Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа
Введение
        Процесс модернизации современного начального образования на первый план выдвигает функцию становления и развития  личности младшего школьника, формирование мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры ученика.  
        В свете перехода к ФГОС можно убедиться, что в современной школе необходимо обучение и воспитание интересующейся личности, способной  к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, использующей свои таланты для пользы социуму. 
      В связи с этим, значительно возрастает роль предметов эстетического цикла и прежде всего литературы.
      Школьная программа не ограничивает свободу  учителя в выборе произведений для работы на уроках чтения. Однако на практике, выясняется, что не все учителя начальных классов пытаются расширить круг чтения школьников, а также заменять откровенно слабые произведения высокохудожественными. Причина этого состоит отчасти в том, что, привлекая новые, ранее не изучаемые стихотворения, необходимо самостоятельно сделать литературоведческий анализ. Как показывает практика, анализ стихотворения – это самый сложный процесс работы над художественным произведением для учителя. Работа с поэтическими стихотворениями вызывает значительные затруднения у учащихся начальных классов. На эту проблему обращают внимание многие исследователи, такие как Л.К.Нефедова,  А.И.Шпунтов, Е.А.Швайкина, Т.В. Волченко.
Вместе с тем, методика изучения  поэтических произведений в начальной школе до конца не разработана. В период младшего школьного возраста интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, совершенствующиеся мышление и речь, нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении. Поэтому развитию познавательного интереса к поэзии должно уделяться особое внимание именно в начальной школе. 
Проблемами анализа стихотворного текста занимались такие исследователи, как М.С.Соловейчик, Л.В.Занков, В.Г.Горецкий,  Н.Ф. Тихомирова и многие другие. Однако они не выделяют изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику. Вместе с тем, не разработан комплекс заданий для работы с эпическим стихотворением. 
Проблема исследования: каков комплекс заданий, приемов при   работе над  эпическим стихотворением, способствующий развитию познавательного интереса учащихся?
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса при  изучении эпических произведений.
Предметом исследования – комплекс заданий при изучении эпических стихотворений, способствующий развитию познавательного интереса  младших школьников.
Все это позволило сформулировать цель нашей работы – апробация комплекса заданий по изучению эпических стихотворений на практике. 
         Достичь поставленной цели можно путем решения следующих задач:
Изучить сущность развития познавательного интереса младших школьников;
Рассмотреть понятие эпического стихотворения и его особенности;
Описать методику работы над эпическим стихотворением;
Разработать комплекс заданий при работе над эпическими стихотворениями;
Проанализировать программу «Школа России», учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» авторы-составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,  2 класс.
Для реализации перечисленных задач применялись такие методы исследования, как:
- теоретические - методы анализа проблемы (изучение, отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме, анализ учебников по литературному чтению и программы, моделирование комплекса заданий по литературному чтению);
- эмпирические – диагностические методы психолого–педагогических измерений (наблюдение, анализ успеваемости, тестирование);
- опытно – практическая работа.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Городская средняя общеобразовательная школа города Москвы №5, работающее по УМК «Школа России».
Методологической базой исследования послужили труды: А.В.Петровского, Р.С. Немова которые раскрывают проблемы развития познавательного интереса в учении, жизни ребенка; М.И. Омороковой, которая выделяет ведущие приемы и способы обучения младших школьников навыкам чтения, пониманию литературных текстов, выразительному чтению; Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, которые подробно описывают стратегию детского литературного творчества;  Н.Н. Светловской, которая в своих трудах формирует целостное представление о методике работы по литературному чтению младших школьников и другие.
Теоретическая   значимость   работы   заключается в систематизации и обобщении материала, определяющего литературоведческие, методические и 
психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса у учащихся при  работе над эпическим стихотворением.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями начальных классов направленных на развитие познавательного интереса при изучении эпических стихотворений с детьми младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении рассматривается актуальность данной темы; определяются проблемы, объект и предмет исследования, цель, задачи; раскрываются методы исследования; обозначена теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена  рассмотрению литературоведческих, методических и психолого-педагогических особенностей развития познаватель
Введение……………………………………………………………………
Глава I. Литературоведческие, методологические и психолого-педагогические  особенности работы над эпическим стихотворением…..
1.1. Понятие и сущность познавательного интереса…………………………..
1.2 Понятие эпического стихотворения…………………………………………
1.3 Методика работы над эпическим стихотворением в начальных классах….
Глава II. Развитие познавательного интереса учащихся на уроке литературного чтения при работе с эпическим стихотворением
2.1. Анализ программы УМК «Школа России», учебников «Родная речь» и «Литературное чтение»  для 2-ого класса………………………………………...
2.2 Комплекс заданий, направленный на развитие познавательных интересов учащихся при работе с эпическими стихотворениями…………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………