Роль рассказов (сказок) Н.Н.Носова в воспитании у детей чувства юмора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером. После окончания школы-семилетки Николай Носов работал на бетонном заводе. В 19 лет он поступил учиться в в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. С этого же года он больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Файлы: 1 файл

Роль рассказов.docx

— 22.67 Кб (Скачать файл)

Роль рассказов (сказок) Н.Н.Носова в воспитании у детей чувства юмора

 

          Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером. После окончания школы-семилетки Николай Носов работал на бетонном заводе. В 19 лет он поступил учиться в в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. С этого же года он больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

          По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любовь к ним и уважение. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.

          Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселая семейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».

          «Юмор — это субъективная копия объективного комизма... Юмор предполагает высокие эстетические идеалы, иначе неизбежно он девальвирует, теряет свой очищающий эффект (катарсис), превращаясь в цинизм, пошлость, скабрезность.

         Формировать  юмор с детства - это не пустая  забава, это подготовка ребенка  к жизни, к достойной борьбе  с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами». Улыбка и смех - всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе и не опоздать - и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей.

           Рассказ «живая шляпа» останется  актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он хорошо запоминается детьми? Да потому, что детские страхи преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?», «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?»

           Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

           Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

          На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя – мальчишки, по своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновения в психологию героя, оценивающего все со своей, мальчишеской точки зрения и создает в рассказах Носова не только комическую ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

          Николай Николаевич так умело прятался за своих героев, что казалось, будто они сами без всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Носова – ребята-фантазеры, непоседы, неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

            Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношение между людьми.

Герои произведений Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили чердак, то целый день трудились – «строили снежную горку».

Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его проницательность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.

         Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Н. Носова открытие и объяснения мира детям – одна из важнейших художественных задач.

         О Носове – юмористе, о Носове – сатирике можно говорить долго: чуть ли не каждая строка написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире.

        Н. Н. Носов – удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилив сил. Но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

        Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффектнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова – это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой также девчонки и мальчишки, у которых не всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посидим в тишине Е. Благинина

Мама спит, она устала… 
Ну, и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
Я уселась и сижу. 
Не шумят мои игрушки, 
Тихо в комнате пустой. 
А по маминой подушке 
Луч крадется золотой. 
И сказала я лучу: 
— Я тоже двигаться хочу! 
Я бы многого хотела: 
Вслух читать и мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать, 
Да мало ль я чего хочу! 
Но, мама спит, и я молчу. 
Луч метнулся по стене, 
А потом скользнул ко мне. 
— Ничего, — шептал он будто,- 
Посидим и в тишине! 




 

 


Информация о работе Роль рассказов (сказок) Н.Н.Носова в воспитании у детей чувства юмора