Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:20, реферат
В обществе существуют самые различные способы избавления от умерших людей. Тела оставляют на земле или помещают на ветви деревьев, погребают в специальных домиках, могилах, склепах или кремируют. Во многих племенных обществах спустя определенное время погребенное тело извлекают, очищают и снова хоронят в общей могиле. Разные погребальные действия часто сопровождались обрядами, назначение которых, по утверждению антропологов, состояло в том, чтобы укрепить общность людей, восстановить связи, ослабевающие из-за смерти одного из членов коллектива. Цель этих обрядов очевидна, несмотря на все их различие. Им предопределено было содействовать беспрепятственному переходу души усопшего в загробный мир, уберечь ее от превращения в злого духа. Во многих обществах с помощью обрядов стремились осуществить реинкарнацию кого-либо из умерших или его души.
1. Введение…………………………………………………3
2.Основная часть
2.1 Погребальные обряды…................................................5
2.2 Поминальные обряды………………………………….13
3. Заключение………………………………………………17
Список литературы
2.2.Поминальные обряды.
Общая направленность поминальной
обрядности на первый взгляд противоположна
погребальной. Если в похоронах основные
усилия направлены на удаление покойника
и вместе с ним самой смерти из мира живых
(восстановление принципа однородности),
то в поминальных обрядах мертвые приглашаются
к живым: открываются ворота на кладбище,
двери дома; их встречают, угощают и т.п.
Однако это противоречие снимается более
важной целью: упорядочить отношения между
своими и чужими и далее – установить
над ними контроль. С этой точки зрения
похороны – перевод случайного индивидуального
события в разряд закономерного и типичного,
т.е. преобразование события "природного"
плана в "культурное". Такой переход
если и не обеспечивает контроля, то создает
его иллюзию. Зато поминальная обрядность
в полной мере выражает идею необходимости
регламентации связей между двумя мирами.
Поминовение по усопшим родственникам
справляли на 3 (если покойник еще не был
захоронен или похороны состоялись на
второй день), 9, 20 и 40-й дни, в годовщину
и в праздники. Поминовение выражалось
в служении панихид и поминаниях на литургиях,
посещение могилы, в поминальных обедах
и раздаче милостыни. В некоторых местностях
на могилы ходили каждый день в течение
шести недель. Состоятельные люди служили
каждодневные обедни в продолжении 40 дней.
Отмечая поминки, верили, что в 9-й, 20-й,
40-й дни после смерти душа невидимо прилетает
домой и иногда дает знать о себе, может
даже показаться, поэтому во все эти дни
старались ее ублажить. Очевидно, некогда
полагали, что душа сорок дней пребывает
дома или посещает дом. О таком представлении
говорит известный в ряде губерний обычай
ставить на божницу на следующий день
после смерти чашку с водой и блином или
куском хлеба. Этот хлеб через сутки подавали
нищим, а воду выливали за окно. Так продолжалось
сорок дней.
Необычайно сильна была вера в то, что
поминания облегчают страдания умершей
души. 9-й и 20-й дни отмечались очень скромно,
в семейном кругу. В эти дни варили кутью
из риса или пшеницы с медом, патокой или
сахаром, пекли пироги (богатые из пшеничной
муки, бедные – из ржаной) и затем разносили
пироги и кутью по деревне, в городе –
по соседям, предлагая помянуть умершего.
Посещали кладбище, подавали нищим милостыню.
На кладбище рассказывали покойному о
своей жизни, жаловались, как им плохо
без него.
Особой сложностью обрядовых действий
и торжественностью выделялся 40-й день
после смерти, так называемые сорочины,
когда, по народным представлениям, душа
посещала дом последний раз. Во многих
местах все действия, проводимые в этот
день, назывались проводами или окликанием
души. На 40-й день приглашалось много народу,
и делался обильный стол. В основном обряд
сорокового дня в разных губерниях проходил
по единому сценарию: обязательно посещали
церковь, если она была в пределах досягаемости,
потом шли на могилу умершего, а затем
дома устраивали обед.
В православной традиции есть ежегодные общие поминальные дни: суббота мясопустная, по-народному "суббота перед сырной (масленой) неделей; суббота Троицкая – накануне праздника Пятидесятницы; субботы "родительские" – в Великий пост (недели 2, 3, 4-ая), Радуница (вторник Фоминой недели) и Дмитриевская суббота (перед 26 октября).
В Родительские субботы все
верующие варили кутью, пекли пироги,
заготовляли поминальные "книжки-поминания",
наполняли припасами целые
Поминовение предков являлось
одним из основных компонентов русской
масленицы. Следы весеннего культа
предков прослеживаются в масленичной
обрядности разных местностей. Суббота
перед масленицей отмечалась как
Родительская. В первой половине XIX в. обычай
отдавать первый блин покойным родителям
или поминать их блинами. Накануне родительского дня
вечером специально топили баню для умерших.
В этот день в бане никто не мылся; считалось,
что там невидимо для живых моются умершие
(их души). Поминовения умерших совершались
также с Пасхи и до Петрова дня. В первый
день Пасхи во многих местах приходили
"похристосоваться с умершими родителями",
приносили яйца, пироги, низко кланялись
могилам и говорили: "Христос воскресе!".
Многие были уверены, что в этот день умершие
все слышат. Радуница– поминовение усопших
после Пасхальной недели в понедельник,
а в иных местах – во вторник Фоминой недели
(т.е. первый вторник после Пасхальной
недели). Поминальная обрядность представляла
собой самостоятельный цикл ритуалов,
совершавшихся в течение года и затем
в этой же последовательности повторяющихся
вновь. Эта обрядность соответствовала
религиозным представлениям народа о
душе и загробном мире. Она также несла
в себе важную социальную функцию, подчеркивая
тесную связь между ушедшими в иной мир
и живыми.
Умершие не подвергались забвению. Обычаи
и обряды поминального цикла способствовали
постоянному обращению к ним, посещению
их могил, проявлению заботы об умерших
в виде молений и особых трапез, а также
ряда других обрядовых действий. Сохранение
памяти об умерших и регулярное "общение"
с ними являлись важным нравственным принципом,
выражавшим убеждение народа в необходимости
беречь родственные и соседские связи,
на которых покоился сложившийся веками
бытовой уклад.
Заключение
Поминальная обрядность представляла
собой самостоятельный цикл ритуалов,
совершавшихся в течение года и затем
в этой же последовательности повторяющихся
вновь. Эта обрядность соответствовала
религиозным представлениям народа о
душе и загробном мире. Она также несла
в себе важную социальную функцию, подчеркивая
тесную связь между ушедшими в иной мир
и живыми. Умершие не подвергались забвению.
Обычаи и обряды поминального цикла способствовали
постоянному обращению к ним, посещению
их могил, проявлению заботы об умерших
в виде молений и особых трапез, а также
ряда других обрядовых действий. Сохранение
памяти об умерших и регулярное "общение"
с ними являлись важным нравственным принципом,
выражавшим убеждение народа в необходимости
беречь родственные и соседские связи,
на которых покоился сложившийся веками
бытовой уклад. Поминальная обрядность
представляла собой самостоятельный цикл
ритуалов, совершавшихся в течение года
и затем в этой же последовательности
повторяющихся вновь. Эта обрядность соответствовала
религиозным представлениям народа о
душе и загробном мире. Она также несла
в себе важную социальную функцию, подчеркивая
тесную связь между ушедшими в иной мир
и живыми.
Умершие не подвергались забвению. Обычаи
и обряды поминального цикла способствовали
постоянному обращению к ним, посещению
их могил, проявлению заботы об умерших
в виде молений и особых трапез, а также
ряда других обрядовых действий. Сохранение
памяти об умерших и регулярное "общение"
с ними являлись важным нравственным принципом,
выражавшим убеждение народа в необходимости
беречь родственные и соседские связи,
на которых покоился сложившийся веками
бытовой уклад.
В наше время погребально-поминальный обряд становится больше гражданским актом, нежели традиционным, что ведет к потере традиционных элементов обрядности.
Погребально-поминальная
обрядность живет в любом народе
как составная часть его
Список литературы
1.Забылин М. Русский народ его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880
2.Полищук Н.С. Обряд как социальное явление //СЭ 1991 №6
3. Ред. Симченко Ю.Б, Тишков В.А. Русские(серия «Народы и культуры») Наука, М., 1999
4.Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды ВЕЧЕ, М., 2005
5.Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев ВЕЧЕ, М., 2001