Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:43, доклад
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
Раскольников и Свидригайлов —
герои одного из лучших романов Достоевского
“Преступление и наказание”. Этот
роман отличается глубочайшим психологизмом
и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова
и Свидригайлова нет ничего общего, мало
того, они представляются антиподами.
Однако если внимательнее вглядеться
в образы этих героев, то можно найти определенное
сходство. В первую очередь это сходство
проявляется в том, что оба героя совершают
преступления. Правда, делают они это в
разных целях: Раскольников убивает старушку
и Лизавету ради проверки своей теории,
с благородной целью помочь нищим, обездоленным,
униженным и оскорбленным. А Свидригайлов
всю свою низменную энергию направляет
на получение сомнительных удовольствий,
стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают
перед читателями как “сильные” личности.
И это действительно так. Только обладающие
исключительной силой воли и невозмутимостью
люди могут заставить себя переступить
кровавую черту, сознательно пойти на
преступление. Оба эти героя прекрасно
понимают, что по сути своей они чрезвычайно
близки. И недаром при первой же встрече
Свидригайлов говорит Раскольникову:
“Мы одного поля ягоды”. Впоследствии
и Раскольников приходит к пониманию этого.
За преступлением следует наказание. У
обоих героев оно примерно одинаково.
И Раскольников, и Свидригайлов испытывают
сильнейшие муки совести, они раскаиваются
в содеянном и пытаются исправить положение.
И, казалось бы, встают на путь истинный.
Но душевные терзания вскоре становятся
невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают
нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством.
Раскольников с ужасом понимает, что с
ним может произойти то же самое, и в конце
концов признается в содеянном.
В отличие от Раскольникова Свидригайлов
имеет несколько двойственный характер.
С одной стороны, кажется, что он обыкновенный,
нормальный, трезвомыслящий человек, каким
он и представляется Раскольникову, но
эту сторону характера заглушает его вечное
и неодолимое влечение к удовольствиям.
Раскольников же, по-моему, куда более
твердый в своих намерениях человек. Он
даже в чем-то похож на тургеневского Базарова,
который жестко придерживается своей
теории и проверяет ее на практике. Ради
своей теории Раскольников даже разрывает
отношения с матерью и сестрой, он хочет
произвести впечатление на окружающих
благодаря своей теории и ставит себя
намного выше окружающих.
В представленных выше соображениях и
заключаются, на мой взгляд, различия и
сходства между
Раскольниковым и
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление
и наказание” произвел на меня очень
сильное впечатление. Когда я
его читал, то чувствовал, что на
душе у меня так же нехорошо, как
и у героев романа. Проблемы, поднятые
писателем, очень современны. Сейчас,
как и во времена Достоевского,
человек заброшен и одинок в мире
людей. По-прежнему царит равнодушное
отношение людей друг к другу.
Атмосфера безысходности, окружающая
моих современников, как и тогда
способна зародить и зарождает
любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я
увидел в том, что он убеждает нас, своих
читателей, в невозможности построить
жизнь по каким-то теориям, пусть даже
очень внушительным.
Достоевский раскрыл в романе опасность
любой теории в овладении умами: человек
превращается в фанатика идеи и начинает
действовать вопреки своей человеческой
природе. И тогда не идея становится орудием
человека, а он сам становится кровавым
орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит
в жизни все то, что так складно выстраивалось
в уме и на бумаге! Достоевский показывает
нам и главному герою романа Родиону Раскольникову,
каково практическое воплощение этой
идеи на примере психологических “двойников”
героя. Таковыми в романе являются Лужин,
Лебезятников, Свидригайлов, студент в
трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова
и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова
с ними, доказывая антигуманность, античеловечность
теории, делящей всех людей на два разряда:
“тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Писатель на примере Лужина показывает,
что происходит, если такая “теория”
попадает в руки настоящего эгоиста, человека,
лишенного чести и совести. Она становится
обоснованным оправданием и прикрытием
собственной подлости.
Лужин — приверженец “экономической
правды”. Он отвергает жертвенность ради
общего блага, утверждает бесполезность
“единичных щедрот”. Он считает, что забота
о собственном благосостоянии есть забота
о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах
Лужина вполне уловимы интонации голоса
Раскольникова, который, как и его двойник,
не удовлетворен “единичной” и ничего
не решающей помощью. Оба они “разумно”
находят жертву для достижения своих целей,
теоретически обосновывая свой выбор
так: никчемная старуха, как считает Раскольников,
все равно умрет, а падшая Соня, по мнению
Лужина, все равно - рано или поздно -украдет.
Лужин так же, как и Раскольников, оставляет
за собой право решать участь другой личности,
например, Сони. Он очищает “арифметику”
Раскольникова от “деятельного сострадания”.
Двойник Лебезятников - “прогрессист”.
Он выступает против таких предрассудков,
как “целомудрие и женская стыдливость”,
взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение
брачных уз. Лебезятников видит смысл
демократического движения в том, чтобы
“огреть протестом” русскую жизнь: “Мы
пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше
отрицаем!”
Восстающая против несправедливого устройства
мира, бунтарская стихия Раскольникова
превращается у Лебезятникова в поток
бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается”
к главному герою, желающему “взять просто-напросто
все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ
протеста, принимающий у этого двойника
форму воинствующей глупости, компрометирует
избранный Раскольниковым бунтарский
путь переустройства мира, в котором он
видит и возможность самоутверждения.
Свидригайлов не случайно появляется
после двух своих предшественников, которые
в силу своей ничтожности не смогли уничтожить
ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна
была личность незаурядная, “выламывающаяся”
из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов
-загадка”, - думает о нем Раскольников).
Этот герой идет дальше всех: переступая
через чужие жизни, он переступает и через
собственную совесть, то есть полностью
соответствует представлению Раскольникова
о сильных личностях. Но вместо ожидаемого,
с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом
мире Свидригайлова она терпит полное
крушение.
“Арифметика”, согласно которой можно
убить одну “вредную” старуху, а затем,
сделав сотню добрых дел, искупить этот
грех, опровергается “опытами” Свидригайлова:
на его счету добрых поступков больше,
чем у всех других героев романа, но, во-первых,
добро, совершенное им, никоим образом
не может оправдать преступления минувшего,
а, во-вторых, оно не способно возродить
его больную душу.
Свидригайлов — это тот избранный, который
“переступил”, и “переступил” не единожды,
и без нравственных мучений (казалось
бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при
этом Наполеоном не стал. Жизненный итог
Свидригайлова - это не только его самоубийство,
но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая
чудовищный самообман главного героя.
Таким образом мы видим, что, вводя явных
и неявных двойников Раскольникова, автор
развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова,
показывая, как она может подействовать
на людей. Достоевский показывает путь
духовного возрождения человека, и метод
двойников помогает ему.
Прежде всего, бросаются в глаза внешние различия между персонажами: бедный студент Раскольников и зажиточный Лужин кажутся антиподами друг к другу. Несомненно, Лужин - «темная сторона» Раскольникова, но, в отличие от главного героя романа, Лужин - более часто встречающийся характер, намного меньший, чем «Наполеоновский тип», он не лучше от этого.
Наиболее яркий пример
сопоставления описываемых
Раскольников - бедный студент, «живущий в долг»; Лужин же - преуспевающий делец. Раскольников мечется в поисках себя; Лужин - спокоен и рассудителен.
Но идеи «Право имеющего» и «Мелкого эгоиста» - практически идентичны, и разница между ними - только в масштабе.
Встать над другими. Это - то общее, что объединяет принципы Раскольникова и Лужина. Стать ли Судией с карающим мечом, или же ставить себя на первое место, считая уделом остальных «кафтан с барского плеча» - суть одна. Раскольников видит в этом свою схожесть с человеком, которого ненавидит, и ничего не может поделать.
Информация о работе Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика