Рассказы и повести Виктории Токаревой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:01, творческая работа

Описание работы

Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, она решила получить музыкальное образование и четыре года училась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Файлы: 1 файл

Виктория Токарева.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Токарева, Виктория Самойловна

 

Биография

   Виктория Токарева (фамилия по мужу) родилась в Ленинграде в 1937 году в семье инженера. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, она решила получить музыкальное образование и четыре года училась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

  После замужества  Виктория Токарева переехала  в Москву. Работала в детской  музыкальной школе учительницей  пения и тогда же начала  писать прозу, позже работала  редактором на киностудии «Мосфильм».

В 1962 году Токарева по протекции  поэта С. Михалкова поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.

  На второй год обучения  в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая Гвардия»).В 1971 году её приняли в СП СССР.

  Герои Токаревой —  обыкновенные люди с обыкновенными  проблемами, хорошо знакомые читателю. Большинство её героев — женщины, именно поэтому в основном она считается женской писательницей. Творчество Виктории Самойловны может показаться моралистическим, отстаивающим общие ценности и взаимоотношения полов, именно по этой причине западные критики считают автора «феминисткой». Хотя писательница и пишет в основном в реалистичной манере, иногда она полностью погружается, как она говорит, в «фантастический реализм», вплетая магию в реальность.

   Некоторые российские  критики считают Токареву просто еще одной женской писательницей, а зарубежные критики считают Викторию Самойловну неженской писательницей и не менее талантливой, чем другие российские писательницы, среди которых Людмила Улицкая, Татьяна Толстая и Людмила Петрушевская.

  Тем не менее, на  западе имеется лишь небольшой  критический очерк в отношении  творчества Токаревой, но она очень часто упоминается в работах Елены Госкило (Helena Goscilo) о российских женщинах писательницах-феминистках, а также Ричардом Чаплом (Richard Chapple).

 

Киноработы

 Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Сегодня на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых — адаптации её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983). Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.

 

Эссе

  В произведениях Виктории Токаревой обширная проблематика. Она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, размышляет о жизни и смерти, о старости, о человеческих ценностях. Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну.

  Ее произведения ценны  тем, что они помогают читателям  найти ответы на многие вопросы.  У каждого рассказа или повести  есть какие-то особенности, но  их жанр можно определить как  бытовое произведение с частыми  философскими отступлениями.

   Герои произведений Токаревой - простые люди, их жизнь меняется по каким-либо причинам. Все они находят наиболее удобный для себя способ существования в этом мире, положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Мало кто из них был счастливым человеком. В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.

  В повести «Я есть. Ты есть. Он есть.» писательница  показывает жизнь и любовь  сына глазами матери. Анна мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы. А Олег в тайне от матери праздновал в ресторане свою женитьбу на студентке Ирине. Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой. Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, со своей коллегой.

  Название повести  «Я есть. Ты есть. Он есть.» уже  настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя: мать, опекающая своего взрослого сына, Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой: «Я боролся за свою любовь.»

 Виктория Токарева  поднимает в повести и другие  вопросы: невосприимчивость счастливого  человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители обработанный материал, закон бумеранга, засорение атмосферы «бурыми испарениями» человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера. Писательница очень любит использовать различные литературные приемы. Часто встречаются метафоры: «бурые испарения», «Было больно. Как дверью по лицу», «День нанизывался на другой день, как шашлык на шампур», «Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег.»

   Повесть о том, что в нашем жестоком современном мире, где каждый сам за себя и человек человеку волк, еще есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низменной почве ревности и злости. Характерной особенностью повести является то, что в ней нет идеально положительного или отрицательного героя.  Герои «Я есть. Ты есть. Он есть» многогранны и неоднозначны. В начале Анна выглядит эгоистичной слабой женщиной, портящей жизнь молодым. Но к концу повести отрицательным становится скорее Олег, повесивший жену-калеку на шею матери, а сам развлекающийся с женщиной на десять лет его старше. Но Токарева дает возможность читателю посмотреть на происходящее и глазами Анны, и Олега, и Ирочки. Каждого из героев можно понять. Треугольник— мать—сын—жена сына — встречается очень часто и в повседневной жизни. Токарева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, что главное: я есть, ты есть, он есть, — а остальное приложится. Отличительной особенностью повести является стиль ее написания. Токарева смело использует сравнения, красочно раскрашивая ими образы основных героев. Характерно еще и то, что повесть написана в основном короткими, нераспространенными предложениями. Написание так просто и доступно, что эту повесть можно читать абсолютно всем. Настроение книги создает и то, что отсутствуют кровавая сцена аварии и сексуальные сцены, которыми так изобилуют современные книжки в мягких переплетах. Повесть кончается оптимистично, но неясно, что будет с героями дальше. Чем закончится любовная связь Олега на стороне? Выздоровет ли Ирочка окончательно? Вопросы повисают в воздухе, но искренне хочется верить, что все будет хорошо. Ведь над ними «синее, чисто постиранное небо.» И очень легко дышать.

  Большой интерес, на мой взгляд, представляет рассказ “Римские каникулы”. Главная героиня этого рассказа — сама Виктория Токарева (что уже очень интересно), а римские каникулы — действительный эпизод ее жизни. Сюжет вполне простой, но в то же время он сказочный. Однажды в доме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и адвокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени великого режиссера в Рим Казалось бы, интересно, да, в общем, нет ничего осо бенного (что в жизни не случается!). Самое интересное не это. Виктория Токарева не была бы Викторией Токаревой, если б не показала характер Человека, каждого человека, который есть в рассказе. Я думаю, метко, кратко, всего несколькими словами  показать всю человеческую суть — главное призвание Токаревой. Она может охарактеризовать человека по мелким деталям внешности и манере разговора.

  Вот хотя бы один эпизод, подтверждающий это. Через месяц после звонка Виктория отправилась на дачу, где происходило знаменательное событие — строился забор. Строительством занимались два шабашника: Гоша и Леша. “У обоих на руке татуировка: девушка с волнистыми волосами. У Гоши — в полный рост, без купальника. А у Леши — только портрет, крупный план. Леша вообще более романтичен, все называет уменьшительно: “денежки”, “водочка”. А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомнить хотя бы звонок. Виктория подняла трубку. Мужской голос поздоровался по-французски. Это было кстати, потому что французский она учила в школе: “могла поздороваться, попрощаться, сказать “я тебя люблю” и сосчитать до пяти”. Виктории и адвокату приходилось преодолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились. Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: “Кошмар! Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать”. Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый оптимист. И это еще не раз появится в рассказе. Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностранной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирался делать фильм о России. Один талантливый издатель посоветовал ему пригласить Токареву. Скажете, что это совпадение, случайность? Может быть. “Но случайности — это язык Бога.”, — говорит Токарева. Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В “Римских каникулах” отразились приметы времени. Помимо отношения к Человеку в рассказе ярко отражена гражданская позиция писателя, ее отношение к Родине. Италия. Рим. Виктория наслаждается красотой и жизнью свободных людей, а в мыслях и душе — боль за свою страну, за соотечественников. Ведь у нас не так. Но ничего. Рано или поздно и у нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече. Вот он, оптимизм. И по словам Феллини, она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо.

  В небольшом рассказе «Казино» героиня Токаревой, юрист по образованию, по стечению обстоятельств, в один день попадает сначала на похороны, а потом на «праздник жизни» - вручение премии модного журнала, проходившее в казино. Как это всегда бывает, после поминок женщина пришла с тяжелыми мыслями о бытии, стремительности жизни, душе.

  Наблюдая за пиршеством, яркой разношерстной публикой, она все больше погружается в философские мысли. Казино в этом рассказе как бы олицетворение всего окружающего мира, с его гулом, пафосом, шелухой.

  «Вспомнила лицо усопшей. Мне стало неловко перед ней: где она и где я? Но ей, должно быть, все равно. Оттуда, где она сейчас, совершенно не важно все, что здесь. Да и есть ли это «оттуда»… Лучше не знать. Придет время – покажут. И все окажется просто, так просто, что мы удивимся и захотим рассказать оставшимся. А уже не рассказать…»

Заключение

  В рассказах Виктории Токаревой большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж,  жертва ради любви, карьера, личная жизнь, в этом проявляется женский взгляд. Даже страна описывается не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а описанием ситуации в школе, в интернатах, на улице, в такси, даже с точки зрения особенностей советского торта.

  В истории литературы  явно видно, что произведения  писали больше мужчины, и назвать  имена даже нескольких писательниц дело довольно непростое. Но женская проза всегда занимала особое место в литературе - ни один мужчина, даже гений, не увидит мир так, как видит и воспринимает его женщина. Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью. Роль ее произведений огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. И самое главное, никто из писателей-мужчин не может передать переживания женщины, как сама женщина.У мужчин нет способностей мыслить так, как женщина, да и психология между противоположными полами сильно отличается друг от друга. Поэтому и взгляды женщин на жизнь отличаются от взглядов мужчин. Особенностями женской прозы являются отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, маленького человека для женской прозы не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи.

  Анализируя произведения  Токаревой, можно сделать вывод,  что это не только «литература  для домохозяек.» Ее литература для любых читателей, которые стремятся к правде. К тому же, произведения Токаревой очень интересны и читать их легко.

  Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для всего творчества Виктории Токаревой. Любовь в произведениях писательницы не всегда бывает нежной — в ней есть место и для боли, и для непонимания. Но в повседневной, будничной суете любовь — луч света, а счастье, даже недолгое, — единственное, ради чего стоит жить…

Из интервью Виктории Токаревой:

— Моя душа распылена  во всех книгах, мои переживаниями  наполнены мои героини, мои жизненные  истории переходят в книжки. Мне  очень многие предлагают рассказать свою жизнь, но это глупо, они не понимают, что чужая жизнь  — это чужая жизнь. Я это не пережила, я это не прочувствовала. А хорошо получается только то, что хорошо понимаешь и чувствуешь. Я очень остро прожила свою жизнь. Специально я не делаю ничего. Я живу и живу. Наблюдение происходит независимо от меня. Идет какой-то отбор. На интуитивном уровне. Когда интереснее слушать, когда наблюдать. Обычно все это совпадает.

                                                            

Санкт-Петербургский Университет Культуры и Искусств.

Факультет Искусств. Кафедра  кино- и фотоискусства.

 

Эссе по предмету «Литература»

на тему:

«Рассказы и повести Виктории Токаревой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка 3 курса  гр. 23-376 Крамская Алиса

Преподаватель: Лопачева М.К.

Санкт-Петербург. 2013г.


Информация о работе Рассказы и повести Виктории Токаревой