Сатиры Ювенала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

«О сатире как особом жанре литературы можно говорить только применительно к римской литературе.» Как отмечал Дуров В .С. в своей книге «Жанр сатиры в римской литературе». И действительно, как жанр сатира применялась исключительно в то время, сейчас же больше употребляется термин «сатирический» применительно к разного рода произведениям. Вообще становление жанра сатиры сформировывалось в творчестве Горация, а в дальнейшем Персия и Ювенала. Но нас интересует личность и творчество Ювенала.

Содержание работы

Введение 3
1. Немного о жанре сатиры 4
2. Сатиры Ювенала 5
3. 1 этап творчества 6
4. 2-й этап творчества 8
Заключение 9
Список литературы. 10

Файлы: 1 файл

реферат по литературе.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Немного о жанре сатиры 4

2. Сатиры Ювенала 5

3. 1 этап творчества 6

4. 2-й этап творчества 8

Заключение 9

Список литературы. 10

 

Введение

 

«О сатире как особом жанре литературы можно  говорить только применительно к  римской литературе.» Как отмечал  Дуров В .С. в своей книге «Жанр  сатиры в римской литературе». И действительно, как жанр сатира применялась исключительно в то время, сейчас же больше употребляется термин «сатирический» применительно к разного рода произведениям.

Вообще становление  жанра сатиры сформировывалось в творчестве Горация, а в дальнейшем Персия и Ювенала. Но нас интересует личность и творчество Ювенала.

Ювенала по праву можно назвать знаковой фигурой на рубеже античной римской  литературы  и литературы новой. Он был последним классиком римской  сатиры. Обобщенный образ поэта-обличителя – вот та стезя, которая досталась  ему в европейской культуре и  истории литературы.

И действительно, если бы не Ювенал, то вряд ли слова «сатира» и «сатирический» имели бы такое же значение для нас как сейчас. 

В данной работе мы рассмотрим биографию сатирика, перечислим его основные работы, а  так же рассмотрим его вклад в  мировую культуру, в том числе в вклад в римскую культуру.

 

  1. Немного о жанре сатиры

 

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Сатира как  жанр появилась в древнеримской  литературе – один из жанров лирики с обличительной направленностью. Затем она стала определять специфику многих жанров: басни, комедии, памфлета, фельетона, эпиграммы и др., она может пронизывать и любой другой жанр: сатирический рассказ, сатирический роман и т. д. Выделяется фантастическая, аллегорическая сатира – осмеяние с использованием эзопова языка, выведение реальных людей и событий под видом животных или олицетворённых понятий. Такая сатира характерна для басен. В прозе этим приёмом пользовались Дж. Свифт («Путешествия Гулливера»), М. Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»). Психологическая сатира занимается исследованием негативных черт человеческой личности, их происхождения и природы: «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В античной литературе сатира – не только жанровое образование; она проникает в комедии Плавта и Теренция, в авантюрный роман: «Сатирикон» Петрония, «Золотой осёл» Апулея. В средневековой литературе появились сатирические жанры фаблио и фарса; эпоха Возрождения порождает социальную сатиру. В отличие от фарса, высмеивающего смешные ситуации, и фаблио (забавных историй о нелепых положениях, в которые попадают герои), сатира Возрождения высмеивает пороки общества в целом: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира. Классицизм тяготеет к сатире строго очерченных типов; напр., маски ханжи, лицемера и т. д. нашли яркое выражение в комедиях Мольера. В эпоху Просвещения набирает силу философская сатира Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескьё, Дж. Свифта. В 19–20 вв. сатира проникает во все жанры, обличая пороки современной цивилизации: М. Твен, А. Франс, Г. Уэллс, К. Чапек, Я. Гашек, Г. К. Честертон, Б. Шоу, Г. Манн, Б. Брехт и др. Сатира модернизма имеет оттенок безысходности, насмешки над абсурдностью окружающего мира (Э. Ионеско).

 

  1. Сатиры Ювенала

 

До нашего времени от Ювенала дошло 16 гекзаметрических сатир в пяти книгах: они были опубликованы последовательно в  порядке нумерации между 100 и 127 гг.

1-я книга:  с 1 по 5  сатиры

2-я книга:  единственная сатира – 6-я

3-книга: с  7 по 9 сатиры

4-я книга:  с 10 по 12 сатиры

5-я книга:  с 13 по 16 сатиры

Рукописи  сатир Ювенала прошли через множество  переписчиков из-за чего были подвержены искажениям. Некоторые из них подвержены сомнению как подлинные.

В 1909 году Фр.Лео выдвинул гипотезу о том, что быть может издание сатир Ювенала было двойным: одно при жизни сатирика и подготовленного им , а второе после смерти, подготовленное его приемниками и с добавлением стихов, не относящихся к творчеству поэта. Однако, данная гипотеза была отвержена, хотя ученые и не отрицали факта правки текста. Хронология в самих текстах так же сомнительна, но ясен тот факт, что творчество Ювенала выпало на правление Траяна и Адриана, императоров из династии антопинов.  В подтверждение этому можно сказать о том, что образы Траяна и его приемника Адриана почти полностью совпадали с представлениями об идеальном правителе. Ведь даже историк Тацит, ненавидящий тиранию императорского режима того времени, восторженно приветствовал Траяна как «зарю счастливого века» ,отмечал Дуров.

Так же стоит  отметить, что сатиры отчетливо делятся  на две группы, т.е. на два этапа  творчества поэта ,а именно:

1-й этап: с 1 по 10 сатиры, собравшие в себя  обличительный характер, направленный  против общественных пороков .

2-й этап: с 11 по 16 сатиры. Этап совпадает  с правлением Адриана и здесь  преобладает философское начало  с моралью, а не обличительный,  осуждающий пафос.

  1. 1 этап творчества

 

На первом этапе творчества Ювенал мастерски  показывает жизнь бедных людей, трудяг, которым приходится жить впроголодь в то время, когда богатые не знают предела своим прихотям и извращениям. Он описывает жизнь клиентов , которым не остается ничего другого, кроме как пресмыкаться перед патронами.

Так, В поле зрения Ювенала процесс морального разложения, поразивший римское общество, с которым, как писалось, безуспешно пытался бороться в законодательном порядке. Эту тему затрагивал в осторожной форме в сатирах Гораций. Ювенал же дает волю гневу. 2-я сатира,к примеру, направлена против лицемерия, пропитавшего общественную жизнь: распутники прикидываются философами: «порочность громят словесами Геракла, о добродетели речи ведут – и задницей крутят». Безнравственность не осуждается и не наказывается, ибо «кроет разврат круговая порука». Дело доходит до всякого рода извращенных браков и бесстыдства: хваленые добродетели Рима, удостоверенные подвигами на поле брани, безнадежно забыты. Нравственное падение римлян могло бы смутить даже покоренных ими варваров.

Основная  же идея данного периода - страстный  протест против власти денег. Ради богатства, по мнению Ювенала, творятся в Риме ужасные преступления, богатые угнетают бедных, даже талант без денег - ничто, и чтобы иметь возможность  писать и выпускать в свет свои произведения, бедный поэт должен искать себе богатого покровителя. Ювенал выступил как сатирик-обличитель. Первая сатира сборника содержит обоснование выбора жанра и литературную программу. Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет  свою сатиру мифологическим жанрам.

 Тематика  же- действительные поступки и чувства людей: Все, что ни делают люди -- желания, страх, наслажденья, радости, гнев и раздор. Задача сатирика формулируется как будто ясно -- изображать пороки своего времени. В отличие от «смеющейся» сатиры Горация и докторального тона Персия, стихотворения Ювенала будут принадлежать, таким образом, к типу негодующей сатиры.

Первый период творчества Ювенала завершается 10-й сатирой, «переходной» по своему характеру: в ней намечается философско-назидательная тональность, отличающая второй период творчества поэта. Ювенал констатирует неспособность многих людей познавать истинные блага, отличить их от ложных и «сбросить всех заблуждений туман». Пример тому – человеческие молитвы, в которых люди просят того, что может оказаться для них и излишним, и губительным. Таковы мольбы о богатстве, власти, таланте оратора или полководца, долголетии или красоте детей. На самом деле, как это иллюстрируется многими историческими и мифологическими примерами, в каждой из названных добродетелей – своя негативная сторона. Тот, кто просит у Юпитера о долгих годах, забывает о «тяжких невзгодах» глубокой старости, о том, как безобразится внешний вид человека. Желающий красоты своему чаду не должен забывать об опасности, исходящей от развращенных богачей, – немало юных красавцев было загублено ненасытностью Мессалины. Необходимо уповать на богов, просить у них крепкого духа в здоровом теле. Надежды же возлагать на то, что она, Фортуна, посчитает для тебя полезным.

 

  1. 2-й этап творчества

 

Во второй период творчества Ювенал обращается к морально-философским темам, рассуждает о неразумных желаниях, воспитании, упреках совести. Критика действительности приобретает более отвлеченный  характер жалоб на моральный упадок современности, на развращенную городскую  жизнь, и резкость тона ослабевает. Иногда Ювенал пытается приблизиться к горацианской манере.

 Своеобразна  композиция сатир. Автор больше  дорожит цепью образов, чем  логической связью, резко переходит  от одной темы к другой и  столь же неожиданно возвращается  к прежней. Как истый «декламатор», он старается действовать средствами ораторского внушения, нагромождает чувственно-яркие образы, патетические восклицания и вопросы.

Ювенал -- сатирик декламационного стиля. И вместе с тем на примере этого писателя видно, в какой мере реторическая культура сопровождалась упадком общего культурного уровня. Ювенал рассуждает на философские темы, но не сведущ на этом поприще; он часто приводит мифологические примеры, но ограничивается общеизвестными сюжетами. Для достижения правдивости используются разнообразные художественные средства: от всех ухищрений риторики до употребления банальной фразеологии и грубой, часто непристойной лексики. Даже если такая внешняя реалистичность не является действительным отражением реальной жизни, сила поэтического дарования Ювенала такова, что создается иллюзия удивительной жизненности, что далеко не часто встречается в произведениях римской литературы.

Чувство негодования  суживает, но вместе с тем и заостряет  взгляд поэта. Когда Ювенал заявляет, что "начинкой его книжки" являются "желания, страх, гнев, наслаждение, радость, интриги", то уже самим этим перечислением, нагромождением слов, без видимой их логической связи, он стремится передать впечатление беспорядочности и даже хаотичности, царящих в римском обществе.

 

 

Заключение

 

Главная заслуга  Ювенала-сатирика, несомненно, заключается  в том, что он, придав сатире характер резкой разоблачительности, навсегда закрепил за ней обличительное содержание. Ни один сатирик античности, даже Гораций , не оказал в последствие такого влияния на литературу жанра сатиры ,как Ювенал. Стоит отметить,что к его сильным сторонам можно отнести способность рисовать реалистичные жизненные сцены и четкий стиль, а к слабым – хаотичность изложения.

Некоторые его  меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому,что еще раз подтверждает его значимость на литературном поприще.

. У нас  нет сведений о том, как современники  отнеслись к сатирам Ювенала.  Поздняя античность и Средние  века ценили его как моралиста  и признавали лучшим римским  сатириком. Но особенную славу  приобрел Ювенал во времена  подъема революционной буржуазии.  Как уже было указано, в нем видели пламенного обличителя аристократии и деспотизма. Эта точка зрения определила собою восторженную оценку Ювенала у В. Гюго, а в последнее время у Э. Синклера («Искусство маммоны»). Популярна она была и в России, сперва в декабристские времена, а затем -- в 50 -- 60-х гг. Онегин не случайно умел «потолковать о Ювенале», и Пушкин призывал «музу пламенной сатиры» вручить ему «Ювеналов бич».

Сатиры Ювенала  обрели популярность лишь в 4 веке, т.е. спустя более чем 250 лет после смерти. Его сатиры были еще раз «открыты» уже в 9 веке, после чего Ювенала начали называть одним из «золотых поэтов».

 

Список литературы

 

  1. Дуров В.С.  ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ//ФилФак  СпбГУ. – Спб.,2000
  2. Ювенал. Сатиры – СПб., 1994
  3. Гиленсон Б.А. Античная литература// Древний Рим. Книга 2
  4. Античная литература // Под ред. А. А. Тахо-Годи., М., 1989
  5. Дуров В.С. Жанр сатиры в римской сатире – Спб., 1987
  6. Буранок Н.А. История зарубежной литературы//Античная литература.
  7. Учебно-методическое пособие – Самара , 2012
  8. http://interpretive.ru/dictionary/966/word/satira

Информация о работе Сатиры Ювенала