Роль художественной детали в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

Файлы: 1 файл

Сокращение.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

БОУ «Вашкинская средняя  общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

IX школьная научно-практическая конференция учащихся

 

 

 

Исследовательская работа по литературе

 

 

 

 

Роль художественной детали

 в произведении  Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

 

 

 

 

 

Выполнил работу Мишанов Кирилл,

Ученик 9 «А» класса

 

Учитель русского языка  и 

литературы Курбанова  Ю.А

 

 

 

 

 

Липин Бор

2012

 

Приступая к «Мертвым душам», Гоголь писал Пушкину 7 октября 1835 года:

       Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь.

  О своем грандиозном замысле он сообщал и Жуковскому 12 ноября 1836 года:

  Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

  В 1842 году 1-ый том  поэмы «Мёртвые души» увидел  свет.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные  стороны действительности русской  жизни. Гоголь показывает людям, во что  превратились их души. Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России.

Смысл названия поэмы  «Мёртвые души», во-первых, в том, что  главный герой, Чичиков, покупает мёртвые  души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.

Необычная конкретность художественного видения писателя постоянно обостряла его интерес к художественной детали. В статье «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» Гоголь признавал, что только Пушкин точно и верно определил особенности его дарования:

       Принципы отбора деталей и их функции.

 1. Деталь как средство типизации (свидетельствует о реалистическом методе).

Типичность  города NN:

  На первый взгляд  кажется, что атмосфера жизни  города несколько отлична от  сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта: постоянные былы, обеды, завтраки и др. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно.

        Типичность в одежде:

По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею  образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в  манере одеваться. Если обратить внимание, то все помещики, к которым приходит Чичиков, ходят по- домашнему.

           Предметно-бытовая деталь:

Среди различных приемов  художественной выразительности в  поэме ведущая роль отводится  бытовой детализации.

  Приезжая в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в собственном мирке. Чичикову важно понять, какой человек встретился ему, он обращает внимание на его внешность. Исходя из толкования быта бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономию, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица .   

 

 

 

2. Деталь как  средство индивидуализации:

 МАНИЛОВ

   1) Портрет:

  Портрет Манилова  построен по принципу количественного  нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства)

    2)Речь:

    Гоголь находит такие  слова, через посредство которых  сами по себе раскрываются  неуловимые и невидимые черты  характера. 

    В речи Манилова выражается стремление прикрыть смягчающими, отвлечёнными, туманными, высокопарными фразами.

  3) Дом Манилова:

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковою материей... но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. В иной комнате и вовсе не было мебели...

   4) Еда:

Обед у Манилова по русскому обычаю щи, но от чистого сердца. Во всем чувствуется связь с внешностью и характером Манилова: «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

3. Алогизмы

Нагромождая целые ряды деталей, Гоголь часто прибегает к приему алогизма — неожиданному отклонению, нарушению логики перечисления

    Например, алогизм встречается в описании интерьера Собакевича:

Между крепкими греками  неизвестно каким образом и для чего поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

 4. Детали-лейтмотивы помогают раскрыть образы помещиков.

— Манилов - сахар: ...сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только

сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую

ловкий светский доктор засластил немилосердно...

5. Зоологические мотивы сопутствуют почти всем персонажам.

   Манилов — кот:

...присовокупил Манилов  с улыбкою, и от удовольствия  почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотализа ушами пальцем.

   IV. Композиционная роль детали.

1. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, то есть события даны во временной последовательности, поэтому композиция деталей приобретает особое значение. В главах Гоголь использует одну и ту же последовательность деталей:

    пейзажная деталь; дом; интерьер; предметно-бытовая деталь;  портреты помещиков, членов их семейств; еда; речь.

2. Детали одного типа, характеризующие разных помещиков, даны по принципу последовательной антитезы. Самым ярким примером может служить стол помещиков:

— у Манилова обед небольшой  и не слишком питательный.

— у Собакевича блюда  подаются большие и сытные.

— у Плюшкина обеда  нет вообще.

 

V. Особенности  разных типов деталей:

1. Вещные детали.

Их очень много; появляется даже ощущение их нагромождения. Гоголь особенно внимателен к миру вещей; представители «натуральной школы» считали его своим учителем.

  1)в «Мёртвых душах» вещи олицетворяются.

  2) Происходит также обратный процесс: человек становится как бы подобием вещи. Вещей так много, что человек оказывается в ряду этих вещей, «мертвой душой»:

2. Портретные  детали.

— Портрет связан с  общей проблемой поэмы — проблемой омертвения человеческой души. О глазах героя либо не упоминается вовсе, либо подчеркивается их пустота.

    — Гоголь обычно не дает подробного описания внешности. Появляются только детали, которые объединены общим лейтмотивом (например, Манилов – сахар)

3. Речевая деталь.

Речь каждого из гоголевских  героев всегда очень своеобразнаНо вот на что надо обратить внимание, когда мы пытаемся осмыслить своеобразие языка «Мёртвых душ»: вся поэма объединена единством тона. Гоголь постоянно экспериментирует со словом: поворачивает его так и этак, извлекая из него всякий раз неожиданный художественный эффект.

4. Пейзажная  деталь.

В «Мертвых душах» два  типа пейзажа: лирический и эпический. Последний является средством раскрытия характеров: пейзаж, в основном, социальный.

VI. Подчеркнутая  статика характеров.

— Все возможные проявления характера заранее очерчены.

       О Ноздреве:

Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать или в двадцать: охотник погулять.

Исключения — Коробочка, которая, не выдержав сомнений, приезжает в город, и Плюшкин, о котором сам автор отзывался, что не знает, чего ждать от этого героя.

VII. Антитеза.

«Мертвые души» —  лиро-эпическое произведение, где  изображены два лика России. Лирическое постоянно противопоставляется эпическому. Антитеза мертвого и живого чаще всего обнаруживается в авторских отступлениях и вставных эпизодах.

VIII. «Говорящие фамилии».

Гоголевские «говорящие фамилии» отличаются от классицистических. Прямо они ничего не говорят о персонаже, не содержат в себе прямой оценки. Тем не менее, они характеризуют персонажа.

  — В фамилии Ноздрев сочетание [здр], напротив, создает эффект взрыва.

  — Фамилия Коробочки напоминает о многочисленных ящичках, коробочках, мешочках, среди которых проходит вся ее жизнь.

 

 

 

X. Средства создания комического эффекта:

1. Фарс.

Одна из причин широкого использования Гоголем фарса  — влияние на его творчество украинской народной кукольной комедии.

Иным современным Гоголю критикам его юмор казался каким-то странным, вступающим в явное противоречие с канонами теории словесности.

2. Гротеск.

Гротеск используется при  изображении всех помещиков. Целиком гротескный образ Плюшкина. Гротеск Гоголя специфичен: Плюшкин одновременно типический  и фантастический образ. Создание гротескного образа идет через накопление деталей: деревня, дом, портрет самого хозяина и, наконец, куча старья

XI. Средства создания образов чиновников

    Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации.

    В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника.

 Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому

уподоблению: сравнивает помещика с медведем.

XII. Заключение:

Таким образом, художественная деталь - это подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической  характеристики героя, выделенная писателем  среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Если бы не было мелочей в поэме, то образы были бы неполными, схематичными. Герои Гоголя в поэме "Мертвые души" предстают перед читателем с удивительной живостью благодаря именно художественным деталям.


Информация о работе Роль художественной детали в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».