Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:24, реферат
Настоящее имя - Дмитрий Наркисович Мамин. Родился в семье заводского священника. Первое беллетристическое произведение Мамина 'Тайны зеленого леса' напечатано без подписи в журнале 'Кругозор' в 1877 г. С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность.
Содержание……………………………………………………………………….2
Мамин-Сибиряк…………………………………………………………………3
Список литературы……………………………………………………………...8
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Южноукраинский национальный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского
РЕФЕРАТ
Русская литературная сказка на примере творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка. Анализ произведений.
Выполнил: студент 1 группы
М.Р. Пидкевич
Проверил: преподаватель по литературе для детей дошкольного возраста
И. И. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………
Мамин-Сибиряк……………………………………………
Список литературы…………………………………
Мамин-Сибиряк ( 6.11.1852 - 15.11.1912)
Настоящее имя - Дмитрий Наркисович Мамин. Родился в семье заводского священника. Первое беллетристическое произведение Мамина 'Тайны зеленого леса' напечатано без подписи в журнале 'Кругозор' в 1877 г. С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность.
Д.Н. Мамин-Сибиряк является прекрасным писателем о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки», имеют очень большой успех. В своих сказках он сочетает романтику и реализм, фантазию и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре, проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором, сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего.
Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка для детей занимают сказки. Наиболее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894-1897). Название это не случайно. Писатель посвятил их своей больной дочери Аленушке. Действительно, эти сказки являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.
· Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.
· В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.
· Во многих сказках Мамина - Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.
· Сатира многих сказок Мамина - Сибиряка связана с традициями народной сказки. Особенно ярко эта связь проявилась в произведении, не входящем в цикл «Аленушкиных сказок», - в «Сказке о славном царе Горохе и его прекрасных дочерях - царевне Кутафье и царевне Горошине». В духе народной сказки дан образ царя Гороха. Насмешкой звучит его имя. Совсем не славны его дела. Царь Горох очень жаден; он грабит народ, берет дань всем, что попало под руку, - коровами, сапогами, кашей, вениками. Мелочность царя Гороха доходит до того, что он, из-за боязни быть обокраденным, считает куски хлеба, сам доит корову. Такой гротескно-сатирический образ царя можно найти только в народной сказке и в лучших образцах русской сатирической литературной сказки.
· В сказках Мамина - Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и антагонизма, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.
· «Аленушкины сказки» Мамина - Сибиряка - классический образец того, как надо писать для детей. Вся система художественных образов, композиция, стиль, язык связаны с воспитательными и образовательными целями, которые ставил автор, рассказывая сказки своей дочери, а затем записывая их для широкого круга читателей.
· Художественные приемы сказок соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребенку - заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, Ванька - встанька, куклы). Но сказки не были бы настоящими детскими, если бы эти обыкновенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в «Аленушкиных сказках» импонирует детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обыденными: у куклы Ани был немного попорчен носик, у Кати недоставало одной руки, «сильно подержанный Клоун» приковылял на одной ноге, у Аленушкиного Башмачка дырка на носке. Но вот все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа. Как и в народной сказке, говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою...»
· В некоторых сказках писатель прибегает к такому приему народной литературы, как гиперболизация. И образ от этого только выигрывает.
· В основе каждой сказки Мамина - Сибиряка лежит мораль. Но это умная, не надоедливая мораль, не прямолинейно высказываемое нравоучение, а мораль, вытекающая из образов, мораль, которая учит быть человеком.
· Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивидуальности.
· С характером героев связан юмор и в других сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
· Сказки Мамина - Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью - дела его разоблачают.
· В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.
· Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы - маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю...»
· В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он - самая умная птица.
«-- Ведь я умнее всех? Да?
Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила:
-- Ах, какой умный... Кхе-кхе!.. Кто же этого не знает? Кхе...
-- Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех - одна, это я.
-- Умнее всех... кхе! Всех умнее... кхе-кхе-кхе!
-- То-то» .
Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица!.. Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом.
Каждый из обитателей
птичьего двора в сказке «
· Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо - Еж, серячок - мужичок, окончательно разоблачает хвастуна. Еж - серячок-мужичок противопоставляется чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу и по существу и оказывается умнее всех. Мамин - Сибиряк прибегает к приему гиперболизации. Преувеличение чванливой глупости Индюка помогает разоблачению мнимого героя.
Но сказка на этом не
кончается. «Порядочное и