Проблемы изучения былин в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Новизна темызаключается в проблемах изучения былин в начальной школе:
- изучение былин включено не во все классы начальной школы;
- нет последовательности в изучении былинных героев;
-мало иллюстраций, картин, дидактического материала, аудиозаписей.
- слабая методическая помощь учителю.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать востребованность изучения былин в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения былин на уроках литературного чтения в начальной школе.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Изучение  былин входит  в программу по литературному чтению в начальных классах. Это объясняется необходимостью  нравственно-патриотического воспитания детей, приобщения их к культуре предков, особенно в наше время, когда понятия Родины, долга, честного служения Отечеству теряют свой вес в сознании современного человека. И с этим нельзя не согласиться. Однако нужно учитывать и другие факторы. Былины в силу особенностей содержания, объединяющего реальность и фантастику, мифологию и конкретные исторические события сложны для понимания не только младшими школьниками, но и взрослыми людьми. Ребенок из-за недостаточной базы знаний в области истории, небольшого житейского опыта, отсутствия литературоведческой подготовки не в состоянии в полной мере осознать и представить картины исторических событий, происходящих в былине. Кроме того, сам язык былины сложен: насыщен архаизмами, историзмами, нетипичными синтаксическими конструкциями. Чтобы облегчить положение маленького читателя, авторы учебников включают в свои комплекты былины в пересказе известных писателей, таких как И.В. Карнауховой                   и др. Для младших школьников это делать необходимо, т.к. былинные сказки читать ребенку, недостаточно хорошо овладевшему техникой чтения, гораздо легче. Но и былины в их первоначальном виде надо включать в чтение и слушание младшим школьником.

Актуальность работы обусловлена следующими факторами:

1) Нравственно-патриотическим  воспитанием и приобщением к  культуре предков; 2) очень мала  научно-методическая база изучения былин в начальной школе; 3) подобные исследования нужны в практике организации уроков литературного чтения.     

 

Новизна темы  заключается в проблемах изучения былин в начальной школе:

- изучение былин включено не во все классы начальной школы;

- нет последовательности в изучении былинных героев;

- мало иллюстраций, картин, дидактического материала, аудиозаписей.

- слабая методическая  помощь учителю.

 Цель работы: теоретически обосновать и апробировать востребованность изучения былин в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения былин на уроках литературного  чтения в начальной школе.

 

Предмет исследования: дидактические условия эффективного изучения былин на уроках литературного чтения, которые могут занять соответствующее место в образовании, воспитании и развитии современного ребенка.

     Анализ филологической, психолого-педагогической, методической литературы, результаты констатирующего эксперимента позволили выдвинуть гипотезу исследования, что, если повысить эффективность изучения былин, то можно сформировать у учеников начальной школы более точное понятие об этом жанре на уроках литературного чтения.

    В соответствии с целью и гипотезой определены задачи работы:

1. Выявить, какие трудности испытывают учителя начальных классов при подготовке к урокам литературного чтения по теме: «Былина».

2. Выделить характерные  черты былинного эпоса, с которыми необходимо и достаточно познакомить  в младшем школьном возрасте для восприятия  былины как особой  формы искусства художественного слова.

3. Выявить готовность школьников к опытно-экспериментальному обучению.

4. Разработать цикл работ в рамках опытно-экспериментального обучения.

5. Проверить эффективность  работы  экспериментального обучения  и описать результаты исследования.

 

 

Основные методы решения поставленных задач.

 1. Теоретические: анализ литературоведческой, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; сопоставительного, системного анализа, моделирования.

 

 2. Экспериментальный: изучение педагогического опыта, наблюдения; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование, опрос, тестирование; анализ деятельности педагога и учащихся (конспект урока, праздника). Срезы, анализ, обработка результатов обучения, полученных данных.

Методологическую и теоретическую базу диплома составили работы психологов, педагогов, методистов и литературоведов в следующих научных областях. Восприятие художественного текста (Л.С.Выготский, Н.Д.Молдавская, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон); психология познавательной деятельности, методы обучения, развития (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый). Дидактика классическая и современная (А.Н.Острогорский, В.А.Доманский, А.А.Леонтьев, Ю.И.Лыссый); теория формирования умений (В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.С.Соловейчик, Н.Ф.Талызина). Литературное образование, методика литературы в младшем и частично среднем звене (Т.Д.Полозова, С.Г.Макеева, О.В.Сосновская, А.В.Дановский, Г.И.Ионин, В.Г.Маранцман, М.Г.Качурин, В.В.Голубков, В.Я.Коровина, С.А.Леонов), компетентностный подход (А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Хомский, Зимняя, Белкина, О. В. Сосновская).

 

 

 

 

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 2014 - 2015 год в три этапа.

Первый, поисковый: определены цель, задачи; разработаны теоретические основы, сформулирована гипотеза, отобран учебный материал для ее проверки. Определены теоретические, методические параметры экспериментальной работы. Проведена констатирующая часть эксперимента.

Второй, формирующий: уточнены исходные положения исследования, разработаны программа, план, отобран учебный материал опытного обучения. Определены контрольные мероприятия. Проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента.

Третий, обобщение и описание: обработаны полученные данные, откорректированы отдельные теоретические положения, выводы. Оформлялся текст работы                                                 

     Базой для проведения экспериментальной работы явилась МОУ СОШ № 28 г. Ярославля. В эксперименте участвовали  учащиеся 2 «Б» класса. Общее число испытуемых на разных этапах составило около 26 человек.

   Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в теории и практике литературного развития младших школьников: при составлении учебных программ, методических рекомендаций, планировании, организации уроков литературного чтения.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (библиографии), приложений.

 

 

 

 

 

. Бунеевы – авторы хрестоматии для второго класса «Маленькая дверь в большой мир», знакомят детей лишь с былинными сказками, так что о полноценной работе над былиной говорить не приходится. В целом же авторы названных учебников при организации работы над былиной не учитывают ее специфики, не уделяют внимания рассмотрению исторических ассоциаций и параллелей. Это можно объяснить тем, что среди ученых-филологов нет единого мнения о былине, и, соответственно, нет его у методистов. В.Г. Горецкий высказывает мнение о том, что чтению былины детьми должно предшествовать чтение ее учителем, что восприятию былины нужно предпослать рассматривание иллюстрации, что необходимо толковать неизвестные слова и работать над изобретательно-выразительными средствами.


Информация о работе Проблемы изучения былин в начальной школе