В романе “Война и мир” Лев Николаевич
Толстой говорит о путях развития
России, о судьбах народа, его
роли в истории, о взаимоотношениях
народа и дворянства, о роли личности
в истории. Писатель раскрывает в
романе значение Отечественной войны
1812 года, помогает понять черты русского
национального характера.
Любимые герои Толстого
ищут ответы на вопросы, поставленные
временем, они стремятся найти
себе достойное место в жизни.
К этим героям относится и
князь Андрей Болконский. Впервые
мы встречаемся с ним в салоне
Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными
сухими чертами” омрачено выражением
скуки и недовольства. Толстой объясняет
это тем, что “все бывшие в гостиной не
только были знакомы, но уже надоели ему
так, что и смотреть на них и слушать их
ему было очень скучно”. Князь кажется
окружающим холодным и недоступным. В
разговоре с Шерер он резко выражает свою
неприязнь к образу мысли и к нравственным
нормам придворного общества. Андрей говорит:
“Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности,
мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только
блестящим умом и образованностью,
но и сильной волей, Андрей
Болконский полностью меняет
свою жизнь — поступает на
службу в штаб главнокомандующего.
Мы видим, что у этого человека
уже сформировался четкий взгляд
на жизнь. Он знает, к чему
стремиться — к “своему Тулону”.
Ему нужны слава, власть. Его
кумиром стал Наполеон, и князь
Андрей во всем желает следовать
ему. Подвиг, совершенный Андреем
Болконским во время Аустерлицкого
сражения, когда он со знаменем в руках
вел солдат в бой, был замечен окружающими
и даже самим Наполеоном. Но совершив этот
героический поступок, Андрей не испытывает
счастья. Этот момент в его жизни можно
назвать переломным, потому что князь
Андрей по-новому оценивает все происходящее.
Когда он лежал, тяжело раненный, его взору
открылось бесконечное небо. Можно сказать,
что он впервые увидел его, а вместе с ним
— и ту простую правду жизни, которая заключается
в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается
в Наполеоне, который показался
ему обыкновенным маленьким сорокалетним
мужчиной в сером сюртуке. Мысль,
что этот человек приносит
несчастье другим людям, окончательно
“отрезвляет” Андрея Болконского.
Он больше не верит, что исход
сражения может зависеть от
действий одного лица, от планов
и диспозиций. После Аустерлица
его представление не только
о подвиге, но и о смысле
жизни полностью меняется.
Поэтому он возвращается
к семье, но там его ждет
новое потрясение — смерть
жены Лизы, к которой он в
свое время охладел, и теперь
хотел загладить свою вину. Андрей
пытается жить спокойной жизнью,
заботясь о сыне, занимаясь улучшением
жизни своих крепостных. Триста
человек он сделал вольными
хлебопашцами, остальным заменил
барщину оброком. Эти гуманные
меры говорят нам о передовых
взглядах князя. Но преобразования
не могут полностью занять
его ум и сердце, и Андрей
Болконский по-прежнему находится
в депрессии.
Перемены в тяжелом
душевном состоянии Андрея наступают
с приездом Пьера, который старается
внушить другу веру в существование
добра, правды и счастья. В
спорах Андрея с Пьером мы
замечаем, что князь критически
относится к себе. Он понимает,
что “жизнь для себя” означает,
что “в тридцать один год
жизнь кончена”.
Настоящий душевный подъем
испытывает Андрей Болконский
при встрече с Наташей Ростовой.
Общение с ней открывает для
него новую сторону жизни: любовь,
красоту, поэзию. Но ему не суждено
быть счастливым с Наташей.
Продолжая ощущать, что “просто
существовать” он не может,
Андрей едет в Петербург.
Там он принимает участие
в работе комиссии Сперанского.
И вновь вечный поиск, размышления
о жизни приводят его к выводу
о бессмысленности комиссии. Андрей
Болконский отказывается от карьеры
правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком
трудным испытанием для Наташи.
История с Анатолем Курагиным
разрушает возможное счастье
с ней Андрея Болконского. Гордый
князь не может простить Наташе
ее ошибку. А она испытывает
угрызения совести, считает, что
недостойна такого благородного,
идеального человека. Разрыв с
Наташей вновь приводит героя
к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает
в пределы России и начинает
стремительно продвигаться вперед,
Андрей Болконский, возненавидевший
войну после Аустерлица, идет
в действующую армию, отказавшись
от безопасной работы при штабе
императора. Князь Андрей становится
обыкновенным полковым командиром.
Солдаты любят его и называют
“наш князь”. Андрей не мечтает
больше о славе и подвиге.
Он просто защищает свою страну.
Теперь мы замечаем в нем
ту же, что и у солдат, “скрытую
теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского,
сформировавшиеся за годы мучительных
поисков своего места в жизни,
раскрываются в беседе с Пьером
перед сражением. Князь Андрей
понял, что исход битвы зависит
не от гениальности полководцев,
а от “духа войска”, его
уверенности в победе. В момент
смертельного ранения Андрей
испытывает огромную тягу к
жизни. Он задумывается, почему
же ему так жаль расставаться
с ней. Твердый и холодный
характер Андрея Болконского
не позволил ему в полной
мере испытать простое человеческое
счастье. Бородинское сражение
можно назвать кульминацией и
в жизни князя Андрея. Предсмертные
страдания помогли ему постичь
смысл христианской любви: “Сострадание,
любовь к братьям, к любящим,
любовь к ненавидящим нас, любовь
к врагам — да, та любовь, которую
проповедовал Бог на земле... и
которой я не понимал”.
Таким образом, Толстой
приводит своего героя к гибели
во имя жизни других, во имя
будущего России, духовно же —
он приводит его к постижению
вечных нравственных ценностей.
В образе Андрея Болконского
отразились лучшие черты дворянина-патриота:
ум, образованность, честность, совестливость,
горячая любовь к Родине.