Проблематика и поэтика романа «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Оскар Уайльд - художник переходной эпохи, что отразилось во всех сферах его жизни и творчества. Он стал личностью, которая выразила сам дух эпохи Fin-de-Siecle, времени перелома устоявшихся убеждений и ценностей и обретения новых, что непосредственно затронуло различные виды искусств. В литературе происходят сдвиги в области жанров, они перенимают черты друг друга. Бурно развиваются драматические жанры, возникает литература потока сознания, направленная на исследование, анализ внутреннего мира, бессознательного и подсознательного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Проблематика………………………………………………………………………..3
Жанр. Тематика. Поэтика…………………………………………………….…5
Заключение…………………………………………………………………………….6
Список литературы………………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

контр.работа Синюткиной.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

_______________

 

ГОУ ОГУ

 

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего

Профессионального образования

«Оренбургский государственный  университет»

(ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ)

 

 

 

 

 

Филологический факультет

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Зарубежная литература»

Тема: «Проблематика и поэтика романа «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Синюткина И.Ю.

Выполнила: Макарова Е.О.

Студентка З-10РЯЛ

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Орск 2012

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………..3

Проблематика………………………………………………………………………..3

Жанр. Тематика. Поэтика…………………………………………………….…5

Заключение…………………………………………………………………………….6

Список литературы………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Оскар Уайльд - художник переходной эпохи, что отразилось во всех сферах его жизни и творчества. Он стал личностью, которая выразила сам дух эпохи Fin-de-Siecle, времени  перелома устоявшихся убеждений и ценностей и обретения новых, что непосредственно затронуло различные виды искусств. В литературе происходят сдвиги в области жанров, они перенимают черты друг друга. Бурно развиваются драматические жанры, возникает литература потока сознания, направленная на исследование, анализ внутреннего мира, бессознательного и подсознательного. 

 

Английский  писатель, поэт, драматург Оскар  Уайльд прожил недолгую и трагическую жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение - эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы «искусства для искусства» и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте.  Теоретические принципы эстетизма отобразились в романе «Портрет Дориана Грея».

 

Проблематика

 

В центре внимания автора - три  персонажа: художник Базил Холлуорд, который превыше всего ценит  искусство, его друг лорд Генри, порочный и циничный аристократ и молодой, очень красивый юноша Дориан Грей. Действие романа начинается из того, что лорд Генри приходит в мастерскую Базила Холлуорда, где художник работает над портретом юного красавца. В скором времени появляется и сам натурник Дориан Грей. Он с увлечением слушает циничные разговоры лорда Генри. Любовь к себе - это единый роман, который длится всю жизнь. Так определяет свое жизненное кредо «король парадоксов». Работу над портретом заканчивая, он поражает всех своим совершенством. С увлечением смотрит на него Дориан Грей и говорит: «Если бы портрет изменялся, а я мог оставаться таким, как я есть». Растроганный художник дарит портрет натурщику. Лорда же Генри поражает красота самого юноши, и он предлагает Дориану принять участие в развлечениях вместе с ним. Художник старается предостеречь юношу, но напрасно, Дориан обращается к светской жизни. Он влюблен в молодую актрису Сибилу Вейн, которая вдохновенно играет роли в выдающихся пьесах, но в бедном театре. Дориан и Сибила решают пожениться. Юноша приглашает на спектакль с участием невесты своих друзей. Девушка в захвате от своего чувства, и ей кажется, что играть любовь на сцене напрасно. Роль Джульетты в спектакле, который пришли смотреть Холлуорд и лорд Генри, она проваливает. Художник сочувствует юноше, лорд цинично шутит. Дориан кричит своей невесте: «Вы убили мою любовь!». Ему казалось, что искусство и реальность имеют неразрывную связь. Всю ночь блуждает он улицами Лондона, а на утро решает помириться, но узнает, что его слова привели к самоубийству Сибилы. Дориан смотрит на свой портрет и с ужасом замечает, что на обрисованном лице появилась первая резкая морщина. Дальше Уайльд в одной главе рассказывает о 20 лет жизни героя. Это история влюбленности в свою красоту и упадка души. Дориан давно уже спрятал портрет, так как со временем прекрасное лицо превратилось в безобразное лицо сластолюбивого старца. Дориан предъявляет обвинение художнику в том, что произошло с его душой, и в припадке ярости убивает Базила Холлуорда, а своего компаньона, шантажируя страшной тайной, принуждает растворить тело художника в азотной кислоте. На портрете отбивается и это страшное преступление. Дориан Грей завидует всем, даже своему компаньону, который нашел в себе силы покончить жизнь самоубийством, даже лорду Генри, цинику, тонущему в пороках, но который считает, что любое преступление - вульгарность. Дориан бросается на портрет, стремясь уничтожить его. Слуги находят тело безобразного старца, одетого в одежду Дориана, рядом с портретом, на котором изображенный прекрасный юноша.

Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может  быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно  не подвластное ни времени, ни моральным  законам.

 

Тематика и поэтика романа

«Портрет Дориана Грея» (1891) – единственный роман Оскара Уайльда. Стимулом к написанию романа послужил эпизод: однажды в студии своего приятеля живописца Бэзила Уорда (в романе – Бэзил Холлуорд) писатель увидел натурщика – молодого русоволосого чловека пленительной внешности. Уайльд с грустью заметил, что подобное телесное совершенство будет побеждено временем, страстью. На это художник ответил, что готов снова и снова воспроизводить этот портрет, отмечая на нем черты неумолимого влияния времени, ради того, чтобы оригинал сохранял первозданное обаяние.

Предваряя возможную дискуссию  о романе Уайльд писал в предисловии : «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги, хорошо написанные и написанные плохо».

О.Уайльд о романе: «Дориан Грей – это история со своей моралью, а она такова: всякое излишество ровно как и всякое самоограничение, приводит к наказанию. Художник Бэзил Холлуорд, чрезмерно, как и все его собратья, влюбленный в физическую красоту, погибает от руки того, в чью душу он самолично вдохнул чудовищное и абсурдное тщеславие. Дориан Грей, посвятивший всю свою жизнь удовольствиям и удовлетворению собственных страстей, пытается убить свою душу и одновременно убивает самого себя. Лорд Генри Уоттон хочет остаться в жизни лишь наблюдателем. Однако, он осознает, что те, кто отказывается от боя, чаще страдают серьезнее тех, кто в нем учавствует.

Жанр. Тематика. Поэтика.

 

«Портрет Дориана  Грея» - это прежде всего роман  об искусстве и художнике, открывающийся  предисловием автора, где высказываются совершенно декадентские, модернистские по сути своей представления об искусстве:

Художник –  тот, кто создает прекрасное. Те, кто в прекрасном находят дурное – люди испорченные, и при том  испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник – тот, кто в прекрасном видит лишь одно: красоту.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги  хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все. <…>

 

В романе отчетливо  выражена философская направленность. Тема поисков вечной молодости («Фауст»  Гете, «Шагреневая кожа» Бальзака): Дориан Грей – юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту. Есть в романе мотив двойничества (Гофман, Достоевский, Стивенсон «Странная история…»): Дориан ведет двойную жизнь. Роман не велик по объему и его часто называют повестью. Роман нестандартен в жанровом отношении. Его называют «драмой в прозе», романом-аллегорией, романом-параболой, философской притчей. Три главных действующих лица (Дориан, Бэзил, Лорд Генри) – четко очерченные индивидуальности, находящиеся в непростых взаимоотношениях. Каждый из них – носитель определнной жизненной философии. Сюжет, внешне простой насыщен тонкими психологическими нюансами и символическими деталями. Художественный язык романа – язык символизма. В романе – особая манера писателя в изображении мира изящества и красоты. Как заметили критики, его произведения представляют большую ценность для ювелиров и портных. Поэтика : сказочно-мифологическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В романе «Портрет Дориана  Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства  Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман). 
 
В предисловии писатель утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё”. Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: “Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё”. 
 
Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

«Портрет Дориана Грея»  — это роман о красоте внешней  и внутренней, об их соотношении  в человеке. Является ли лорд Генри  нравственным человеком? Бэзил Холуорд  ответил на этот вопрос явно положительно: “Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного — и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм — только поза”. 
 
Все слова и все действия лорда Генри по отношению к Дориану Грею последовательны и преследуют определённую цель.

Этот роман был написан всего лишь за три недели существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением.

 

Роман «Портрет Дориана  Грея» - наиболее известное и яркое  произведение Оскара Уайльда.

Роман вмещает в себе как эстетическое мировоззрение автора, так и развенчание его на примере судьбы главного героя.

Остро поставлена проблема соотношения искусства и действительности, здесь писатель идет за провозглашенным  в «Замыслах» тезисом: «Жизнь подражает  искусству».

Кроме названных проблем, особое место занимает конфликт аскетизма  и гедонизма – один из центральных  в романе. Суть его в том, что  сначала мы видим во всем превосходство  гедонизма, но финал романа кардинально  меняет их позиции. Этим писатель, по сути, отказывается от принципов гедонизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аникин Г.В. Михальская Н.Г. История зарубежной литературы для студентов пед.институтов. – М.: Высшая школа. – 1985. – С. 254-257, С. 278-281.
  2. Аникин А.В. Оскар Уайльд и его драматургия. \\ Оскар Уайльд. Пьесы.
  3. Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд. \\Зарубежная литература. – 2006. - №7. С. 13-14.
  4. Шахова К.В. Оскар Уайльд \\ Зар.лит-ра. – 2004. - №6. – С. 23-31
  5. Яковлев Д.Ю. Пусть эстетизма \\ Зар.лит-ра. – 2006. - №7. – С. 14



Информация о работе Проблематика и поэтика романа «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда