Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:59, доклад
Выход романа в свет не мог остаться проигнорированным. Критические статьи начали появляться почти сразу, после публикации произведения. На роман откликнулся М. А. Антонович статьей “Асмодей нашего времени”. Роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
Отцы и дети
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в 60 годы XIX века, произведение эпохальное. Конфликт поколений, «самоломанность» Евгения Базарова, которая ощущается в каждом его слове, «скелеты в шкафу» почти каждого героя – ничто не может оставить равнодушным читателя.
Выход романа в свет не мог
остаться проигнорированным. Критические
статьи начали появляться почти сразу,
после публикации произведения. На роман
откликнулся М. А. Антонович статьей “Асмодей
нашего времени”. Роман был оценен критиком
отрицательно. Антонович увидел в нем
панегирик “отцам” и клевету на молодое
поколение, утверждалось, что роман очень
слаб в художественном отношении. По поводу
отрицания Базаровым искусства Антонович
заявил, что это — чистейшая ложь, что
молодое поколение отрицает только “чистое
искусство”, к числу представителей которого,
правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
В 1862 году появляется статья Д. И. Писарева
“Базаров”. Критик говорит, что в ряде
случаев Тургенев “не благоволит к своему
герою”, что он испытывает “невольную
антипатию к этому направлению мысли”.
Д. И. Писарев находит в образе Базарова
художественный синтез наиболее существенных
сторон мировоззрения разночинной демократии,
изображенных правдиво. Критическое отношение
автора к Базарову воспринимается критиком
как достоинство, так как “со стороны
виднее достоинства и недостатки”, а “строго
критический взгляд в настоящую минуту
оказывается плодотворнее, чем голословное
восхищение или раболепное обожание”. В
своей статье Д. И. Писарев подтверждает
общественную и эстетическую значимость
романа: “Новый роман Тургенева дает нам
все то, чем мы привыкли наслаждаться в
его произведениях. Художественная отделка
безукоризненно хороша... А явления эти
очень близки к нам, так близки, что все
наше молодое поколение своими стремлениями
и идеями может узнать себя в действующих
лицах этого романа”.
В 1862 году выходит интересная статья Н.
Н. Страхова, которая называется “И. С.
Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден,
что роман — замечательное достижение
Тургенева-художника. Образ Базарова критик
считает типичным. “Базаров есть тип,
идеал, явление, возведенное в перл создания”.
Некоторые черты базаровского характера
объяснены Страховым индивидуальным развитием
героя (“Он сплеча отрицает вещи, которых
не знает или не понимает...”).
В конце десятилетия в полемику вокруг
романа включается сам Тургенев. В статье
“По поводу “Отцов и детей” он рассказывает
историю своего замысла и этапы публикации
романа.
Представленные выше авторы, естественно, не единственные, кто пытался осмыслить роман критически. Годами исследователи рассуждали о нем, но только спустя век появляется «Две школы психологического реализма (Тургенев и Достоевский)» Г.А. Бялого. Автор указывает на особенность И.С. Тургенева в своих произведениях: при анализе того или иного социально-психологического типа И.С. стремится выяснить его сущность и природу, он хочет показать, что представляет собой этот тип как культурно-историческое явление, каковы главные черты его характера, как этот характер проявляется в обычной жизни; в тех чрезвычайных обстоятельствах, которые безошибочно проверяют жизненную ценность человека. Так же Бялый приходит к мысли о том, что трагизм тургеневского героя состоит в наказании без преступления.
1985 год тоже не был годом тишины в адрес романа. В.Сахаров публикует свою работу «Финалы тургеневских романов», указывая на излюбеленную черту автора – убивать своих героев в конце романа. Это связано с тем, что герои опережают свое время, оставаясь непонятыми и непринятыми сегодня, они перестают существовать завтра. Пейзаж, который «работает» на каждую особенность характера, ситуации тоже не является случайным – это один из приёмов Тургенева, который в свою очередь перенимает у него Чехов.
Батюто А. И. в 1990 году публикует весьма значимый в истории изучения романа труд – «творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени». Работа посвящена не только изучению романа, но и влиянию В.Г. Белинского на Ивана Сергеевича. «Идейно-эстетическое, этико – философское, методологическое наследие Белинского, и в частности его диалектика, были для Тургенева эталоном правды и «истины». А. И. приходит к выводу о том, что «элементы романтизма» очеловечивают героев, в том числе, конечно, главного – Базарова.
Спустя 133 года после публикации произведения, Никитина Н.С. пишет статью «Шекспировские темы и образы в романе Тургенева «Отцы и дети», в которой упоминает о том, что само название : «Отцы и дети» было дано не сразу. До этого, Иван Сергеевич начинал писать произведение со схожим названием – «Два поколения», но завершать его не стал. Словно лелея мысль о конфликте поколений, Тургенев всё-таки и напишет «Отцы и дети», в котором, по мнению Никитиной, покажет истинное «торжество демократии над аристократией».
Через два года после публикации статьи Никитиной выходит в свет статья В. Кантора «И.Тургенев: Россия сквозь магический кристалл Германии », в которой автор пишет о значимости И.Тургенева на западе. По словам Кантора «Тургенев ввел в русскую литературу тему, которая стала едва ли не основной, во всяком случае, самой значимой в нашей отечественной судьбе, - тему нигилизма (в "Отцах и детях"), показав не только ее политическую и культурную злободневность, но и ее философскую и духовную глубину: Базаров у него не шут, а мыслитель, трагическая фигура».
Одним из наиболее подробных анализов, не относящихся в историко-литературоведческому контексту, можно назвать работу И.В. Грачевой «Роль художественной детали в романе Тургенева «Отцы и дети ». Небольшая по своему объему статья умещает в себе анализ огромного количества деталей. Внимание исследователя привлекают как значимые подробности – портрет Суворова, который имеется у Кирсановых и Базаровых, так и мелкие, едва упомянутые, себя в работе Грачевой (например: она говорит о серьге в ухе Петра, которая была выполнена из бирюзы, литературовед рассказывает о значении данного камня, говорит о том, что бирюза спасает от случайной смерти). Обилие мелочей, ловко подмеченных критиком, завершает мысль о том, что места Евгению и Павлу не нашлось только по тому, что грядущие перемены не сдвинут Россию с мертвой точки, потому и радикальность, ни умеренно либеральные идеи не смогли выжить в многовековой статике.
Помимо детального анализа к роману применим и анализ метафизический, который в своей работе «Метафизика Базаровской злобы», провела Н.А. Ермакова. Она использует фрагменты переписки Тургенева, цитаты из различных работ исследователей. «Приданные ему (Базарову) качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое- тут было не до сложностей. Смерть Базарова должна, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит ещё в преддверии будущего» - цитата Тургенева, которую приводит Н.А. Ермакова, в качестве обоснования черт Евгения, небезосновательность работы исследователя. Злобу Базарова Н.А. объясняет его поступками и убеждениями. В том числе, не остается без внимания философия Базарова – нигилизм его – не поза,как у Ситникова и Кукшиной, не сознательно принятое убеждение, но скорее- вынужденное состояние, специфический способ борьбы с мирозданием, противостояния ему титанизмом и безнадежностью своего «отрицания», пишет Ермакова.
Конечно, это далеко не полный перечень критических работ, которые посвящены произведению «Отцы и дети»,но даже среди столь незначительного круга работ можно выделить группировки. Так, например, анализом главного героя были заняты :___