Распад семьи в романе Томаса Манна «Будденброки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

1. Законспектировать фрагменты учебников, статей, в которых даётся характеристика творчества Т.Манна.
2. Прочитать роман Т.Мана «Будденброки», дать письменный анализ проблематики произведения; письменно охарактеризовать образную систему, привлекая к ответу цитатный материал.

Файлы: 1 файл

тема 6d.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Тема -  распада семьи в романе Т.Манна «Будденброки»

 

  1. Законспектировать фрагменты учебников, статей,  в которых даётся характеристика творчества Т.Манна.

 

Мировую литературу XX века невозможно представить без имени  великого немецкого писателя Томаса Манна. Его лучшие романы и новеллы принадлежат к высочайшим художественным достижениям. Томас Манн (1875—1955), выдающийся писатель, младший брат Генриха Манна. К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», «Тонио Крегер»), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман Манна «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914-1918.

Во 2-й половине 20-х  годов Манн Т. активно выступает как критик и публицист. Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник», а также историческая тетралогия на библейскую тему - «Иосиф и его братья».

Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили Манн более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

В 1943 Манн начал работу над романом «Доктор Фаустус» - самым значительным произведением последнего периода. Художественное наследие Манна остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием.

Критики, особенно советские, отмечали недостаточную социальную значимость его произведений, писали, например, следующее: "В большинстве своих романов ("Волшебная гора", "Иосиф и его братья", "Доктор Фаустус") Томас Манн остается в кругу культурно-исторических и психологических проблем. Философским и эстетическим спорам, которые ведут его герои, писатель стремится придать эпический размах, не замечая того, что судьбы истории решаются не здесь, не в этом узком мире, где люди не действуют, а рассуждают. Но писатель искренне и честно стремится разобраться в происходящем, он мучительно ищет ответа на животрепещущие вопросы современности и в первую очередь на вопрос о судьбах культуры. В этом ценность его творческих исканий". Т. Манн на такие критические замечания отвечал: "Социальное - моя слабая сторона - я это знаю. Знаю также, что это находится в противоречии с художественным жанром, с романом, который требует социального... Метафизическое для меня несравненно важнее... но ведь роман об обществе сам собою становится социальным..." Метафизикой при этом писатель называл анализ духовных взаимоотношений и духовных качеств людей. Так что его романы не были социальными в смысле критического реализма или социалистического реализма, но они были социальными по сути - так они исследовали глубинные отношения людей в этом мире.

Томас Манн вошел в  литературу в тот момент, когда  в ней преобладали декаденские 

течения, когда яркое  место заняла антигуманистическая  проповедь Ницше, когда воспевали  смерть, вели наступление на реализм  и выдвигали на первый план "чистое искусство". Самым модным словом было слово "модерн", то есть - современный, новый. Многие художники уходили от жизни в этот мир якобы передового искусства и пропадали навеки для искусства истинного, глубокого и вечного. Надо было обладать талантом достаточно мужественным, чтобы не соблазниться, не потерять из поля своего пристального художнического зрения реальную действительность. Томас Манн таким талантом обладал. К тому же в его становлении как крупного писателя ему помогла великая русская литература. Он изучил опыт Гончарова, Тургенева, Льва Толстого, опирался на классику.

Своим первым же произведением "Будденброки" (1901) Манн вошел в  число крупных художников слова. В романе воссоздана история буржуазной семьи на протяжении

четырех поколений - обретение величия и упадок старинного бюргерского рода.

Писатель прослеживает судьбу рода вплоть до глубочайшего буржуазного  кризиса, который он сам воочию наблюдает  вокруг. Критики отмечают особый смысл, вкладываемый писателем в понятие бюргерство. Например, исследователь творчества Томаса Манна А.А. Федоров пишет: "Центральной проблемой теоретических размышлений Т. Манна и вместе с тем излюбленным объектом его творчества становится особая, высокоразвитая духовная стихия жизни. Писатель называет эту стихию бюргерством. Он употребляет это слово как научный термин, определяя им точную, исторически сложившуюся величину. Бюргерство для него - некое суммарное определение европейской гуманистической культуры".

Томас Манн много писал  о великой бюргерской культуре, говорил, что теперь она

профанируется, особенно пагубно на нее воздействует массовая культура Америки. Эпоху империализма он называл эпохой кризиса бюргерства. В контексте произведений писателя слово "бюргерство" очень близко по значению словам "благородство" и "интеллигентность". Писатель считал, что русская литература внимательно анализирует внутреннюю интеллигентность, человеческое благородство, что более высокой человечности, чем в русской литературе, "не было нигде и никогда".

Ярчайшим представителем бюргерской культуры Манн считал великого Гёте.

Бюргерство порождается, по мысли Манна, конкретными благоприятными историческими 

и даже бытовыми моментами, но сила его такова, что негативными  обстоятельствами оно не уничтожается, лишь может исчезнуть вместе с гибелью человечества.Федоров считает, что "стихия бюргерства была всепоглощающей человеческой и писательской страстью Т. Манна. Его интересы к психоанализу, романтизму, даже к искусству и музыке были частными моментами на фоне его служения бюргерству. Бюргерство - основная тема его творчества. И если порой в его творчестве бюргер и художник вступали между собой в конфликт, последняя правда для Т. Манна была на стороне бюргера, подлинной интеллигентности. Так большая человечность Ганса Касторпа ("Волшебная гора") торжествует над артистической натурой Клавдии Шоша, гармоничность Иосифа ("Иосиф и его братья") - над утонченностью жены Потифара, чистота и цельность Тадзио ("Смерть в Венеции") - "над Ашенбахом и даже естественность, наивность мальчишеских забав Ганса Гансена - над болезненностью Тонио Крегера ("Тонио Крегер"). Даже в Гёте, по мнению Т. Манна, его уникальная личность, вернее, именно бюргерские черты его личности, еще интереснее и поучительнее, чем его гениальный талант". Так подробно мы остановились на этой теме потому, чтобы читатель, открыв любое произведение Томаса Манна, помнил, что именно с этой точки зрения он рассматривает жизнь и все ее коллизии.

В новелле "Тонио Крегер" описана судьба писателя, который  в зрелые годы переживает подлинную трагедию: ему чуждо общество, которое его окружает, но и вне этого общества его жизнь утрачивает всякий смысл. Т. Манн толкает Тонио Крегера на сближение с жизнью, "любовь к человеческому, живому и обыденному". Только это может сделать из литератора подлинного поэта, считает Т. Манн. Интересно, что оппонентом Тонио Крегера выступает в новелле русская художница Лизавета Ивановна. Именно она дает Крегеру советы о литературе, которые писатель принимает, и отвечает ей: "Вы вправе так говорить, Лизавета Ивановна, и это право дают вам творения ваших писателей, ибо русская литература, достойная преклонения, и есть та священная литература, о которой вы сейчас говорили".Уместно вспомнить, что Томас Манн был сторонником самых тесных отношений России и Германии: "Россия и Германия должны познавать друг друга все лучше и лучше. Рука об руку они должны идти навстречу будущему".

Роман "Волшебная гора" (1925) считается одним из самых  значительных и сложных произведений немецкой литературы XX века Это своеобразная энциклопедия декаданса, его осуждение и вынесение смертельного диагноза лучшим знатоком этой болезни.

Исследователь Р. Фаези  называет "Волшебную гору" новой "Одиссеей" со своими Сциллой и  Харибдой, со своей Цирцеей в лице Клавдии Шоша, с нисхождением в "царство мертвых". Это "Одиссея" духовных, а не географических приключений, это странствие в мире идеологических споров, конфликтов и концепций буржуазной философии XX века. Главному герою Гансу Касторпу претят декаданс и смерть, он с омерзением отвергает фрейдизм. "Волшебная гора" - это место, где раньше, чем в низине, сгустилась новая духовная атмосфера, центром которой становится Ганс.

Тетралогия "Иосиф  и его братья" (1933-1943) состоит  из самостоятельных романов 

"История Иакова", "Юность Иосифа", "Иосиф в Египте" и "Иосиф-кормилец". Кроме того, этим романам предшествует предисловие автора "Адский путь", кратко излагающее историко-мифологические и философские концепции книги. Манн признавался, что в этой тетралогии его увлекло стремление показать живописный, иллюзорно-пластический мир древности Работу над этими романами он назвал "дерзкой игрой" С помощью арсенала художественных средств Манн решил оживить древность, основываясь на легендах, мифах, песнях и сказаниях. Для этого писатель в 1930 году отправился в Палестину и Египет, места, которые собирался описать. В письме к автору психологических теорий Кереньи Т. Манн писал: "Вы, конечно, найдете следы ваших работ в романе. И это не только мифы об Анубисе, Гермесе, о рождении Афродиты в психологической интерпретации. Это мотив "стяжания времени". Так что эти романы - не только воссоздание древности, в них отразились и взгляды современников Манна.

Но вершиной его творчества стал "Доктор Фаустус" (1947). Его  содержание имеет несколько планов. Для Германии этот роман имеет особое значение, в нем Манн показывает духовную несостоятельность буржуазной интеллигенции, растлевающее влияние идей Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Главный герой романа немецкий композитор Адриан Леверкюн, являясь носителем этих пороков западной интеллигенции, обрекает себя на душевную опустошенность, творческое бессилие и апатию. В этом романе Т. Манн обращается к древнему мифу о Фаусте Леверкюн тоже идет на сделку с дьяволом. Он тоже презрел свой истинный дар, воспылал ложным честолюбием, этим и объясняется его насмешка над талантом, извращенное представление о ценностях мира.Манн считает, что именно интеллигенция несет ответственность за трагические события XX века.

Романы и новеллы  Томаса Манна, отмеченные мудростью  и мастерством, давно стали достоянием всех народов мира. В России вышло несколько собраний сочинений Т. Манна.

 

  1. Прочитать роман Т.Мана «Будденброки», дать письменный анализ проблематики произведения; письменно охарактеризовать образную систему, привлекая к ответу цитатный материал.

 

 

Само название романа показывает, что в нем описывается  жизнь целой семьи. Судьба семьи  Будденброков представляет собой историю  постепенного спада и разложения. «Упадок одного семейства» - таков  подзаголовок романа. Падение Будденброков процесс не непрерывный. Периоды застоя сменяются периодами нового подъема, но все же в целом семья постепенно слабеет и гибнет.

«Будденброки» - произведение, поднимающее большие социальные проблемы, дающее яркую и правдивую  картину исторического развития буржуазии как класса с 18 (со времен наполеоновских войн) до конца 19 века. Это роман о 4-х поколениях буржуазной семьи. Материалы этой книги навеяны историей семьи Маннов. Постепенное разрушение материального благополучия Будденброков, от поколения к поколению, сочетается с их духовным оскудением. В основе романа лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу.

В 1835 г.  семейство Будденброков,  весьма почитаемое в маленьком немецком торговом городе Мариенкирхе,  перебирается в новый дом на Менгштрассе,  недавно приобретенный главой фирмы «Иоганн Будденброк».  Семейство состоит из старого Иоганна Будденброка,  его жены,  их сына Иоганна,  невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса,  восьмилетней Антонии — Тони — и семилетнего Христиана.  С ними живут еще сверстница Тони Клотильда,  отпрыск неимущей линии семейства,  и гувернантка Ида Юнгман,  прослужившая у них так долго,  что считается почти членом семьи.

Иоганн Будденброк - старший - типичный бюргер 18 века, оптимистичный и умеренный вольнодумец, оптимистично верящий в прочность буржуазного бытия. Былое экономическое могущество и духовное величие этого рода воплощены в образе старого Иоганна Будденброка. Весь его облик, его духовная физиономия сформировались еще в атмосфере эпохи Просвещения. Полный неисчерпаемого жизненного оптимизма, он непоколебимо уверен в своих личных силах и в могуществе своего класса. Представляющий первое поколение Иоганн Будденброк воплощает прочность бюргерского уклада, не утратившего связи с народной средой. Он энергичен, напорист, инициативен, удачлив в делах.

Его сын, консул Иоганн Будденброк, человек солидный и уравновешенный, неплохо ведет дела, но как личность менее масштабен. После революции 1848 г.  Иоганн Будденброк не столь уж уверен в незыблемости традиционных устоев, человек уже иного склада. Им овладевает тревога и неуверенность, он ищет утешения в религии. При его показной строго патрицианской морали ему уже не удается примирить свою коммерческую деятельность с чисто человеческими отношениями даже к членам семьи. Он уже лишен оптимизма своего отца; зрелые годы его жизни протекают уже в иных исторических условиях, в переломную эпоху, когда на смену патриархальному бюргерству приходит новое поколение капиталистических предпринимателей. В свете новых социальных условий старинная “фирма Будденброков” становится для консула Иоганна Будденброка, а вслед за ним и для его сына Томаса не просто коммерческим предприятием, а символом величия рода, своего рода фетишем, которому должны подчиняться личные интересы каждого члена семьи.

Томас и Христиан уже  не чувствуют себя неотъемлемой частью своего класса, «лучшей частью нации», как дед. Томас ценой страшных усилий воли еще заставляет себя носить маску мнимой деловитости, мнимой уверенности в себе, «У Томаса был характер ровный, ум живой и сметливый», но он уже не чувствует в себе способности конкурировать с предпринимателями нового хищного типа. За его показной сдержанностью скрывается усталость, непонимание смысла и цели собственного существования, страх перед будущим.

Христиан - опустошенный человек, отщепенец, человек, способный  лишь на шутовство. «Христиан, напротив, отличался неуравновешенностью, был порой нелепо дурашлив и мог вдруг невероятнейшим образом напугать всю семью…».

Для представителей третьего поколения Томаса и Кристиана  фирма становится чем-то внутренне  чуждым. В них развивается склонность к рефлексии - явление необычное  в роду Будденброков. Сенатор Томас  Будденброк сохраняет видимость спокойствия. Но внутренне он устал и надломлен. От окружающих и от самого себя он старается скрыть упадок фирмы.

Информация о работе Распад семьи в романе Томаса Манна «Будденброки»