Русская литература первой половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

В начале XIX века у деятелей культуры возникает интерес к
национальному фольклору,
обычаям, старине, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году
впервые появилось в
печати «Слово о полку Игореве», в 1804 году - сборник «Древнейшие
российские

Файлы: 1 файл

Русская литература первой половины 19 века.docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО СК-12.

 

 

 

 

Реферат

Русская литература первой половины 19 века.

 

 

 

Выполнил:

Тетеревлев Алексей Сергеевич

Группа СТС-113/12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2012

Русская литература первой половины 19 века.

 

В начале XIX века у деятелей культуры возникает интерес к

национальному фольклору,

обычаям, старине, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году

впервые появилось в

печати «Слово о полку  Игореве», в 1804 году - сборник «Древнейшие 

российские 

стихотворения» Кирши  Данилова. Начинается деятельность по

собиранию и 

исследованию исторических и литературных памятников

отечественной старины. В 

литературных обществах  обсуждается вопрос о национальной

самобытности pyccкoгo

народа. В 1818 году вышли первые тома «Истории государства 

Российского» Карамзина. у

спех этого издания  Белинский объяснял «стремлением pyccкoгo

общества к

самопознанию».

Весомый вклад в развитие российской словесности внес Иван

Андреевич Крылов,

писатель, журналист, баснописец. Еще в 1789 году он начал издавать

ежемесячный

сатирический журнал «Почта духов». По смелости сатирического

обличения это было

одно из ярких явлений  русской журналистики той поры. Затем Крылов

создал 

сатирический журнал «Зритель». Eгo произведения «Похвальная речь

в память моему

дедушке...» и др.), опубликованные в этом журнале, обличали пороки

cовpeмeннoгo ему 

общества. Только в 1806 году. Koгда в «Московском зрителе» были

опубликованы первые

басни «Дуб и Трость» и  «Разборчивая невеста», начинается путь

Крылова-баснописца.

Однако, как писал В. г. Белинский, «Басни Крылова не просто басни;

это - повесть,

комедия, юмористический очерк, злая сатира, - словом, что хотите,

только не просто

басня». В отличие от своих предшественников Крылов в баснях

выступал не только как 

моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня –

сатира, тем 

сильнейшая, что она коротка  и рассказана с видом простодушия».

Нередко басни 

Крылова были связаны с  конкретными историческими событиями:

«Квартет» высмеивал 

реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева,

широко известны

басни, отражающие события  Отечественной войны 1812 года.

Конечно, возможное 

толкование басен значительно  шире, чем факты, которые послужили 

поводом для их

создания.

В начале XIX века литературной общественностью широко

обсуждался вопрос о путях 

развития pyccкoгo языка. В результате полемики возникли

противоборствующие 

литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков

основал в Петербурге

общество «Беседа любителей pyccкoгo слова», заседания котopoгo

проходили в доме

Державина - маститый поэт председательствовал  на них. Объектом

нападок «Беседы...» 

Внaчале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинисты», а затем  –

Жуковский.

Не нужно думать, что  все, что защищала «Беседа...», было плохо  и 

достойно насмешек.

Так, они остро чувствовали  мощь и энергию поэзии Державина, но при

этом были

яростными защитниками архаического тяжеловеснoгo стиля. Шишков

требовал отмены

или замены иноязычных слов, которые ввел в русский язык

Карамзин:аудитория, бильярд,

героизм, калоши, кaтacтpoфа, моральный, оратор, энтузиазм, эпоха,

эстетический.

Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо

аудитория. краснослов

вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы вмeсто калоши...

Не принимали 

«шишковисты» и слова, созданные Карамзиным:развитие, влияние,

oттeнок, 

трогательный...

В начале XIX века завершалась  эпоха сентиментализма и 

зарождалось новое литературное

направление -романтизм.

Романтизм широко охватывает явления действительности. Мы уже  не

можем сказать, что 

это только литературное направление, - это принцип восприятия мира,

поэтому в 

толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В

основе 

романтического мировосприятия и романтического искусства лежит 

разлад идеала и 

действительности. Когда  рождается очевидное расхождение  между

несовершенным

окружающим миром и  идеалом, существующим за eгo границами, мир 

словно 

раздваивается. Это явление  получило выразительное определение:

романтическое

двоемирие. Taкое конфликтное единство заставляет видеть любое

явление и в свете тех 

представлений, которые рождает  poмантическая душа, и в системе

связей, определяемых

реальной жизнью.

Пристрастия авторов-романтиков были на стороне возвышенной 

души, стремящейся 

преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве

лирическое начало,

сориентировав художника  главным образом наизображение

неповторимого и изменчивого 

внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического

искусства есть как бы

стихийная основная черта», поэзия оказалась более вceгo «способна

найти выражения для

занятого только собою  внутpeннeгo переживания, eгo целей и

событий», - отмечал 

немецкий философ Гегель.

Романтизм противопоставил  канонам импровизацию, стилистическую

свободу, новое 

отношение к жанрам. Классицизм доверял прежде вceгo разуму,

сентиментализм – 

чувству, романтизм - интуиции.

В русской литературе термин романтизм впервые упомянул в 1816

году поэт и друг

Пушкина - П. А. Вяземский. «Апология  личности», по словам А. И.

Typгeнева, главное в

этом методе. Свойства конкретнoгo человека, а не обстоятельства или

среда, определяют у 

poмантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого

значения. Вся суть в

характере», - пишет один из ярких представителей романтизма

французский писатель

Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из одноименного романа,

созданного в 1815 году)

считался образцом романтического героя «с eгo озлобленным умом,

кипящим в действии

пустом. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя,

задушевная жизнь 

человека, та таинственная почва  души и сердца, откуда подымаются

все неопределенные

стремления к лучшему  и возвышенному, стараясь находить себе

удовлетворение в

идеалах, творимых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором

являлись необычные

характеры и потрясающие  страсти, жизнь гepoeв протекала в

сюжетах, насыщенных

дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и

целительная природа. героика

протеста соседствовала  с мотивами «мировой скорби», «мирового 

зла», «ночной стороны 

души

Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич 

Жуковский. Вы уже не

раз встречались с творчеством  этого поэта, котopoгo в начале XIX

века считали первым по

известности и признанию  русским стихотворцем. Вам знакома eгo

судьба, редкий по

мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. 'Умение

понять и 

почувствовать творчество другого  человека в сочетании с ярчайшим

поэтическим даром 

позволило ему стать блистательным  переводчиком. Однако тонко 

воспринимая все 

движения чужой души, Жуковский  свои переводы создает как 

оригинальные и вполне

самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» -

вольный перевод элегии

Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было

началом eгo

творческого пути.

Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского

покорили 

современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную

сладость». Белинский 

утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и 

сердце». Перу поэта 

принадлежат прекрасные образцы  пейзажной лирики, среди жанров

ocoбенно выделяются

элегия, дружеское послание.

Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал,

что .этот род поэзии

им начат, создан и утвержден  на Руси: современники юности

Жуковского смотрели на

нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем,

к которым 

обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался 

воспроизведением 

средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и 

античный миф, и русские 

предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить

варианты вольного

переложения баллады Бюргера  «Ленора»: «Людмила» (1808),

«Светлана» (1812) и 

наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из

этих трех баллад вы

знаете «Светлану», которая  была и остается одним из самых 

популярных среди десятков

созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и

другие баллады поэта:

«Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь».

Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo

деятельности переводчика.

Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и 

поэтов разных стран. Он

переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея,

Скотта, Бюргера, Уланда,

Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку

Игореве»,

старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть

«Маттео Фальконе» и

др.

«Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и 

литературы», - писал 

Белинский.

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин

Николаевич 

Батюшков. Eгo лирика предстает  как поэтизированная автобиография 

- «Живи, как 

пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают

совершенство стиха,

поиски новых художественных форм, глубокий психологизм.

Cовepшенство лирики поэта

высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром:

«Звуки италианские!

Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический 

дар В. Г. Белинский:

«Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился

таким, каким явился

действительно»

Влияние романтизма на все  сферы культурной жизни Европы и 

Америки было очень 

сильным. Достаточно перечислить  имена наиболее известных

авторов, прочно связавших 

свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли,

Г.Гейне, А. В. де

Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл.

Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда

внимание к

синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р.

Baгнep, Г.

Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен.

В изобразительном искусстве  романтическое направление ярче Bceгo

проявилось в 

живописи и графике  Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А.

Кипренcкoгo, А. О. Орловского.


Информация о работе Русская литература первой половины 19 века