Психологический анализ литературного героя.Образ Настасьи Филлиповны Барашковой из романа Ф.М.Достоевского "Идиот"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 20:58, доклад

Описание работы

Первое впечатление от романов Достоевского – ужас, второе- величие. “Трудное и ответственное дело- достойными словами говорить о Фёдоре Михайловиче Достоевском и его значении для нашего внутреннего мира, ибо ширь и мощь этого неповторимого человека требуют новых мерок"

Файлы: 1 файл

психология-настасья филлиповна.docx

— 8.93 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный театральный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический анализ литературного героя.Образ Настасьи Филлиповны Барашковой из романа Ф.М.Достоевского "Идиот".

 

 

 

 

Работу выполнила студентка 2-го курса АДТиК:Татьяна Тарасова

 

Новосибирск 2013

 

Первое впечатление от романов Достоевского – ужас, второе- величие. “Трудное и ответственное дело- достойными словами говорить о Фёдоре Михайловиче Достоевском и его значении для нашего внутреннего мира, ибо ширь и мощь этого неповторимого человека требуют новых мерок"

                                                                                               Стефан Цвейг.

Я думаю, что смысл его произведений становиться более понятным, если внимательно присмотреться к его творческой индивидуальности. А индивидуальность эта заключается в том, что Фёдор Михайлович - величайший мастер психологизма. Я считаю, что он гениальнейший психолог, равных которому нет, и это я попытаюсь доказать.

Во-первых, следует разобраться, что же такое психологизм, что в себя включает, и наконец, в чём заключается гениальность Достоевского.

Л. С. Выготский в своей статье “Психология искусства” даёт такое определение этому явлению: “Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы”.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - разновидность научного анализа, подобного философскому, математическому и др. Характерной особенностью психологического анализа является то, что объектом его изучения является психическая реальность, психические процессы, состояния, свойства человека.

Настасья Филипповна — в семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо»,которая (благодаря отрицательному воздействию  мужчины в детстве)стала одержима гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю» и мужчинам в целом.Именно в Эдиповом периоде и произошел этот сдвиг,когда как раз таки возникает влечение к противоположному полу.

Возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь “со злости”. “Вы горды, Настасья Филипповна”, — говорит князь Мышкин, — “но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете... Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал”.

“Удивительное лицо”, — говорит он, — “лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое...”

Она упивается позором и сжигает себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Достоевский создал из своей героини “образ чистой красоты”, плененный “князем мира сего” и в глубине души ждущий избавления.

   Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она “осквернена”, унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, “уличную”, и сознательно идет на смерть. Отношение к себе-полное недовольство собой.Хоть она и держит себя гордо и с "прямой спиной",но внутри у нее грохочут бури ужасной вины,униженности.

  Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет. Или еще — роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.Тип характера сенсетивный:очень чувствительная,внтри буря,при этом застенчива,но внешне пытается преодолеть ее во что бы то ни стало.

Тип опеки:сочетание свободы и холода.Она привыкла выживать,с самого детства судьба бросила ее в такой жестокий мир.Она не боится,хитра,инициативна,всего добивается сама.Основная жизенная позиция:когнитивная(ответственность,это моя вина).Самооценка заниженная,хотя всем видом показыват,что у нее завышенная самооценка.По типу темперамента она сангвиник.Это видно в сцене разговора с Аглаей.Как она себя держит,она сжигает взглядом,голосом,словами.Уверенна в себе.Эго-состояние-родитель(негативное).Превосходство,издевка, ирония.

Она интроверт,все переживания держит в себе,вообще она почти никому не показывала себя настоящую,разве что Мышкину.У нее высокий уровень самоконтроля.

Настасья Филлиповна является чуть ли не главным звеном в пьесе.Без нее не было этих рассуждений Мышкина,не было основного конфликта.В данном случае красота губит мир.

Исследователи творчества Достоевского чаще всего включают Настасью Филипповну в ряд «павших» женщин, которые есть практически во всех романах писателя, и совершенно не рассматривают этот образ в контексте идей женской эмансипации. Повествователь в романе дает ей такую характеристику: «Жила она больше уединено, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало: она всё зналась с какими-то бедными и смешными чиновницами, знала двух каких-то актрис, каких-то старух, очень любила многочисленное семейство одного почтенного учителя, и в семействе этом и её очень любили и с удовольствием принимали.Кончилось тем, что про Настасью Филипповну установилась странная слава : о красоте её знали все, но и только; никто не мог ничем похвастаться, никто не мог ничего рассказать».Героиня стремится к свободе, независимости, самоутверждению, но, с точки зрения Достоевского, идет совершенно не тем путем. Понимал ее только Мышкин.Он видел в ней чистую душу.

Высокомерие – самозащита от подлецов и пошляков. Еще одна защита-это подавление.Она хочет забыть прощлое и начать новую жизнь,какой она и вернулась из деревни к Тоцкому- новой женщиной.“… Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное… Эта ослепляющая красота была даже невыносима…странная красота!”

Настасья Филипповна кончает безумием.Настасью Филипповну довели до безумия все окружавшие ее. Начал убийство барин Афанасий Иванович Тоцкий. Завершил купец Рогожин.

   Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она “осквернена”, унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, “уличную”, и сознательно идет на смерть.

Все в романе, что связано с темой Настасьи Филипповны, с ее судьбой наполнено глубоким социальным смыслом и подтекстами.Она вещь,деньги,секс,любовь и смерть в одном лице.Она все для мужчин-предмет их обожания,приведший к смерти красоту,которую хотел показать автор -погибшую красоту.

Я обожаю эту героиню,мне кажется,что ее играть одно удовольствие.Передать такую жизнь.С таким внутренностями,что хочется умереть,а снаружи властная,гордая женщина,готовая любого мужчину на колени поставить.Вот здесь то и проявляется актерское мастерство.Показать внутренние чувства,не говоря про них ничего.


Информация о работе Психологический анализ литературного героя.Образ Настасьи Филлиповны Барашковой из романа Ф.М.Достоевского "Идиот"