Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:22, реферат
Учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости даже на этапе обучения в средних классах нуждаются в активизации словаря прилагательных, что может быть обеспечено при наличии умений образовывать лексические единицы по наиболее регулярным словообразовательным моделям и типам.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и экспериментально апробировать задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Развитие навыков словообразования прилагательных
у пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости
на уроках письма и развития речи посредством заданий
Учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости даже на этапе обучения в средних классах нуждаются в активизации словаря прилагательных, что может быть обеспечено при наличии умений образовывать лексические единицы по наиболее регулярным словообразовательным моделям и типам.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и экспериментально апробировать задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития навыков словообразования прилагательных у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию у пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости навыков словообразования прилагательных будет эффективной, если на уроках развития речи использовать задания, предполагающие:
- обогащение
словаря производящей лексики
на материале имён
- развитие
навыков осуществления
- совершенствование
навыков образования
В исследовании принимали участие 10 пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости. Педагогический этап включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе использовалась диагностическая методика, автором которой является И.Т. Власенко. В методику вошли задания, которые были распределены на 4 блока: исследовались умения образовывать качественные, относительные, притяжательные прилагательные, а также простую сравнительную степень имён прилагательных.
Результаты количественного анализа полученных данных
Таблица 1
Уровни развития у детей навыков словообразования качественных
прилагательных на констатирующем этапе
Уровни |
I (высокий) |
II (средний) |
III (удовлетво- рительный) |
IV неудовлетво- рительный) |
показатели |
0 % |
0 % |
70 % |
30 % |
Таблица 2
Уровни развития у детей навыков словообразования относительных
прилагательных на констатирующем этапе
Уровни |
I (высокий) |
II (средний) |
III (удовлетво- рительный) |
IV неудовлетво- рительный) |
показатели |
0 % |
0 % |
60 % |
40 % |
Таблица 3
Уровни развития у детей навыков словообразования притяжательных
прилагательных на констатирующем этапе
Уровни |
I (высокий) |
II (средний) |
III (удовлетво- рительный) |
IV неудовлетво- рительный) |
показатели |
0 % |
0 % |
50 % |
50 % |
Таблица 4
Уровни развития у детей навыков словообразования простой сравнительной степени прилагательных на констатирующем этапе
Уровни |
I (высокий) |
II (средний) |
III (удовлетво- рительный) |
IV неудовлетво- рительный) |
показатели |
0 % |
0 % |
60 % |
40 % |
Таблица 5
Итоговые уровни развития у детей навыков
словообразования прилагательных на констатирующем этапе
Уровни |
I (высокий) |
II (средний) |
III (удовлетво- рительный) |
IV неудовлетво- рительный) |
показатели |
0 % |
0 % |
60 % |
40 % |
Результаты контрольного этапа показали, что пятиклассникам с лёгкой степенью умственной отсталости присуще недоразвитие навыков словообразования прилагательных. Дети затрудняются выбрать соответствующий аффикс, не знакомы с наиболее продуктивными словообразовательными моделями. Школьникам сложно установить корневую часть слова, к которой должен быть добавлен тот или иной суффикс. Среди типичных ошибок были обнаружены следующие:
- неверный выбор суффикса;
- замещение
процесса словообразования
- нарушения слоговой структуры слова при его произношении;
- вместо
образования сравнительной
По завершении констатирующего этапа исследования проводился формирующий. Коррекционная работа осуществлялась в три этапа и по нескольким направлениям.
По результатам обследования пятиклассников мы сделали вывод о том, что у этих детей отмечается положительная динамика в развитии навыков словообразования имён прилагательных. Учащиеся реже ошибаются при выборе суффикса для образования нового слова; устанавливают корневую часть слова, что позволяет им верно осуществить словообразовательную операцию путём присоединения того или иного суффикса. При образовании качественных, относительных, притяжательных прилагательных, а также простой сравнительной степени имени прилагательного, школьники стали чаще оперировать наиболее продуктивными словообразовательными моделями, в результате чего итогом словообразовательной операции становится слово, соответствующее языковой норме.
В целом поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Информация о работе Развитие навыков словообразования прилагательных