Русская литературная сказка на примере творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка. Анализ произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Настоящее имя - Дмитрий Наркисович Мамин. Родился в семье заводского священника. Первое беллетристическое произведение Мамина 'Тайны зеленого леса' напечатано без подписи в журнале 'Кругозор' в 1877 г. С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность.

Содержание работы

Содержание……………………………………………………………………….2
Мамин-Сибиряк…………………………………………………………………3
Список литературы……………………………………………………………...8

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство  образования и науки, молодёжи и  спорта Украины

Южноукраинский  национальный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

                           Русская литературная сказка  на примере творчества Д.Н.  Мамина-Сибиряка. Анализ произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 группы

М.Р. Пидкевич

 

 

 

Проверил: преподаватель  по литературе для детей дошкольного  возраста

И. И. Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ

Содержание……………………………………………………………………….2

Мамин-Сибиряк…………………………………………………………………3

Список литературы……………………………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мамин-Сибиряк ( 6.11.1852 - 15.11.1912)

 

Настоящее имя - Дмитрий Наркисович Мамин. Родился в семье заводского священника.   Первое беллетристическое произведение Мамина 'Тайны зеленого леса' напечатано без подписи в журнале 'Кругозор' в 1877 г.  С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность.

Д.Н. Мамин-Сибиряк является прекрасным писателем о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки», имеют очень большой успех. В своих сказках он сочетает романтику и реализм, фантазию и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре, проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором, сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего.

  Особое место в творчестве  Мамина-Сибиряка для детей занимают сказки. Наиболее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894-1897). Название это не случайно. Писатель посвятил их своей больной дочери Аленушке. Действительно, эти сказки являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.

·  Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

·  В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.

·  Во многих сказках Мамина - Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.

·  Сатира многих сказок Мамина - Сибиряка связана с традициями народной сказки. Особенно ярко эта связь проявилась в произведении, не входящем в цикл «Аленушкиных сказок», - в «Сказке о славном царе Горохе и его прекрасных дочерях - царевне Кутафье и царевне Горошине». В духе народной сказки дан образ царя Гороха. Насмешкой звучит его имя. Совсем не славны его дела. Царь Горох очень жаден; он грабит народ, берет дань всем, что попало под руку, - коровами, сапогами, кашей, вениками. Мелочность царя Гороха доходит до того, что он, из-за боязни быть обокраденным, считает куски хлеба, сам доит корову. Такой гротескно-сатирический образ царя можно найти только в народной сказке и в лучших образцах русской сатирической литературной сказки.

·  В сказках Мамина - Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и антагонизма, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

·  «Аленушкины сказки» Мамина - Сибиряка - классический образец того, как надо писать для детей. Вся система художественных образов, композиция, стиль, язык связаны с воспитательными и образовательными целями, которые ставил автор, рассказывая сказки своей дочери, а затем записывая их для широкого круга читателей.

·  Художественные приемы сказок соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребенку - заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, Ванька - встанька, куклы). Но сказки не были бы настоящими детскими, если бы эти обыкновенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в «Аленушкиных сказках» импонирует детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обыденными: у куклы Ани был немного попорчен носик, у Кати недоставало одной руки, «сильно подержанный Клоун» приковылял на одной ноге, у Аленушкиного Башмачка дырка на носке. Но вот все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа. Как и в народной сказке, говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою...»

·  В некоторых сказках писатель прибегает к такому приему народной литературы, как гиперболизация. И образ от этого только выигрывает.

·  В основе каждой сказки Мамина - Сибиряка лежит мораль. Но это умная, не надоедливая мораль, не прямолинейно высказываемое нравоучение, а мораль, вытекающая из образов, мораль, которая учит быть человеком.

·  Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивидуальности.

 

·  С характером героев связан юмор и в других сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

·  Сказки Мамина - Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью - дела его разоблачают.

·  В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.

·  Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы - маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю...»

 ·  В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он - самая умная птица.

  «-- Ведь я умнее всех? Да?

  Индюшка спросонья долго  кашляла и потом уже ответила:

  -- Ах, какой умный... Кхе-кхе!.. Кто  же этого не знает? Кхе...

  -- Нет, ты говори прямо:  умнее всех? Просто умных птиц  достаточно, а умнее всех - одна, это  я. 

  -- Умнее всех... кхе! Всех умнее... кхе-кхе-кхе!

  -- То-то» .

  Уже это начало настораживает  ребенка. А когда с таким  же вопросом Индюк обращается  ко всем птицам, живущим во  дворе, он получает в ответ:  «Кто же не знает, что ты  самая умная птица!.. Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом.

    Каждый из обитателей  птичьего двора в сказке «Умнее  всех» имеет свое лицо, свой  характер. «Индюшка была такая  скромная и добрая птица и  постоянно огорчалась, что Индюк  вечно с кем-нибудь ссорился», - говорит автор и далее раскрывает эти ее качества во взаимоотношениях с Индюком и другими птицами. Оправдывает эта героиня и свою внешнюю характеристику. «Среди других птиц она походила на старушку: вечно горбилась, кашляла, ходила какой-то разбитой походкой, точно ноги приделаны были к ней только вчера». Драчливость Петуха, глупость Гусака и Индюка остроумно разоблачаются в ходе повествования.

·  Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо - Еж, серячок - мужичок, окончательно разоблачает хвастуна. Еж - серячок-мужичок противопоставляется чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу и по существу и оказывается умнее всех. Мамин - Сибиряк прибегает к приему гиперболизации. Преувеличение чванливой глупости Индюка помогает разоблачению мнимого героя.

 Но сказка на этом не  кончается. «Порядочное и благовоспитанное»  птичье общество не могло помириться  с тем, что какой-то пришелец, мужичок - серячок, критикует одного  из самых знатных членов этого  общества. Петух и другие птицы  готовы наброситься на Ежа.  В конце концов все переходят  на сторону Индюка. В такой  концовке заложен большой социальный  смысл. Автор разоблачает не  только ограниченность обывателей (переносный смысл сказки совершенно  очевиден), но и показывает очень  развитое у них чувство «классового  самосохранения».

 

 

 

 

  • Список литературы

 

  • 1. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1989.
  • 2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы и сказки. - М.: Детская литература, 1985.
  • 3. Русская детская литература / Под ред. Ф.И. Сетина. - М.: Просвещение, 1972.

 

 

 

 


Информация о работе Русская литературная сказка на примере творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка. Анализ произведений