Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:02, доклад
В повести поднимается множество проблем, главные их которых – как сохранить человечность и доброту в человеке, которого предала его родная страна; чем для заключенного является труд в жутких условиях за миску баланды; как меняются люди, оказавшись волей судьбы в подобных лагерях.
Автор очень реалистично описывает бытовую и трудовую жизнь лагеря. Писатель подчеркивает, что похожие события на самом деле происходили во многих каторжных местах Советского Союза. Нечеловеческие условия жизни, нехватка элементарных вещей – тепла, еды, одежды, крыши над головой, просто человеческого отношения – вот реальность существования для миллионов ни в чем неповинных людей.
Александр Исаевич
Солженицын известен, прежде всего, как
автор произведения «Архипелаг ГУЛАГ»
- трагического повествования о жизни
заключенных в лагерях ГУЛАГа.
Но не менее значимы другие его рассказы
и повести: «Матренин двор», «Раковый корпус»,
«В круге первом». Теме жизни заключенных
посвящена повесть «Один день Ивана Денисовича»,
которая была написана в 1959 году и опубликована
в 1963.
По названию нетрудно догадаться, что
речь в повести пойдет об одном, совершенно
рядовом, дне из жизни главного героя -
Ивана Денисовича Шухова. Прообразом этого
героя послужил солдат Шухов, воевавший
с автором в Великую Отечественную войну,
однако никогда не сидевший. Лагерный
опыт самого Солженицына и других узников
послужил материалом для создания образа
Ивана Денисовича. Действие рассказа происходит
зимой 1951 года в одном из сибирских каторжных
лагерей.
В повести поднимается множество проблем,
главные их которых – как сохранить человечность
и доброту в человеке, которого предала
его родная страна; чем для заключенного
является труд в жутких условиях за миску
баланды; как меняются люди, оказавшись
волей судьбы в подобных лагерях.
Автор очень реалистично описывает бытовую
и трудовую жизнь лагеря. Писатель подчеркивает,
что похожие события на самом деле происходили
во многих каторжных местах Советского
Союза. Нечеловеческие условия жизни,
нехватка элементарных вещей – тепла,
еды, одежды, крыши над головой, просто
человеческого отношения – вот реальность
существования для миллионов ни в чем
неповинных людей. Страшно, что многие
заключенные попали в лагерь не за убийство
или надругательство над другими, а, например,
за веру (Алешка-баптист), за помощь бендеровцам
(Гопчик), за то, что попали в немецкий плен
и вернулись на родину живыми (Стенька
Клевшин, Шухов). Страшно, что многие заключенные
– это «цвет нации»: образованные и интеллигентные
люди, которые порой занимали высокие
должности и в прошлом жили в достатке.
А теперь они вынуждены существовать в
нечеловеческих условиях, отбывая свои
сроки – у кого два года, а у кого и все
двадцать пять.
Биография главного героя как бы «вплетена»
в повествование. Мы узнаем, что Шухову
сорок лет. 23 июня 1941 года, через два дня
после начала войны, он ушел на фронт из
деревни Темгенево, оставив жену и двух
дочерей. Официально считается, что он
сел за измену Родине – сдался в плен,
а вернулся потому, что выполнял задание
немецкой разведки. На следствии Шухов
сам подписался под этой «чушью», потому
что «не подпишешь – бушлат деревянный,
подпишешь – поживешь еще малость». На
самом же деле он попал в окружение, есть
было нечего, стрелять нечем. Постепенно
немцы начали по одному ловить солдат
в лесу и брать в плен. Шухову с пятью товарищами
удалось сбежать из окружения, только
двоим удалось добраться до своих. Однако
беглецам не поверили и сдали властям,
посчитав, что солдаты вернулись из плена,
а не из окружения. За свои «преступления»
Иван Денисович уже отсидел восемь лет
(семь на Севере, в Усть-Ижме), теперь сидит
девятый, и срок его заключения подходит
к концу.
За эти восемь лет Шухов приспособился
к лагерной жизни, понял ее главные законы.
Но в любых условиях первейшее для него
– оставаться человеком, не суетиться,
сохранять достоинство, знать свое место.
Шухов старается не быть «шакалом», но
и заботиться о себе: растянуть пайку,
чтобы не чувствовать голода, успеть валенки
просушить, нужный инструмент «заначить»,
рассчитать, как работать (в полную силу
или нет), прикинуть, как разговаривать
с начальством, кому не попадаться на глаза.
И это даже не лагерная мудрость, а мудрость
русской жизни, русского крестьянина.
Кроме Шухова, в произведении представлено
множество ярких характеров. Например,
кавторанг Буйновский – репрессированный
морской капитан второго ранга. Цезарь
– столичный интеллигент, который когда-то
снимал киноленты. Баптист Алеша – выразитель
мыслей и образа жизни религиозной России.
Шестнадцатилетний Гопчик, который приносил
молоко бендеровцам, за что и получил такой
же срок, как взрослые люди. Мы видим, что
советская власть не щадила никого, независимо
от возраста и социального положения.
На фоне репрессированных выделяется
фигура начальника Волкова, который контролирует
жизнь заключенных и как бы символизирует
беспощадность социалистического режима.
Поражает отношение заключенных к труду.
Казалось бы, с этими людьми жизнь и власть
поступила жестоко, даже бесчеловечно.
Конечно, заключенным приходилось работать
под контролем бригадиров, но, кроме необходимости,
у них проявлялась любовь к труду, нередко
зажигался азарт и энтузиазм. Так, бригады
соревновались между собой, особенно зимой,
чтобы не замерзнуть и «сократить» время
от ночлега до ночлега. Солженицын показывает,
что система коллективного и принудительного
труда не до конца уничтожила в людях радость
от физической работы, радость творчества,
радость жизни.
Итак, каков же он, один день Ивана Денисовича?
Вечер Шухов коротал в хорошем настроении:
«в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду
не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир
хорошо закрыл процентовку, стену Шухов
клал весело, с ножовкой на шмоне не попался,
подработал вечером у Цезаря и табачку
купил. И не заболел, перемогся. Прошел
день, ничем не омраченный, почти счастливый».
Так прошли дни у тысяч заключенных в многочисленных
каторжных лагерях, разбросанных по всему
огромному Советскому Союзу.