Разнообразие личных тем в военной лирике Р.И. Рождественского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:36, статья

Описание работы

В статье рассматриваются основные военные мотивы в творчестве Р.И. Рождественского, которые являются для него основой нравственного и философского осмысления жизни. Цель данной статьи – показать влияние этих мотивов на личность поэта, раскрыть многообразие интимной лирики Р.И. Рождественского на примере его стихов о войне. В ходе работы дан анализ стихов поэта, посвященных войне, показана динамика развития художественного видения автора.
Ключевые слова: поэт-шестидесятник, проблематика творчества, самобытность лирики, стихи о войне.

Файлы: 1 файл

Статья Рождественский.doc

— 38.28 Кб (Скачать файл)

РАЗНООБРАЗИЕ ЛИЧНЫХ ТЕМ В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО

 

А.Крапивина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова 

 

В статье рассматриваются основные военные мотивы в творчестве Р.И. Рождественского, которые являются для него основой нравственного и философского осмысления жизни. Цель данной статьи – показать влияние этих мотивов на личность поэта, раскрыть многообразие интимной лирики Р.И. Рождественского на примере его стихов о войне. В ходе работы дан анализ стихов поэта, посвященных войне, показана динамика развития художественного видения автора.

Ключевые слова: поэт-шестидесятник, проблематика творчества, самобытность  лирики, стихи о войне.

Diversity of personal topics in the military lyrics of R.I. Rozdesvensky

  1. Krapivina

Earth Khakass state university im. N.F. Katanovaim. N.F. Katanova

Summary: the article discusses the main military motives in the works of R.I. Rozdesvensky, which are the basis for him a moral and philosophical understanding of life. The purpose of this article - to show the impact of these motifs on the personality of the poet, to reveal the variety of intimate lyrics R.I. Rozdesvensky on the example of his poems about the war. In the course of the analysis of poems dedicated to the war, shows the dynamics of the artistic vision of the author.

the keywords: poet- man of the sixties, the problems of creation, the originality of lyric poetry, verses about the war.

 

Р.И. Рождественский принадлежит  к поколению поэтов-шестидесятников, провозгласившим вместе с А.А. Вознесенским, Е.А. Евтушенко, Б. Ахмадулиной «смелую гражданственность, обострённое чувство эпохи, самодостаточность маленького человека» [14, С. 17]. Р.И. Рождественский был убеждён в том, что  предназначение поэта в «улавливании  пульса времени, в выражении чаяний и дум народа» – отмечал А. Бочаров» [3,  C.71]. Он открыто и  резко реагировал на те процессы, которые происходили в его стране, семье, кругу друзей.

Интимная лирика Р.И. Рождественского на данный момент широко изучается исследователями отечественной литературы. Прежде всего, отмечается, как проходит тема любви через всё творчество поэта. Литературовед Н. Мервольф пишет: «Пафос поэмы «Моя любовь» в борьбе за человека в любимой женщине. К поэме примыкает ряд близких по теме стихотворений: «Тысяча мелочей», «Без тебя», «Письмо домой», «Слова бывают грустные»» [5, С. 205]. Литературный критик В. Воронов отмечает: «Мысль о «проверке», о новом взгляде на сделанное, о первых «итогах» возникает в интимной лирике» [6, С. 65]. А. Мальгин, подчёркивая значимость любовной лирики Р.И. Рождественского, утверждает: «Даже стихи о любви у Рождественского насквозь публицистичны» [7, С. 346]. В его очерке о творчестве поэта целый отдельный раздел был посвящен любовной лирике Р.И. Рождественского [8, С. 46-55]. «Особенностью ранней интимной лирики стали: автобиографизм, неподдельность чувств, их естественность, самобытность восприятия, обращение к лирической героине в стихах различных тематик» [11, С 42].

В связи с этим в творчестве Р.И. Рождественского  чётко выделяются четыре опорных мотива поэзии: борьба против мещанства («Моя любовь»), верность идеалам революции («Посвящение», «Огромное небо», «Людям, чьих фамилий я не знаю»), душевная открытость, придающая его творчеству особую теплоту, самоиронию, нежность и печаль и память о Великой Отечественной войне. «Война помогла всем моим товарищам-шестидесятникам, которых почти не осталось сегодня, сохранить понятия о родине, о достоинстве и совести» – упоминал Е. Евтушенко в своих воспоминаниях о Р.И. Рождественском [1,  C.21].

Тема Великой Отечественной войны проходит через всё творчество поэта и в ней также можно условно выделить ключевых несколько мотивов: мотив детства на фоне войны, мотив сожаления по погибшим, мотив памяти о войне. Р.И. Рождественскому пришлось пережить военное время, что нашло яркое отражение в его творчестве. Как отмечет И. Васильева: «Жизненный опыт поэта отразился в его стихотворениях. Стихи писались и в военной обстановке, но, как отмечал сам Рождественский, носили немного отвлеченный, книжный характер» [13, С. 34]:

Родился я в селе Косиха

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом синело поле

и пахло ливнем переспелым...

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жесткий голос Левитана

был колыбельною моею.

Меня война в себя впитала.

Я — сын ее.

Я полон ею...(Родился я в селе Косиха)

Вначале поэт с биографической точностью фиксирует начальный этап своей жизни, а затем подчёркивает неразрывную связь себя, как человека, с Великой Отечественной войной, именуется её «сыном». Можно только догадываться насколько сильно повлияла война на личность поэта, если он разграничивает в этом стихотворении своё физическое рождение и рождение духовное «в сорок первом». «Когда наступила Великая Отечественная война, Рождественский пошел во фронтовые корреспонденты, все время сотрудничая с армейскими изданиями. Поэт принимал участие в боях» [15, С. 44]. Собственный героизм, самоотверженность как участника, по воспоминаниям, поэта, были «едва ли не главным этапом в его жизни» [10, С 32]. Рождественскому также удалось увидеть войну в мире детей. В стихотворении «Дочке» он уже выступает в роли наблюдателя, с возможностью объективно взглянуть на войну «со стороны»:

Там у вас, в стране детей,

жизнь идет нормально.

Там -

    ни слова про войну.

Там о ней -

ни слуха...

Здесь уже поэт переходит с самого себя, как ребёнка, рождённого войной, на следующее за ним поколение, выступая в роли отца, который рад за то, что его дети не знают о том, что такое война и не думают о ней. Понятно, что настоящий отец сделает всё зависящее от него, чтобы дети не видели войны. Лирическая героиня, как отмечает Р.И. Рождественский, - «соавтор практически всего» [10, С. 425].

Далее в творчестве поэта следуют стихотворения, в которых он искренне переживает за тех, кто идёт воевать: «За того парня», «Давнее», «Мамаев курган». Стихотворения этого этапа отмечены лиризмом, выраженном в глубоком переживании поэта за то, что он живёт в мире, где за него погибают другие люди, а он бессилен что-либо сделать и вынужден только наблюдать. В первом стихотворении Р.И. Рождественский показывает свою ответственность за происходящее, свою сопричастность событиям истории, как бы проживая жизнь другого человека:

Я сегодня до зари

встану.

По широкому пройду

полю.

Что-то с памятью моей

стало:

все, что было не со мной, 

помню.

  Заметно стремление поэта взять  на себя часть ответственности, самому став частью окружающей  его реальности. Во втором стихотворении поэт уже скорбит о тысячах безусых, жизнь которых безжалостно прервала война:

Падают мальчики,

  на мягких ладонях которых —

такие прекрасные,

такие длинные

  линии

  жизни.

  Именно в этом разделе творчества  Р.И. Рождественского проявились  лучшие  свойства его интимной  лирики. В стихотворении «Мамаев курган» он снова выражает собственную ответственность за историю:

Мне сюда возвращаться.

          К добру и к беде.

Мне сюда приходить.

          Приползать.

                      Прилетать.

И, схватившись за сердце на той высоте,

задыхаясь,

разреженный воздух глотать.

Как мы видим, мотивы Отечественной Войны для поэта, начиная с самого раннего периода его творчества, исполнены трагизмом, сожалением, в них поэт призывает к чувству долга, которое находится внутри каждого человека, призывает не быть в стороне от происходящего.

Как отмечает Михайлов: «Для Рождественского важно было на собственном мироощущении воссоздать гражданский идеал, помогающий  людям преодолеть сомнения, нигилизм, безверие» [2, С. 15]:

Перечитываю мемуары.

Год за годом.

Судьбу за судьбой.

Марши,

             фланговые охваты.

Жизнь, помноженная на войну…

 

Если авторы суховаты,

я прощаю им эту вину.

Было больше у них

не писательского,

а солдатского мастерства.

 

Оттого и Отчизна

                               жива.

И нужны ли ещё

доказательства?

Пронзительный призыв  современника не забывать, какой ценой превозмогалась боль боевых потерь вдохновил Д. Кабалевского положить «Реквием» на музыку, а графика С.  Красаускаса. – создать серию гравюр на военную тему.

В стихах Р. Рождественского о войне отчётливо виден мотив памяти-верности:

Не станет пусть

                в веках 

ни уголка,

ни дня,

куда б

       не  проникал 

свет

Вечного огня!..(«Посвящение»)

Памяти-долга:

Была

безмолвной, как смерть,

страшная их атака!

Через минуту

                       растаял чад 

и грохот

короткого боя…

 

Давайте и мы

                     иногда 

                               молчать,

об их молчании

помня («Баллада о молчании»).

Памяти-предостережения:

Люди! 
Покуда сердца 
  стучатся,— 
помните! 
Какою 
ценой 
завоевано счастье,— 
пожалуйста, 
помните  (Реквием)

Поэт мастерски умеет передать сокровенные чувства, используя не только задушевные слова, но и краски. «Эстетические особенности интимной лирики Р. Рождественского определяются богатством использования поэтических средств выражения» [12, С. 54]. С небывалым мастерством раскрывается тема  войны в «Балладе о красках». В начале стихотворения мать шуткой объясняет цвет волос сыновей: рыжий, «словно апельсины на снегу» родился  «от солнышка», а чёрный оттого, «что слишком ночь была черна». Счастливую жизнь семьи нарушает сорок первый, сорок памятный год:

Оба сына, оба-двое, соль Земли —

поклонились маме в пояс.

И ушли.

Знакомые краски приобретают в военную годину совершенно другую семантику: «рыжий бешеный огонь и чёрный дым». Рядом появляются «злая зелень застоявшихся полей», «Серый цвет прифронтовых госпиталей». Мать дождалась сыновей с фронта: «Повезло одной на три села вокруг», злая зелень превратилась в «зелёное вино, как повелось», доблесть сыновей  отмечена: «Золотистых орденов не сосчитать», но война стёрла такие родные для матери цвета волос детей:

Стали волосы —

     смертельной  белизны!

Видно, много

белой краски

у войны.

Рождественский намеренно уходил от пафоса, предпочитал разговорную речь, охотно употреблял реплики, вопросы, обращения. Не боялся показать героем маленького человека. Постучалась к такому человеку в окошко маленькая война:

 Автомат  ему выдали маленький. 
Сапоги ему выдали маленькие. 
Каску выдали маленькую 
и маленькую - по размерам - шинель.

Маленький человек защитил собой большую страну:

...А когда  он упал - некрасиво, неправильно, 
в атакующем крике вывернув рот, 
то на всей земле не хватило мрамора, 
чтобы вырубить парня в полный рост!(« На Земле безжалостно маленькой»)

За предельной простотой стихотворения  скрывается грубая и жестокая правда жизни. Однако уже в следующих стихотворениях, таких как, «Ветераны в школе» и «Послевоенная песня» помимо грусти звучит печаль поэта, смешанная с личной радостью о победе:

Там небо от разрывов морщилось,

Смертельная кружилась мгла.

Но там была ещё и молодость,

Прекрасной молодость была! (Ветераны в школе)

Эта память – верьте люди, -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем

вновь придет война (Послевоенная песня)

Как видим, внутренняя структура стихов Р.И. Рождественского оригинальна по образному видению мира, по силе и масштабности высказывания, по экспрессивности и лиричности. Также можно отметить многообразие личных тем поэта, которые нашли своё воплощение в лирике, посвящённой событиям Великой Отечественной войны. Поэт-критик Б. Слуцкий по праву считает Р.И. Рождественского носителем поэтических традиций Серебряного века, отмечая: «Усилием воли таланта, не разрешая себе вынести в печать свое опытничество, свои эксперименты, не прерывая связи с читателями, поэт упрямо расширяет культурную почву, из которой растут его стихи» [4,  C.104].

Подводя итоги, можно отметить, что тема Великой Отечественной войны в интимной  лирике Р.И. Рождественского представлена весьма разнообразно: в своём развитии проходит несколько этапов и подразделяется на три основных мотива. В самом начале, это детские переживания и воспоминания, затем это сопереживание, соучастие погибшим на фронте солдатам и, наконец, это напутствие поэта помнить о том, что было. В этих мотивах сокрыты личные темы поэта: его детство, которое прошло в военные годы. Поэт примеряет на себя образ солдата, который отдаёт свою жизнь за своих близких. Затем он сам глубоко переживает за других погибших. Очень важен здесь мотив памяти, в котором есть верность, долг и предостережение поэта, а также мотив памяти в более широком смысле, памяти о самой войне, явлении хоть и страшном для всех, но очень важном, о котором нельзя забывать. «Это и надежда обмануть время, «вырваться» из эпохи, сохранив себя. Это автономная территория сердца поэта» [9, С. 152].

Информация о работе Разнообразие личных тем в военной лирике Р.И. Рождественского