Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:19, реферат
Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Несмотря правительственные
В 1881 г. министр внутренних дел России
Лорис-Меликов отменил запрет украинских
спектаклей, что способствовало росту
количества театральных трупп и
возрождению украинского
В конце 70-х гг завершилось становление нового, профессионального, собственно украинского театра. Он возник на базе любительских коллективов, действовавших в 60-70 гг. В 1882 под руководством М. Кропивницкого в Елисаветграде был создан первую украинскую профессиональную труппу, в состав которой вошли Н. Садовский, М. Заньковецкая, А. Маркова, И. Бурлака и др. После гастролей в Киев в 1883 в труппу Кропивницкого присоединилась любительская труппа М. Старицкого, который и возглавил театр.
Несмотря на признание зрителей и театральных специалистов, жизни украинского театра было сложным. В 1883 г. киевский генерал-губернатор запретил на 10 лет гастроли труппы Кропивницкого в Киевской, Черниговской, Полтавской, Волынской и Подольской губерниях. На резонный вопрос, почему украинская театру разрешается выступать в Петербурге и Москве, но запрещается в Киеве, ответил: «Там театр - искусство, здесь - политика».
Однако остановить развитие Украинский театрального искусства уже было невозможно. В 80-90-е гг действовало около 30 небольших трупп, которые ставили украинские пьесы. В 1891 г. в Киеве был основан первый постоянно действующий театр.
На ниве драматургии плодотворно работали Михаил Старицкий (1840–1904), Марко Кропивницкий (1840–1910), Иван Тобилевич (Карпенко-Карого, 1845-1907). Лучшие драматурги были также ведущими режиссерами и руководителями театральных трупп.
М. Кропивницкий написал более 40 оригинальных или переделанных из других произведений театральных пьес, в которых воспроизводил быт Украине и ее зависимое положение. Тонко чувствуя народную душу он давал чрезвычайно живые и остроумные сцены из народной жизни.
На западноукраинских землях украинский профессиональный театр был основан 1864 актером и режиссером А. Бачинским при культурно-образовательном обществе «Русская беседа». В 70-е гг театральные деятели из Приднепровской Украине, в частности М. Кропивницкий, оказали ему значительную помощь. В 1869 г. возникли любительские театральные кружки при черновицкой «Русской беседе». Значительному повышению театрального искусства способствовало созданное 1884 С. Воробкевича «Русское литературно-драматическое общество ».
Развитие литературы и театра в второй половине XIX в. предоставил импульс процессу создания национальной классической музыки. В 1862 г. С. Гулак-Артемовский написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем ». Украинский композиторов вдохновляли произведения известных украинских писателей и поэтов, в частности Т. Шевченко. Шевченко пьеса «Назар Стодоля» побудила П. Нищинского написать к ней музыкальную вставку - «Вечерницы», с которой родилась популярная песня «Закувала седая кукушка».
Вторая половина XIX в. в Украинский музыке стала временем ввода народной песни в профессиональную музыкальную культуру. Произошло не просто воспроизведение народной музыки, а подъем ее до высокопрофессионального уровня, превращение песни на современный в европейском понимании музыкальное произведение. Значительное влияние на украинскую классическую музыку мало хоровое искусство как галицкое, так и Надднепрянское.
Основоположником украинский классической музыки был Н. В. Лысенко, который написал замечательные оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Энеида», оперетту «Черноморцы», оперы для детей «Господин Коцкий», «Коза-дереза» и т.д., которые базировались на огромном этнографическом материале. Также он положил на музыку почти 80 произведений из «Кобзаря» Т. Шевченко. Создан Лысенко вариант «Завещания» Шевченко мы поем до сих пор. А «Молитва за Украину» стала духовным гимном.
Значение Лысенко для
В Западной Украине следует отметить творчество М. М. Вербицкого, И. Лавровского, Воробкевича, А. Вахнянина и др.
ольшое значение для становления национального самосознания на западноукраинских землях творчество Михаила Вербицкого (1815-1870). Положен им на музыку Шевченко «Завещание» стал очень популярным в Галичине. А музыка к стихотворению П. Чубинского «Ще не вмерла Украина» стала украинская национальным, а с 1992 г. - государственным гимном Украины. Стихотворение Чубинского «Ще не вмерла Украина »появился 1863 во львовском журнале «Мета». Сразу же композитор Вербицкий сочинил музыку, в следующем году хор уже исполнял ее в Львовском Украинском театре, а 1865 ней завершили программу Шевченко праздники в Перемышле.