Речевая культура современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:03, статья

Описание работы

В научных изданиях, СМИ и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика современной молодежи.
Сегодня очевидным является тот факт, что русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушение литературных норм, частое употребление просторечий и банной лексики негативно сказывается на языковой культуре подрастающего поколения.
В связи с этим предпринимаются попытки решить возникшие проблемы на государственном уровне (Указ «О поднятии статуса русского языка», закон «О защите русского языка», а также объявление президентом 2007 года годом русского языка в России и за рубежом).

Файлы: 1 файл

Яковлева.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Речевая культура современной молодежи»

(статья)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Яковлева Екатерина  Викторовна

                               МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №17 с углубленным изучением

 английского языка» 

города Ачинска, Красноярского края

Учитель русского языка  и литературы

микрорайон 1-ый, строение 54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007

 

  В научных изданиях, СМИ и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика современной молодежи.

Сегодня очевидным является тот факт, что русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушение литературных норм, частое употребление просторечий и банной лексики негативно сказывается на языковой культуре подрастающего поколения.

  В связи с этим предпринимаются попытки решить возникшие проблемы на государственном уровне (Указ «О поднятии статуса русского языка», закон «О защите русского языка», а также объявление президентом 2007 года годом русского языка в России и за рубежом). Все эти меры призваны повлиять на сложившуюся ситуацию повсеместного нарушения норм литературного языка и массовое снижение речевой культуры населения.     

  Пристальный интерес к вопросам культуры речи в науке начинается после нового изменения языковой ситуации в конце 80-х годов. Но более тщательного анализа речевой ситуации в современном обществе достигает в XXI веке, веке ультрасовременных технологий и научно-технического прогресса, где все чаще прослеживается тенденция  к максимальному упрощению языка.

  Среди наиболее известных научных работ о состоянии речевой культуры общества на рубеже XX-XXI вв. можно отметить коллективную монографию "Русский язык конца ХХ столетия" (1996), работы О.А. Лаптевой "Живая русская речь с телеэкрана" (2002), В.Г. Костомарова "Языковой вкус эпохи" (1997), а также учебники по риторике Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других авторов, учебники по культуре

речи. [ 5 ]

Но стоит обратить внимание и  на тот вопрос, что такое культура речи?

Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие: 

  • "Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения"; [ 8 ]
  • "Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве"; [9 ]
  • "Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи". [ 7 ]

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

"Итак, культура  речи - это такой выбор и такая  организация языковых средств,  которые в определенной ситуации  общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач", - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев. [ 15 ] 

 Также, говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус. [ 5 ]

Но зачастую этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.

  По данным исследований,  большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также телевидение, модные журналы, беллетристика, музыка и общество в целом.

  Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления. [ 3 ]

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

  Но, современная тенденция развития  языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

  Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Молоток», «BRAVO», которыми зачитывается вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц читаем (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать,  баскет, чел, Прива – «привет», провафлил – «пропустил», шарится, движуха, поцик, слинял, по-любэ, врубились, уважуха, простебали, затарился, тачила, колбасеры, бабло, кидалово, и так можно перечислять до бесконечности).

  Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «Убойная лига», и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но  и нравственными.

 Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты их песен способны вызвать шок у любого взрослого образованного человека (группы «ВАТА», «Фактор-2», «Варавайки», «Красная плесень», «Ленинград», «Шалавы» и т.д.), куда бы не поехал в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.

  Большое влияние на молодежь оказывает и принадлежность к той или иной субкультуре, чего стоит лексикон панков, готов, или эмо. Не могу не акцентировать внимание на деструктивной функции языка так называемого современного направления ЭМО. Для них нормой является только полное отсутствие нормы, а то, как они кодифицирую язык заслуживает отдельного исследования. Вот некоторые примеры изменения слов, взятые из СМС переписки двух подростков (прив  - «привет», медвед – «медведь», ти – «ты», ми – «мы», ви – «вы», цаловацца, готофф, пазитиффныы, инет – «Интернет», прывэдиг – «приветик», Канешна, имогуд – «не могут», ит.п.).

  Язык чатов просто перенасыщен языковыми ошибками, его главная функция – быстрая и эффективная передача мысли, поэтому на грамотность здесь никто не обращает внимание.

 

 Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия  учителей, преподавателей и даже  государства по защите Великого  русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса, и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач и журналов, которые делают акцент на нормативную лексику).

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Будагов Р.А. Человек и его язык. - М., 1976.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2000.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
  5. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.
  7. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.
  8. Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск, 2000.
  9. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону, 1997.
  10. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. - М., 1997.
  11. Леонтьев А.А. Что такое язык. - М., 1976.
  12. Михайличенко Н.А. Риторика. - М., 1994.
  13. Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.
  14. Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.
  15. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
  16. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

 

 


Информация о работе Речевая культура современной молодежи