной морали. Особенно воодушевляют его, как писателя, женские характеры. Сибирские старухи – это распутинские типажи.
Главное, что было свойственно Распутину, как повествователю, - непринужденность, самовыражения. Создавалось впечатление, что написанное им зарождалось в глубинах авторского воображения в том целостном виде, в каком обретало образную форму в
текстовом пространстве произведения. Воссоздавая картины переживаемой им действительности, самобытный прозаик побуждал читателя к свободным размышлениям на темы, важные для большой части населения. Ко времени подъема „деревенской прозы” было констатировано, что впервые в истории России городские жители в стране стали превосходить по численности деревенских жителей. Способ построения произведения показывает, что наиболее значим для Распутина- повествователя прагматический аспект творчества: ощущение непрерывности контакта с
читателем. Поэтому требует осмысления распутинское общение с читательским сознанием.
Прозаику важно рассказать какую-то жизненную историю, - не исключительную, а общераспространенную, - притом рассказать доступно, впечатляюще и убедительно.
Героиня повести „Последний срок” – восьмидесятилетняя старуха Анна. Из деревни своей она не отлучалась, грамоте не обучалась, какими-либо необыкновенными способностями не обладала. И личная жизнь у нее не сложилась: рано потеряла мужа, и не дано ей было познать чувство привязанности к нему. И все же Анна у Распутина – несомненная индивидуальность, поскольку дар писателя – извлекать эстетически значимое из заурядных - на первый взгляд - явлений, лиц, событий.
Анна изображена в общечеловеческом экстремальном состоянии - у смертного порога.
Этот момент притягивал к себе внимание писателей / назовем классические рассказы „Три смерти” Льва Толстого, „Сны Чанга” Ивана Бунина/. Распутинская героиня не просто предощущает наступление смерти, а углубленно и последовательно переживает все этапы этого предвечного состояния.
В последний срок земного бытия Анны перед ней встает вопрос вопросов: был ли в ее жизни внутренний смысл и, если был, то в чем он заключался. Этот вопрос первым задает себе сам автор, явно руководящий народным характером, а пытливый читатель, несомненно, относит его и к самому себе.
Словесный лаконизм прозаика служит выражению полноты существования человека. О настоящем и прошлом героини сообщаются лишь самые необходимые сведения. Анна — мать пятерых детей, двое сыновей ее погибли. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков. Ждет не дождется Анна Таню из далекого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой.
В сжатой экспозиции повести рассказывается, как быстро дряхлела Анна в последние три года, и вот теперь она подступала к обрыву, за которым – небытие. Ожидание смерти – в авторской интерпретации - не окрашено в трагические тона: мать многодетной семьи бережно и разумно воспользовалась тем, что ей была предопределена многолетняя дорога жизни. И потому распутинская повесть о смерти звучит как рассказ о природном чуде жизни. И все же мучительную в физиологическом смысле ситуацию надо уметь пережить: старуха „лежала недвижимо и стыло – то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти”.
Усилиями художника слова читатель погружается в размеренное течение завершения личностного бытия, где угасающие впечатления текущего момента смешиваются с ожившими
воспоминаниями отдаленного прошлого. Для Распутина бытовые и пейзажные зарисовки – отправной пункт для постановки наиболее существенных - в его понимании – нравственных проблем.
Анна лежит на узкой железной кровати, согреваемая лучами сентябрьского солнца, скупо проникающего сквозь оконце избы. Земное светило еще держит ее под своей „осторожной охраной”, и старухе кажется, что солнечный луч вот-вот стопит ее, как сосульку. Умирающая старуха и сопутствующее ей солнце проходят через повесть символом жизни, не омраченной угрызениями совести. Величие распутинской Анны в полноте ее материнского чувства.
Мать и дети, слетевшиеся в родной дом из разных мест, чтобы проводить ее на вечный покой, даны в различных этических измерениях. Умирающая мать пребывает наедине с раздумьями о временном и вечном. Бытовая суета повседневности отступает от нее, а дети, как и полагается живым существам, продолжают вариться в котле жизни: прошлое и будущее для них заслонено настоящим, где трудно отделить главное от второстепенного.
Взрослые дети, вылетевшие из родительского гнезда и устроившие собственные семьи, относятся к матери как тысячи подобных им людей: время от времени пишут письма, изредка наезжают проведать ее, не позволяют себе грубостей с матерью и наконец спешат в деревню, чтобы проводить ее в последний путь. Автор исходит из общераспространенного положения, не осложненного какими-либо скандальными подробностями. Однако состояние матери, из
которого исходит автор, позволяет ему увидеть действия детей в таком освещении, когда, казалось бы, объяснимое поведение человека оказывается на грани жестокости.
Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива.
Варвара уже начинает оплакивать мать, Люся шьёт траурное платье , а тем временем Михаил и Илья опохмеляются , стараясь заглушить страх , страх от осознания, что мать вот – вот умрёт. Любимая дочь Таньчора так и не приезжает..
Мать кратковременно оживает от радости свидания с детьми, а они, занятые своими делами и заботами, не хотят замечать, что это последние токи материнской энергии, последние проблески обращенных к ним материнских чувств. Видя, что мать задерживается на этом свете, они торопятся с отъездом. Кощунственно звучит благодушное приглашение сына Ильи: „Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься”. Леденящим холодом разит от прощальных слов дочери Люси: „…живи, радуйся жизни. Будь как все и не хорони себя без смерти. Ты живой, нормальный человек – вот
им и будь”.
И дело не в том, что дети не хотят больше дожидаться кончины матери: они просто далеки от понимания ее состояния. До их сознания не доходит скорбная неповторимость переживаемого момента не только в жизни уходящей матери, но и в их собственной жизни. На
кратковременное возрождение Анны они реагируют с невольной жестокостью занятых людей.
Образы детей, - такие, какими они показаны у Распутина, - не вызывают осуждения со стороны матери. Анна вспоминает, как старшая дочь Варвара девчонкой неутомимо рыла землю, чтобы доискаться до сути существующего, чтобы увидеть нечто сокрытое от глаз. Вспоминает она и о том, как младший сын Михаил, сделавшись молодым отцом, был поражен мыслью о смертности всего живого на земле и о бессмертии, выразившемся в непрерывной возобновляемости человеческого рода. Видения деревенского отрочества, всплывшие во время прогулки в лесу, приводят в волнение Люсю, превратившуюся в педантичную горожанку. Как будто оттаивая от оледенения, Люся начинает вспоминать о том далеком времени юности, когда тяжелый труд и голод не могли заслонить в ее душе чистых радостей жизни. В напоминание включается и автор-повествователь: „В самом деле, там, в городе, в своей новой жизни, Люся все забыла. … Давным-давно она уже не трогала воспоминаний о деревне, и они окаменели, слежались в одном отринутом неподвижном комке, затолканном в дальний пыльный угол, как узел с отслужившим свое старьем. И вот сегодня они вспыхнули”. Думается, многие мигранты из деревни, осевшие в городе, могли бы отнести к самим себе данное авторское наблюдение. Люся, как персонаж повести „Последний срок”, склонна признать свою вину за инерционное отчуждение от деревенского прошлого: „Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…”. Так осуществляется литературными средствами урок нравоучения со стороны Распутина-прозаика.
Старуха Анна, наевшись каши, приготовленной её дочками, почувствовала прилив сил. Вышла из дома. Ей было очень горестно, что возле неё не было её детей.
Она много раз думала о смерти и знала её как себя. За последние годы они стали подругами. Они уже договорились, что ночью она сначала уснёт, а потом уж и отойдёт..
Прием сюжетной незавершенности – один из распутинских способов держать в напряжении читателя. В его повестях не раз обнаруживается недоговоренность финала. В повести „Последний срок” никак не объясняется странное обстоятельство: почему не приехала
проститься с матерью любимая дочь Таньчора, отличавшаяся живостью характера и отзывчивостью. Прозаик Владимир Крупин давал следующее толкование эпизода с затянувшимся и безрезультатным ожиданием отсутствующей дочери старухи Анны:
„…может, даже и лучше, что Таньчора не приехала. А вдруг бы грешным делом она ушла на пароход вместе с Люсей, Варварой и Ильей? Она остается в повести как свет ожидания”.
Такие истории, как эта, совсем не редкость в нашем мире. Порой, наши эмоции заставляют нас забыть о самом главном, т.е. человек, в данном случае это дети старухи, просто напросто забыли о том, что человек, который их выходил, выкормил, сейчас больше всего нуждается в их внимании, нежели в их пьянстве и уже подготовке к её смерти.
Прочитав эти произведения, мы можем отметить, что иногда, человеческое безразличие , эгоизм ,грубость и множество других качеств , переходят границы не просто дозволенного, а уже границы человечности. Каждый из нас извлёк урок : нужно всегда ценить тех людей, которые у тебя есть, нужно заботиться о людях, с которыми мы связаны семейными узами, нужно всегда помогать друг другу в тяжёлую минуту, ведь жизнь это такая тяжёлая штука, как говорится : « Как много необдуманных поступков надо совершить, чтобы понять, сколь многое зависит в нашей жизни от благоразумия! ».
Список литературы
1.Валентин Распутин «Последний срок»
2 .Людмила Петрушеская «Маленькая Грозная»
3.http://www.russian.slavica.
Информация о работе Проблема взаимоотношений в семье в произведениях современной литературы