Происхождение языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Эволюционисты на протяжении многих лет пытаются ответить на эти вопросы, но пока так и не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули бесчисленное множество теорий; некоторые их этих теорий мы рассмотрим в этой статье. Одни эволюционисты утверждают, что язык возник из звуков и жестов приматов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию. Иные же полагают, что люди на определенном этапе эволюции неким образом «открыли» для себя

Файлы: 1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.

Первоначальная человеческая речь состояла из диффузных (расплывчатых)

звукопредложений, слитых с интонацией и жестом. Она походила на

обезьяньи выкрики или те односложные обращения к животным, которые можно наблюдать и сейчас. Основной единицей языка стал звуковой комплекс, который можно

характеризовать следующим образом:

  • Первоначальный звуковой комплекс был односложен. Звуки были не

достаточно дифференцированы, их было немного, причем в основном согласные.

 

  • Инвентарь звуковых комплексов был небольшим. Поэтому древнейшее слово было семантически расплывчатым, обозначая в разной ситуации разное.
  • Семантическая и звуковая расплывчатость древнейших слов, которых было

немного, делала повторение основным средством образования  форм слова.

Дифференциация форм слова была вызвана возникновением частей речи, с их

категориями и постоянным синтаксическим назначением. Вопрос о

происхождении языка  может быть решён. Решений может  быть много, но все они

будут носить гипотетический характер.

 

6. Теория внезапного возникновения языка

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без

видимых предпосылок  к его зарождению. Они полагают, будто бы язык

был изначально заложен  в человеке, и люди на определенном этапе

эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали

использовать для общения  и передачи информации слова и жесты,

постепенно расширяя словарный запас.15 Приверженцы теории внезапного

появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в  результате

случайной перегруппировки  участков ДНК в процессе эволюции.16

Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения

существовали до того, как человек их обнаружил. Но это  означает, что

язык как таковой  возник совершенно случайно и не задумывался  как

целостная система. Между  тем, язык представляет собой сложную

логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не

позволяет поверить в  ее случайное возникновение. Помимо этого,

теория внезапного появления  языка не может игнорировать вопрос о

том, почему из всего разнообразия животного мира только люди

удостоились такой чести. Язык—один из главных признаков, отличающих

нас от остальных животных; но почему его не «открыли» в себе

представители других биологических  видов? И даже если эту теорию

можно рассматривать  как модель появления языка, ее никак  нельзя

признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку

такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе,

без творца.

 

7. Теория языка жестов

Эта теория возникновения  устной коммуникации имеет наибольшее число

сторонников в современной  науке. Согласно ей, по мере того как люди

эволюционировали, они  постепенно разрабатывали знаковую систему,

поскольку обнаружили, что  использование знаков может приносить

пользу. Поначалу они  не стремились донести до других какие-либо

идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это

и затем повторял это  действие. Например, один человек пытается

сдвинуть с места  какой-либо предмет, но сам не в силах  сделать это;

другой видит эти  усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек

уяснил себе: для того чтобы ему помогли переместить что-либо,

достаточно жеста, изображающего  толкание. По мнению приверженцев

этой теории, когда  люди начали использовать жесты, ассоциирующиеся  с

каким-либо действием, не в процессе этого действия, а для  передачи

информации другим людям, знаки из средства «случайной» коммуникации

превратились в форму  настоящего—осмысленного—общения.17

Каждый, кто наблюдал за поведением группы шимпанзе, согласится с

тем, что эти обезьяны общаются друг с другом с помощью  мимики и

жестов. Наблюдения ученых показывают, что почти все шимпанзе

пользуются одним и  тем же набором звуков; межклановые  различия

весьма незначительны. Весь этот набор понятен не только шимпанзе

(которым адресована  коммуникация) и людям, но также  гориллам и

многим другим видам  приматов.18 Мимика и жесты шимпанзе и других

обезьян—по существу, главный довод, приводимый сторонниками теории

жестов в поддержку  идеи постепенного зарождения языка  в процессе

прибавления звуков к  жестам.

Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря

на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и  не удалось

предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам. Согласно

одной из гипотез, изначально слова имели звуковое сходство с

понятиями, которые выражали (ономатопея). Эту гипотезу, известную

как «теория звукоподражания», выдвинул в 1880 году Макс Мииллер

(Miiller), но даже он  сам считал ее не слишком  правдоподобной.19

Например, понятие «собака» поначалу выражалось междометием «гав-гав»

или «тяв-тяв», а звуки, напоминающие птичье чириканье или карканье,

ассоциировались с издающими  их пернатыми. Действия обозначались

звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к

примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие

тяжелого камня—с  помощью натужного уханья.

Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках

нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым

образом» выражаемых ими понятий; да и в древних  языках, изучаемых

современными лингвистами, не было ничего подобного. Ни английское

слово “dog” (собака), ни французское  “chien”, ни немецкое “hund” не

напоминают своим звучанием  собачий лай. И если бы слова зарождались

как звукоподражание, то неужели они не звучали бы более-менее

одинаково на всех языках? Между тем словарный состав языков мира

отличается удивительным разнообразием. Это фактически сводит на

«нет» возможность возникновения  языка из жестов и звукоподражания.

Более того, людям свойственно  размышлять о понятиях и идеях, которые

мы не можем ни осознать, ни выразить посредством знаков. Таких

абстрактных понятий—великое  множество: время, любовь, ненависть,

жадность, счастье, вера, цель, красота, материя, веселье, культура и

т. п. Наличие в языке  слов, выражающих абстрактные понятия,

заставляют сильно усомниться в состоятельности этой и любой другой

эволюционной теории его происхождения.

Еще одно непреодолимое  препятствие для теории языка  жестов как

первичной формы коммуникации— проблема появления синтаксиса. Многим

кажутся здравыми рассуждения  о том, что люди могли придумать знаки и

слова для обозначения  простых предметов и действий, но как люди

изобрели синтаксис? Человек  никак не сможет сказать: «Дай мне  еды»,

если все слова, которыми он располагает,— это «еда» и «я».

Синтаксис—настолько сложная  система, что люди не смогли бы «открыть»

ее случайно. Для возникновения  синтаксиса требовался разумный

создатель, однако человек  не мог быть этим создателем, поскольку  не

смог бы донести свое открытие до других. Мы же не мыслим нашу речь

без метаязыка—множества  служебных слов, которые не имеют

лексического значения, но определяют значения других слов. Люди

никак не могли бы по чистой случайности начать употреблять  и

понимать эти слова.

 

8. Теория сотворения языка

Из всех выдвинутых наукой теорий происхождения языка только одна с

момента появления и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на

то, что все это время  ее противники заняты отчаянными поисками

контраргументов против нее. Это—теория божественного сотворения

языка. Вера в то, что  его создал и дал людям всемогущий и всеведущий

Бог, позволяет обойти те непреодолимые препятствия, о  которые

разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.

Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал  еще до

того, как Бог начал  творить этот мир. Язык был одним  из способов

общения Пресвятой Троицы— ипостасей Триединого Бога.

История человечества позволяет  христианам утверждать, что язык

существует столько, сколько  существует Бог, а согласно Библии, Бог

существует вечно.

«В начале сотворил Бог  небо и землю. Земля же была безвидна и пуста,

и Дух Божий носился  над водою. И сказал Бог: да будет  свет. И стал

свет» (Бытие, 1:1-3).

Но почему из всех сотворенных  Им живых существ Бог наделил  языком

только людей? Ответ  не этот вопрос мы находим в первой же главе

Священного Писания: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по

образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие,

1:27).

Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи

язык и общение, людям  также достался этот дар. Таким образом,

язык— одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям.

Это—вполне здравое  заключение, поскольку язык дает нам  частичное

представление о природе  Бога. Как и Бог, язык немыслимо  сложен. На

его изучение может уйти вся жизнь; но при этом дети, едва научившись

ходить, начинают понимать и употреблять язык.

Заключение

Эволюционисты выдвинули  великое множество теорий зарождения и

развития человеческого  языка, но ни одна из этих теорий не дает

приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности  языков.

Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который

не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия

рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен

противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие  от теории

эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения

языка, изложенная в Библии креационная теория способна противостоять

любым возражениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. «Эволюция и возникновение языков», Princeton University Press, Д. Митчелл,                    стр. 68-90, 2002.

2. «Жесты. Языки животных» /Наука и жизнь/ (№24), 1994 г.

3. «Сотворение языка» /Религия и мифология/ (№12), с.43, 1996 г.

4. «Гипотезы появления языка как средства общения» /Наука и жизнь/ (№20), 1994 г.

5. «Происхождение языков», М. Финчер, 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Происхождение языка