Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:21, доклад
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Это произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику.
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Это произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику.
Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет.
За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание».
В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления».
В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон.
Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и предпринимающий поиск истины, основываясь на вопросе «Тварь ли я дрожащая или право имею?». На основании найденных ответов, он строит свою чудовищную теорию, о том, что всеобщего блага можно достичь, истребив то, что, по его личному мнению, душит человека.
Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем. Понятно, что порождённые унизительным и жалким существованием студента мысли, овладевают им не сразу, идёт борьба в сознании и душе. Политические процессы, происходящие в этот период в обществе, так же способствуют разрушению моральных установок, нарушают культурные традиции, обрывают связь с прошлым, исторические корни. Нравственные принципы, сдерживающие ранее личность в каких-то рамках, границах вдруг перестают действовать и освобождают от обязательств и исполнения канонов. Общество устроено так, что честный труженик не в состоянии содержать семью, чтобы не умереть от голода.
Принципы, которые раньше казались Родиону Раскольникову незыблемыми, вдруг теряют всяческую ценность, превращаются в чушь, чепуху, безделицу, через которую легко можно переступить. Вот так и появляются на свет две категории людей, на которые поделил человечество нищий студент: «сверхчеловеки» и «твари дрожащие». Быть частью муравейника Родион естественно не желает. Его кумиры, Магомет и Наполеон. Герой Достоевского подражает своему кумиру, Наполеону, но такому, каким тот был позже. Никакого стремления к революции «маленьких людей». Полный пренебрежения к ним, Родион Романович называет таких людей дрожащими тварями. Он трепещет от одного предположения, что может быть в чем-то похож на них.
Закономерно встаёт вопрос, к какой же категории общества относиться сам Родион Раскольников. Отнести себя к классу презираемых он не в состоянии, получить моральное право убить, ради целей гуманистических, куда как приятнее. Заявить себя в качестве личности сильной, способной на поступок – вот к чему приводят юношу его размышления. Автор наградил своего героя топором для убийства. Некоторые увидели в этом чуть ли не сравнение Раскольникова с крестьянским бунтом, с революцией. Но революция означает активность народа, а Раскольников отказывает «человеческому муравейнику» вообще в какой бы то ни было активности. Имеет ли отдельный человек, homo sapiens, «право»? История давно уже дала нам ответ на этот вопрос. «Сверхлюди» и «высшие расы» всегда терпели в истории поражения. Как и Родион Романович Раскольников.
Цель определена не Раскольниковым, заимствована из идей социалистических, класс эксплуататоров должен быть уничтожен, а старушка-процентщица, конечно же, является ярким представителем этого класса, ведь она наживается на людской боли и страданиях. Не учел Раскольников того, что ростовщичество не само по себе зло, а зло, порожденное общим бедствующим положением людей. Процентщица лишь видимая часть айсберга человеческих несчастий и бед, а корни неустроенности гораздо глубже.
Парадокс в том, что желая
всеобщего освобождения, он ничего
не в силах изменить. Нищета и
отчаяние толкают людей к ростовщикам
закладывать последнее, а не сами
процентщики. Они лишь паразиты, наживающиеся
на болезненном состоянии
Развитие общества невозможно без боли и страданий, считает герой, не будет прогресса без крови. Он мнит себя то мессией, избавителем, то властителем, равным с великими историческими личностями. Но теория неожиданно даёт сбой, приходится убить не только саму старуху, но и её кроткую и забитую сестру, которая никогда никому не принесла зла и была человеком тихим и незаметным. После совершённого злодеяния с молодым человеком происходит странная метаморфоза, теперь ему кажется, что убийство — это чуть ли не единственный способ защиты от окружающей несправедливости мира, только с помощью убийства и можно бороться. Слом эмоций и чувств, потрясение, испытанное в момент совершённого злодеяния, превращают жизнь Родиона в сущий ад. Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считаю, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды, » — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».
Трагедия Раскольникова
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Моральные терзания героя на протяжении всего повествования принимают различные формы: попытки помочь семье горького алкоголика Мармеладова, порыва спасти свою сестру из лап хищного развратника Свидригайлова, любви из сострадания к Сонечке.
Весь ужас в том, что Раскольников до последнего пытается оправдать себя тем, что лично для себя он ничего не желал, убивая старуху. Никакой корысти в его действиях действительно не было. Все, чего он хотел – доказать состоятельность дикой теории о том, что можно кровью очистить мир.
Но Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Моральные муки, страх, угрызения совести и каторга – его удел. Он не изменил мир, но изменился сам, поэтому восклицает «Я не старуху убил, а себя убил!». Совершив преступление, Раскольников ищет заслуженного наказания, бичуя себя сполна.
По сути, преступление Родиона Раскольникова заключается не столько в кровавом зверстве, а в его роковой ошибке при построении своей теории. Именно подобные теории о «праве сильного, лучшего» вершить судьбы порождают фашизм и национализм. Любое проявление бесчеловечности не может быть ничем оправдано – вот что демонстрирует преступление Раскольникова.
По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. Насилие, даже при попытке оправдать его «высокими идеалами», остается безумием, не способным решить никаких проблем, а только создающим новые. Убивая старуху, герой раскалывает свою душу.
По воле автора мы приходим к выводу, что единственный способ преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.
Информация о работе Проблематика в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"