Роман Лонга «Дафнис и Хлоя»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Из греческих прозаических произведений более позднего периода пользуется известностью «Пастушеская повесть о Дафнисе и Хлое» в четырех книгах, приписываемая некоему Лонгу. Кем был этот Лонг, чье имя стоит в заголовке рукописи «Дафниса и Хлои», достоверно неизвестно. До нас не дошло никаких сведений о времени его жизни или данных его биографии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……3
1.Лонг – автор произведения……………………………….……4
2.«Дафнис и Хлоя». История произведения…………………....5
3.Художественные особенности произведения………………...7
4.Тема страсти и эротизм романа………………………..…….10
5.Роль природы и влияние богов на судьбы героев……..…....15
Заключение……………………………………………….……..19
Список использованной литературы………………………….20

Файлы: 1 файл

литература.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………..……3

 

1.Лонг – автор произведения……………………………….……4

 

2.«Дафнис и Хлоя».  История произведения…………………....5

 

3.Художественные особенности  произведения………………...7

 

4.Тема страсти и  эротизм романа………………………..…….10

 

5.Роль природы и влияние богов на судьбы героев……..…....15

 

Заключение……………………………………………….……..19

 

Список использованной литературы………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из греческих прозаических произведений более позднего периода  пользуется известностью «Пастушеская повесть о Дафнисе и Хлое» в четырех книгах, приписываемая некоему Лонгу. Кем был этот Лонг, чье имя стоит в заголовке рукописи «Дафниса и Хлои», достоверно неизвестно. До нас не дошло никаких сведений о времени его жизни или данных его биографии.

«Дафнис и Хлоя» Лонга — одно из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Оно стоит одиноко среди софистических любовных романов, так как автор перенес место действия в буколическую обстановку. Оторванная от жизни любовь греческих романистов получает у Лонга оправдание в условной атмосфере буколики, где пастушеские божества приходят в трудные моменты на помощь героям. Дафнис и Хлоя — подростки, почти дети; полюбив друг друга, они должны еще пройти незнакомую им «науку любви», и последовательные этапы этого процесса, начиная от первого пробуждения неясных весенних томлений, составляют содержание романа, вместо привычных злоключений странствия.

Похищение, плен, кораблекрушение, все эти обязательные приключения  сохранены и у Лонга, но поданы как мимолетные опасности, возникающие благодаря вторжению в пастушескую сферу чуждых ей горожан.

Сюжет построен на «пастушьей»  истории, если можно так выразиться, и отвечает всем правилам буколического  жанра. Лонг использует описания патетического  любования природой, прямой (последовательный) сюжет, лишенный замысловатых психологических отсылок, соблюдает параллелизм и симметрию. Кроме того, Лонг использует тривиальные пастушеские имена, подчеркивая простоту грядущего сюжета (простоту не в контексте примитивности повести, а в ракурсе рассмотрения действующих лиц и их характеров).

Лонг – автор  произведения

Лонг - древнегреческий  писатель и поэт предположительно II века нашей эры, автор знаменитого пасторального романа «Дафнис и Хлоя», который обнаруживает большое влияние, оказанное на писателя пастушескими идиллиями Феокрита, Мосха и Биона. В отличие от их произведений, роман Лонга написан прозой с регулярными стихотворными вставками, возникающими спонтанным образом в наиболее поэтических фрагментах текста. Такое соединение поэтического и прозаического начал было новым приёмом в истории древнегреческой литературы и выдаёт в Лонге образованного литератора, способного новаторски и, вместе с тем, убедительно совместить в своём произведении традиции различных жанров.

О личности автора практически  ничего не известно. Высказывалась  даже гипотеза, что имя Лонг получилось из неправильно написанного переписчиком греческого слова «λογου», т. е. «повести», где была удвоена буква γ («λογγου»). От этого «λογγου» и был образован именительный падеж «λογγος» (Лонг) и истолкован как имя автора. Примерное время его жизни — II век — устанавливается только исходя из языковых особенностей романа. Судя по этому произведению, писатель жил в чисто языческой обстановке и был родом с острова Лесбоса, где происходит действие романа. Правда, сведения о самом острове у Лонга неполны и неточны, хотя он и упоминает о Митилене, главном городе острова. Также весьма приблизительно он определяет расстояния между отдельными географическими пунктами. Описывая же зиму на Лесбосе, он изображает ее столь суровой, что это представляется маловероятным фактом. Интеллектуализм и отточенность языка выдаёт в нём городского жителя, чьим идеалом стали идеалистически понимаемая сельская жизнь на лоне природы и естественная чувственность личных отношений.

Лонг, как и его предшественники  — авторы идиллий, одухотворяет и  поэтизирует природу, населяя её в духе эллинистического мировоззрения  традиционными образами низшей мифологии. Изображаемая писателем естественность пастушеской жизни соединяется с поэтичным и очень откровенным изображением эротических, чувственных сцен с участием юных Дафниса и Хлои, соблазнительницы Ликэнион и любителя однополых отношений Гнафона.

Все его творчество хранит печать искренней любви к сельской жизни и ее языческим божествам - Пану и Нимфам, Дионису и Эроту. В отличие от причудливого нагромождения захватывающих приключений, с которыми мы сталкиваемся в Эфиопике Гелиодора и Эфесских рассказах Ксенофонта Эфесского, все действие Дафниса и Хлои происходит в сельской местности и по воле деревенских богов.

 

«Дафнис и Хлоя». История произведения

«Дафнис и Хлоя» - один из пяти канонических греческих романов. Написан Лонгом около II века. Датировка романа дана учёными исключительно исходя из языковых особенностей текста.

Роман «Дафнис и Хлоя»  изображает идиллическую жизнь пастуха  и пастушки, выращенных семьями приемных родителей на острове Лесбос. Автору более всего желательно показать постепенное зарождение чувства  в героях, то, как они начинают догадываться о своей страсти.

Роман Лонга начинается с короткого введения, где рассказывается, как автор во время охоты на острове Лесбосе в пещере Нимф обнаружил картину. Рассмотрев изображённые на картине любовные сцены и восхищённый  ими, он решил, «соревнуясь с картиной», создать такое произведение, которое прославило бы Эрота, нимф и Пана, а всем людям было на радость: «болящему на исцеление, печальному на утешение, тому, кто любил, напомнит о любви, а кто не любил, того любить научит».

На острове Лесбосе в окрестностях города Митилены козопас Ламон находит в кустарнике мальчика, которого кормит коза, а два года спустя пасущий овец Дриас обнаруживает в гроте Нимф девочку, вскармливаемую овцою. Возле обоих подкидышей были приметные знаки, положенные их родителями и свидетельствующие об их благородном происхождении. Оба пастуха берут детей на воспитание, надеясь впоследствии найти их родителей, и заботятся о них, как о собственных детях. Когда мальчику Дафнису исполняется пятнадцать лет, а девочке Хлое — тринадцать, воспитатели по наущению богов посылают их вместе пасти стада коз и овец. Неведомое до сих пор чувство любви овладевает подростками, оно растёт изо дня в день, мучает и терзает их, попавших во власть Эрота.

В это время тирские  пираты нападают на прибрежные луга, ранят насмерть пастуха Доркона, влюблённого в Хлою, угоняют его стада и уводят Дафниса. Умирающий Доркон дарит Хлое свою свирель, и она играет на ней. При звуках знакомой свирели стадо Доркона, находящееся на корабле, бросается к берегу и опрокидывает судно. Разбойники тонут, Дафнис спасается из плена и возвращается к Хлое.

Наступает осень, время  сбора винограда. Любовь Дафниса  и Хлои растёт с каждым днём, но юные влюблённые не понимают своих чувств. Из-за случайной ссоры богатых  юношей с пастухами между городами Метимной и Митиленой вспыхивает война. Жители Метимны, сделав набег на прибрежные поля митиленцев, угоняют стада Дафниса и похищают Хлою. При покровительстве богов Хлое удаётся спастись, причём ей явно для всех присутствующих помогает сам Пан.

Время идёт, зима сменяется  весной. Расцветающая красота Хлои привлекает много женихов. Так как  Дафнис беден и не может рассчитывать получить согласие приёмного отца Хлои на брак с нею, то нимфы помогают юноше, и с их помощью он находит  на морском побережье кошелёк с тремя тысячами драхм, попавший туда с корабля метимнян. Согласие Дриаса получено, он готов выдать Хлою за Дафниса, но на этот брак нужно ещё разрешение господина: ведь они рабы и не могут сами распоряжаться своей судьбой.

Хозяин Ламона (приемного отца Дафниса), владелец поместья, богатый митиленец Дионисофан в конце лета приезжает в деревню вместе со своей женой и сыном Астилом. Прельстившись красотой Дафниса, парасит Астила Гнафон выпрашивает его для себя, чтобы увезти в город. Не желая отдавать юношу развратному бездельнику, Ламон рассказывает господину историю найденного им Дафниса и показывает отличительные знаки, обнаруженные при нём. Дафнис оказывается сыном богатых родителей: Дионисофана и его жены Клеаристы.

В то время как Дафнис находит свою семью, Хлою вновь похищают, на этот раз отвергнутый ею пастух Лампид. Она освобождается с помощью парасита Гнафона, желающего теперь заслужить прощения Дафниса за свою дерзость. Приёмный отец Хлои Дриас рассказывает в свою очередь, как он нашёл Хлою. Красота девушки и её явно не рабское происхождение приводят к тому, что Дионисофан даёт согласие на брак Дафниса с нею. Вскоре при покровительстве нимф происходит и второе возвращение в семью. Отцом Хлои оказывается богач Мегакл. Таким образом, наступает «благополучная развязка»: Дафнис и Хлоя, дети богатых и влиятельных людей, сочетаются браком и справляют свадьбу — не в шумном городе, а в кругу семьи на лоне природы, отдавая себя покровительству сельских божеств, опекающих их с самого дня рождения.

Забытый в Средние  века, этот роман был вновь опубликован  лишь в эпоху Ренессанса, став родоначальником  ренессансного пасторального романа (Якопо Саннадзаро, Хорхе Монтемайор, Филипп Сидни, Мигель де Сервантес, Оноре  Д’Юрфе).

 

Художественные  особенности произведения

«Дафнис и Хлоя» является единственным образцом древнегреческого пасторального романа: в произведениях  этого жанра все события, равно  как и переживания героев, развертываются на фоне описаний природы, проникнутых  искусственностью и обилием литературных реминисценций. Используя поэтический жанр идиллии с ее несколько манерными описаниями природы, Лонг выводит пастухов в качестве идеализированных героев.

Повесть написана ритмической  прозой с регулярными стихотворными  вставками, возникающими спонтанным образом в наиболее поэтических фрагментах текста.

    Стиль и  язык Лонга представляет собой  чрезвычайно интересное явление.  Глубоко искусственный по своей  форме, но очень выразительный  и изящный, он является любопытным  сочетанием архаических и современных приемов прозаического повествования. Так, Лонг использует, с одной стороны, старый способ вставок в повествование сказок и мифов, а с другой - широко использует форму разговорной речи - монологи и диалоги. Хотя сами по себе монологи, заимствованные еще из античной драмы или созданные софистическим искусством, и не являются совершенно новым приемом, но они выполняют у Лонга иную роль, чем в других произведениях подобного рода. Большинство монологов вводится для раскрытия психологии главных героев, не проявляющих себя какими-либо действиями, и рассказ-монолог от лица героя до известной степени создает его индивидуальный образ.

    Монологи и  диалоги, построенные по всем  правилам риторического искусства,  различные по своей целевой  установке, отличаются множеством антитез и риторических вопросов. Таковы, например, монолог Хлои, впервые почувствовавшей пагубную власть Эрота, или аналогичные высказывания Дафниса. Одни из них по своему содержанию напоминают судебные речи, как, например, при состязании Дафниса и Доркона или при обвинении Дафниса метимнейцами, другие построены по типу свазорий или контроверсий, вроде речи Дафниса, сватающегося за Хлою, или просьбы Гнатона, убеждающего своего хозяина, и т. д. С помощью риторики Лонг пытался показать внутренний мир своих героев, раскрыть их психологию, что само по себе являлось уже достаточным новшеством.

    Лонг широко  использовал приемы поэтического  языка - аллитерацию, игру слов  и пр. Почти на глазах у читателя  происходит своеобразное изменение  поэтического жанра в прозаический любовный роман, где буколические мотивы сочетаются с эпизодами, характерными для повествовательных жанров. В руках Лонга риторика явилась послушным орудием. Он создал образец изящной чистой прозы, отличающейся своей красотой и музыкальностью, что часто даже не могло соответствовать реальному изображению мыслей и чувств его героев - простых пастухов и земледельцев.

Сочетание любовной тематики с мотивами приключенческого романа, ставшее почти обязательным для  любого прозаического произведения этого времени, присуще также и повести Лонга. Мы находим у него буколическую идиллию, искусно соединённую с изображениями различных событий, происходящих с его героями по определённой, уже разработанной и хорошо известной читателю, схеме. Но в «Дафнисе и Хлое» эта традиционная схема выдержана не так строго и несколько в ином разрезе, чем в большинстве дошедших до нас произведениях подобного типа. Хотя в романе Лонга имеются налицо как бы все основные линии, присущие любовно-приключенческому роману, мы можем видеть интересную картину, как Лонг отступает от установленного стандарта, рассказывая о событиях, игравших важную роль в жизни его юных героев.

Первым и самым главным  отличием «Дафниса и Хлои» от других античных «романов» является то, что  в нём можно отчётливо проследить как бы две основные линии: одна рассказывает о приключения, которые приходится испытать юной паре (где мы наблюдаем наличие определённой схемы), другая повествует о душевных переживаниях Дафниса и Хлои, показывая как постепенно растет и развивается чувство их взаимной любви.

В «Дафнисе и Хлое»  приключения не играют главной роли. Они вводятся лишь для того, чтобы  выявить отношение того, чтобы  выявить отношение героев друг к  другу и их переживания. Обычно в  романах приключенческие эпизоды составляют звенья одной цепи. Он крепко связаны друг с другом, а патетические переживания и выражения страстных чувств героев как бы внезапно врываются в вереницу приключений. У Лонга соотношение этих элементов иное: не связанные между собою внешние события вторгаются по временам в историю любви, задерживая на некоторое время развертывание действий в самой повести.

 

Тема страсти  и эротизм романа

С средины II в. любовный роман попадает в сферу литературного влияния софистики и становится одним из видов софистической прозы. Манерный стиль так называемой «изысканной простоты», чередующийся с декламационной пышностью, многочисленные риторические отступления и описания, обилие патетических ситуаций, ориентированных на трагедию, некоторый уклон в сторону «чудесного» - отличительные черты софистического романа.

Наибольшая слава в мировой  литературе выпала, однако, на долю другого  романа, своеобразно отклоняющегося от обычного типа. «Дафнис и Хлоя»  Лонга - одно из самых законченных  художественных произведений позднегреческой литературы. Оно стоит одиноко среди софистических любовных романов, так как автор перенес место действия в буколическую обстановку. Оторванная от жизни любовь греческих романистов получает у Лонга оправдание в условной атмосфере буколики, где пастушеские божества приходят в трудные моменты на помощь героям. Буколика осложнена при этом мотивами «новой» комедии.

Информация о работе Роман Лонга «Дафнис и Хлоя»