Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:11, доклад

Описание работы

По моральной отзывчивости он не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участником национально-освободительной войны. Внутреннее развитие героя прослеживается в неразрывной связи с движением общей жизни, с движением истории. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».

Файлы: 1 файл

Литература.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

 

Пьер Безухов - вполне русский человек, и потому и годину общего бедствия он не может жить частными интересами, тянется к народу и вместе с ним жаждет приобщиться к борьбе за сохранение национальной независимости России.  По моральной отзывчивости он не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участником национально-освободительной войны. Внутреннее развитие героя прослеживается в неразрывной связи с движением общей жизни, с движением истории. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».

С этим странным барином в  «белой шляпе и зеленом фраке», барином, лишенным военной выправки и ловкости, солдаты вступают в  непринужденный человеческий контакт. Так, обращаясь к Пьеру, солдат с  грустной улыбкой сказал: «Мужичков  и тех гонят. Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать  хотят».Очень примечательна реакция Пьера; «Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головою». Вскоре он увидел мужиков-ополченцев, работающих на укреплениях, и совсем понял, что «хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят». Вид работающих на поле сражения бородатых мужиков «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Беглая встреча с солдатом, заявившим о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера, и он невольно проверяет истинность солдатских слов своими дальнейшими  наблюдениями. В этом случайном эпизоде  впервые обозначается направление  эволюции героя: со всей отчетливостью  проявляется то открытое сердечное  общение свободного от предрассудков  светской среды Пьера людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его  к качественно новому переживанию  и пониманию жизни. Богатая человеческими  потенциями душа Пьера по степенно наполняется русским народным содержанием. Пьер оказался в самом центре сражения, на курганной батарее Раевского. Он прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, и потому заслужил «ласковое и  шутливое участие» солдат. Стихия народной жизни как бы обнимает Пьера со всех сторон, и он отдается наблюдено  за ней с жадностью, с предельным интересом.

Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается  к солдатскому костру и принимается  за кавардачок, который показался ему «самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Ему хотелось, чтобы социальные различия не мешали ему в братском единении с народом. Несомненно, впервые Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним.

«Они» (солдаты) поражают его  своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А они... они все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости. Они высоко поднимаются в сознании Пьера, как во всем противоположные людям его среды. «Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей». «Солдатом быть, просто солдатом, - думал Пьер, засыпая.- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими: Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего человека?».

Участие в войне 1812 года, в  Бородинском сражении ставит перед  Пьером совершенно новую для него задачу - войти в общую жизнь  народа, достигнуть освобождения, раствориться в солдатской крестьянской массе  и потерять чувство обособленности, непомерное и тягостное самолюбие, т. е. сбросить с себя бремя этого  «внешнего человека».

Только в обстоятельствах  войны и плена изменяется характер взаимоотношений Пьера и людей из народа: он перестает быть хозяином, а они подчиненными. Он отдается всецело чувству единения с ними как братьями по целям и устремлениям. Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря. Именно здесь он переживает подлинное освобождение, когда распались эти стеснявшие его путы светского существования. Таким образом, диалектика характера осуществляется в тесном сплетении с национально-историческими обстоятельствами жизни.

Найденная еще в масонстве  нравственная истина, согласно которой  человек - участник бесконечного мира, подтверждается переживаниями Пьера  на войне. В ту же ночь во сне Пьер понял, что «благодетель [И. А. Баздеев] говорил о добре, о возможности быть тем, чем были и они. И они со всех сторон, со своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля». Таким образом, в сознании Пьера масон Баздеев и они (солдаты) составляют нечто единое, нерасторжимое. «Благодетель» как бы санкционирует сближение Пьера Безуховас солдатами, благословляет его на это внутреннее, его обогащающее взаимодействие с ними.

И действительно, Пьер обретает и душевный внутренний мир, «согласие  с собою», и углубляет этико-философские  представления о жизни. Четко  и лапидарно он выражает во сне  новые мысли и заключения. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы  человека законам бога, - говорил  голос.- Простота есть покорность богу; от Него не уйдешь. И они просты. Они  не говорят, но делают». «Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать  Пьер) состоит в том, чтоб уметь  соединять в душе своей значение всего. «Все соединить? - сказал себе Пьер. - Нет, не соединить. Нельзя соединять  мысли, а сопрягать все эти  мысли, вот что нужно! Да, сопрягать  надо, сопрягать!» - с внутренним восторгом  повторил себе Пьер, чувствуя, что этим именно, и только этим словом выражается то, что он хочет выразить, и разрешается  весь мучивший его вопрос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любимая героиня Л. Н. Толстого Наташа Ростова

В своем романе «Война и  мир» Л.Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху  Отечественной войны 1812 года. Действующих  лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки.  
 
     «Поэтической, переполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу Ростову князь Андрей. «Волшебницей» казалась она Денисову. «Она обворожительна», - говорил о ней Пьер. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову, ей чужды идеалы самоотречения. Главную роль для нее играют чувства.  
 
    Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой. Она находится в том «милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребенок еще не девушка». Любимица семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим. С разбегу она влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Вот она в «цветочной» комнате прячется между кадок цветов и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее и спрашивает его: «Навсегда? до самой смерти?». Она уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а весь мир – чудесная гармония. «Порох», «зелье девка», «казак» - так характеризуют ее другие люди. В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ». 
 
    Главное, что привлекает в Наташе, – это ее дар любви к людям, ее человечность. Из всего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Внутреннему настрою Наташи соответствует и ее речь, эмоциональная, часто дополняемая мимикой и жестами. Толстой замечает, что Наташа «не могла постигнуть возможность выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом». Одаренность и обаяние Наташи так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.  
 
    Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности и непосредственности. На своем первом аристократическом балу девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но, танцуя с Андреем Болконским, Наташу захватывают чувства, постепенно переходящие от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом. Первый выезд в «большой свет» принес девушке торжество. Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: «Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».  
 
    Слова Пьера: «Она не удостаивает быть умной» - могут быть объяснены отсутствием у Наташи широких умственных интересов, образования. Жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, проницательны и разумны. Используя слова Толстого из письма Фету, можно сказать, что она была наделена «умом сердца». Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Так, она поняла духовную красоту княжны Марьи и полюбила ее, несмотря на различие их натур. В преуспевающем Борисе Друбецком она разглядела тщеславного карьериста, а в Берге – его фальшивый патриотизм.  
 
    С открытой душой Наташа Ростова принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего «ограничителя» этот принцип для нее просто не существует. И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства.  
 
    Наташа способна к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей. Только материнское чутье графини говорило, «что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива». Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни Наташи, единственным ее интересом. Проявление любви к ней, с чьей бы стороны оно не исходило, – от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера Безухова или Анатоля Курагина, - волновало ее и вызывало в ней ответный отклик.  
 
    В своем страстном стремлении к любви она душевно не выдерживает года разлуки с Андреем. Нетерпеливое чувство, переполняющее героиню, оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Наташа Ростова поверила в любовь Курагина, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой ее брата. Ошибившись в Анатоле, она через страдание приходит к очищению, заявляя Андрею Болконскому: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» 
 
    Многое пережив и перечувствовав, Наташа осознает свою вину перед Андреем, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего Болконского вплоть до его кончины. Смерть близкого человека вызвала в ней тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. Она предалась отчаянию, скорби, тяжело заболела, ей казалось, что «жизнь кончена». Внутреннее состояние своей героини Толстой раскрывает в описании ее внешнего облика. «В черном шерстяном платье, с небрежно связанною пучком косой, худая и бледная Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери».  
 
    «Упорным неподвижным взглядом» смотрела Ростова в недавнее прошлое и «переживала теперь все то, что она чувствовала тогда». Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, - вернули Наташу к жизни: «Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».  
 
    Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. Настоящую любовь она испытывает лишь к нему, к тому человеку, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.  
 
    В эпилоге читатель, к своему удивлению, видит в Наташе примерную жену и мать, нашедшую свое счастье в семейной жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической порой своей жизни. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней не было уже огня того оживления, которое составляло ее прелесть. «Толки и рассуждения, - заявляет Толстой, - о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их». Все ее интересы теперь сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга жизнь для нее не существует.  
 
    Таким образом, на примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем же заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе и смазливом Анатоле Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, «живость» и стремление утвердится в обществе, прежде всего предназначена для роли матери и жены, и это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.


Информация о работе Путь Пьера Безухова на войне 1812 года