Рудин – Гамлет или Дон Кихот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:43, доклад

Описание работы

Как известно статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» напечатана в январе 1860 г., тогда же, в январе, писатель прочитал ее на публичном чтении в пользу общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. Однако задумана она была гораздо раньше, в 40-е годы, а работал над ней писатель с 1856 г., о чем свидетельствуют его письма к П. Виардо, И.Панаеву, М.Каткову, Н. Некрасову и др.

Файлы: 1 файл

рудин.docx

— 25.43 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Южный Федеральный  Университет»

 

 

Реферат по истории русской литературы:

 

Герой Тургенева – Гамлет или Дон Кихот?

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса,

5 группы

Кутова Ольга

 

Ростов-на-Дону

2011

Как известно статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» напечатана в январе 1860 г., тогда же, в январе, писатель прочитал ее на публичном чтении в пользу общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. Однако задумана она была гораздо раньше, в 40-е годы, а работал над ней писатель с 1856 г., о чем свидетельствуют его письма к П. Виардо, И.Панаеву, М.Каткову, Н. Некрасову и др.

Называя статью «Гамлет и  Дон Кихот», Тургенев ведет разговор о двух героях западной литературы, наиболее ярко отразивших перемены, происходящие в возрожденческо-протестантскую эпоху в Западной Европе XIV-XVII вв. В основу сравнительной характеристики образов писатель кладет философско-гуманистический идеал, разработанный эллинистически-римской (скептической и стоической) философской и романтической философией XVIII-XIX вв. «Все люди, – считает Тургенев, – принадлежат более или менее к одному из этих двух типов, почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета», ибо в «этих двух типах воплощены две коренные противоположные особенности человеческой природы…». «Правда в наше время Гамлетов стало гораздо более», – сожалеет Тургенев.

     Что выражает  собою  Дон-Кихот? Тургенев предлагает посмотреть на него не просто как на рыцаря печального  образа,  фигуру,  созданную  для осмеяния старинных рыцарских романов, ведь известно,  что  значение  этого  лица расширилось под собственного рукою его творца и  что  Дон-Кихот второй части уже не тот Дон-Кихот,  каким  он  является  нам  в первой части романа, особенно в начале, не тот странный и смешной чудак,  на которого так щедро сыплются удары. Прежде всего,Дон-Кихот выражает собой веру; веру  в  нечто  вечное,  незыблемое,  в  истину,  одним  словом,  в  истину, находящуюся вне  отдельного  человека,  но  легко ему дающуюся. Дон-Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для  которого  он  готов  подвергаться всевозможным  лишениям,  жертвовать  жизнию;  самую жизнь свою  он   ценит настолько, насколько она может служить  средством  к  воплощению  идеала,  к водворению истины, справедливости на  земле.  Нам  скажут,  что  идеал  этот почерпнут расстроенным его воображением из.  Жить  для себя,заботиться о себе - Дон-Кихот почел бы постыдным.В нем нет и следа эгоизма.Постоянное  стремление  к одной  и  той  же   цели   придает   некоторое   однообразие   его мыслям,односторонность его уму; он знает мало, да ему и не нужно много знать:  он знает, в чем его дело, зачем он живет на земле,  а  это  -  главное  знание. Дон-Кихот   энтузиаст,служитель идеи и потому обвеян ее сияньем.

   Что же представляет собою Гамлет? Тургенев отвечает на этот вопрос: «анализ, прежде всего и эгоизм, а потому  безверье». Дело в том, что он  весь  живет для самого себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; верить  можно только в то, что вне нас и над нами. Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Сомневаясь  во  всем,   Гамлет, разумеется,  не  щадит  и  самого  себя;  ум  его  слишком   развит,   чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он  сознает  свою  слабость,  но всякое   самосознание   есть   сила;   отсюда   проистекает   его    ирония, противоположность   энтузиазму   Дон-Кихота. Гамлет  сам  наносит  себе  раны,  сам  себя терзает; в его руках тоже меч: обоюдоострый меч анализа.

Думается, справедливо утверждение  М. Дунаева о том, что «гамлетовское  начало – основа натуры самого Тургенева», а Дон Кихот – его идеал», поскольку Гамлет – это рефлексия, а Дон Кихот – деятельность. На этом противопоставлении двух гуманистических  начал внутренней революционности  и бездейственно, и революционности  и действия – построен тургеневский анализ образов: «… с одной стороны, стоят Гамлеты мыслящие, сознательные, часто всеобъемлющие, но также часто бесполезные и осужденные на неподвижность; а с другой, полубезумные Дон Кихоты…», что позволяет говорить о том, что гуманистическая система ценностей, в которой находятся Тургенев и западноевропейские герои, искажает христианские догматы, отрицающие  не только революционную деятельность, но и революционную мысль, как богоборческие устремления.

В образе Гамлета, как и  в образе Дон Кихота, присутствуют общечеловеческие (всемирные) черты, но их архетипическая основа не характерна для православно-славянского сознания, так как «сам характер русской цивилизации (православно-общинный) в корне отличается от последовательной культурной преемственности цивилизации Западноевропейской (в вульгаризированном виде – Североамериканской) от Античности с ее установкой на индивидуализм, и как следствие, героизм в качестве высшего проявления индивидуализма». «Гамлеты» и «дон кихоты» – явление абсолютно чуждое для России и русской литературы. Однако в российском литературоведении до настоящего времени сохраняется советская традиция анализа творчества Шекспира и Сервантеса, в частности, образов Гамлета и Дон Кихота, во многом отталкивающаяся от Белинского и Тургенева.

Отходя от  христианской (православной) духовности, писатель подводит психологические типы героев к категориям субъективно-объективной романтической философии: «гамлеты» ищут и находят этот идеал как основу и цель их существования» в себе, а «донкихоты» – вне их самих. Таким образом, «гамлеты» – это субъективные идеалисты фихтеанско-шопенгауэрского типа. Они живут согласно концепции, сформулированной Шопенгауэром в работе «Мир как воля и представление»: «В то время как всякий непосредственно дан самому себе как целая воля и целое представляющее, остальные даны ему, прежде всего только в качестве его представлений; вот почему собственное его существо и его сохранение важнее для него, чем остальные, взятые вместе» (7.Ч.2.С.93). «Донкихотов», верящих в нечто вечное, незыблемое, в истину, находящуюся вне отдельного человека», и способных пожертвовать ради своего идеала собственной жизнью, Тургенев сближает с социалистами-утопистами, недаром в статье появляется имя одного из них – Фурье.

В характеристике образа Гамлета  Тургенев более категоричен. По его  мнению во внутренних размышлениях Гамлета проявляются и черты римского стоицизма, и черты эллинистического скептицизма. Как скептик, Гамлет сомневается в возможности познания, он убежден в непознаваемости зла, сомневается в существовании Бога. Тургенев, оправдывая гамлетовский скептицизм, становится на позиции нигилизма, подобно своему герою Базарову,  заговорившему вдруг словами Гамлета или революционера-разночинца: «Но в отрицании есть истребляющая сила…».

Скептицизм  шекспировского героя близок Тургеневу еще и потому, что в нем есть «достоинство»; не веря в осуществление истины, «он непримиримо враждует с ложью и тем самым становится одним из главных поборников той истины, в которую не может поверить». Данные рассуждения писателя представляют собой пример философской рефлексии. С другой стороны, странное гамлетовское ощущение обязанности жить связано с возрожденческим протестантизмом и его философией. Жизнь, как божественный дар и поручение, в идеологии протестантизма должна быть высшей ценностью совести и веры, даже если жизнь безрадостна и невыносима. Однако данная концепция протестантов и пуритан–индепендентов еще не достаточно четко выражена в образе Гамлета, в нем преобладают стоические кладбищенские настроения, так как в шекспировские времена пуританская догматика еще  не закрепилась в сознании масс. Широкое распространение она получит только в философских трудах Локка конца XVII в.

Сомнения же Гамлета в  вере вполне укладываются в рамки  философско-гуманистического индивидуализма, поскольку, как христианин, он с самого начала стоит на амбивалентной позиции, а значит вне веры. Поэтому вступив  в союз с призраком-духом, выходцем из ада (пусть даже это и призрак  его отца), он добровольно заключает  сделку с силами зла, что и подтверждается в дальнейшем его жаждой крови  и мести. Союз с Призраком, на самом  деле, является началом глубокого  нравственного падения героя, за которым последует нарушение  христианских заповедей – презрение  к матери, моральное убийство любви, убийства людей и, наконец, самоубийство, представленное Шекспиром как смертельный  поединок героя с его другом Лаэртом.

Центральной идеей статьи Тургенева является мысль о революционной союзнической основе социально-психологических типов «гамлетов» как «центростремительной» «созерцательной» гуманистической силы прагматического эгоизма и «донкихотов» как «центробежной» гуманистическо-деятельной силы социалистического альтруизма, способных в состоянии взаимодействия создать земной Иерусалим, т.е. построить демократическое государство западно-локковского образца, где основными пунктами конституции могут быть заявлены три главных принципа его философии: право человека на жизнь, свободу и предпринимательство.

Что касается Рудина героя  одноименного романа И. Тургенева, то в  нем можно увидеть черты как  Гамлета, так и Дон-Кихота. Среди присущих Гамлету черт в Рудине можно выделить любовь к рефлексии, жажду действий, но при этом бездеятельность натуры, а также склонность к самобичеванию. Верно подметил Лежнев в разговоре с Пигасовым: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!...  Но опять-таки скажу, это не вина Рудина: это его судьба, судьба горькая и тяжелая, за которую мы-то уж винить его не станем. Нас бы очень далеко повело, если бы мы хотели разобрать, отчего у нас являются Рудины. А за то, что в нем есть хорошего, будем же ему благодарны... Наказывать его не наше дело, да и не нужно: он сам себя наказал гораздо жесточе, чем заслуживал...»

Дон-Кихот же в Рудине представлен его энтузиазмом, его  стремлением к деятельности.    « - Гениальность в нем, пожалуй, есть, - возразил Лежнев, - а натура... В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет... Но не в этом дело. Я хочу говорить о том, что в нем есть хорошего, редкого. В нем есть энтузиазм; а это, поверьте мне, флегматическому человеку, самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассудительны, равнодушны и вялы; мы заснули, мы застыли, и спасибо тому, кто хоть на миг нас расшевелит и согреет! Пора!»

 

 

Список используемой литературы:

  1. Роман «Рудин» И. Тургенев
  2. И.С.Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот/ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ТРИДЦАТИ ТОМАХ. ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА", МОСКВА, 1980, Том пятый. OCR Бычков М.Н.

 

  1.  Интернет-ресурсы

Информация о работе Рудин – Гамлет или Дон Кихот