Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:03, лекция

Описание работы

В конце XVIII века в недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное — внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой.

Файлы: 1 файл

35.doc

— 28.50 Кб (Скачать файл)

35. Сентиментализм  Н.М. Карамзина  (1766-1826)

В конце XVIII века в недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через  внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное — внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой.

В прозе  типичными формами сентиментализма  стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза”, а путешествия — его “Письма русского путешственника”.

    Заслуга Карамзина состояла в  том, что в его повести “Бедная  Лиза” нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. “Бедная Лиза” вызвала целую волну подражаний: “Бедная Маша” Измайлова, “Александр и Юлия” Львова, “Обольщенная Генриетта” Свечинского и множество других. Разнообразные по своему характеру, произведения эти группируются по способу выражения “чувствительности”. Одни авторы предпочитают раскрывать свое сердце, отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие, напротив, используют сюжет с множеством конфликтов и коллизий. Появились также произведения “умозрительные”, в которых обосновывалась польза сентиментального воспитания. Примером таких сочинений служила повесть Георгиевского “Евгения, или Письма к другу”.

В 18 -е годы обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма. Появилось много подражателей и  эпигонов, упростивших философский  смысл представлений Карамзина  и его сторонников.

В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому  особенности языка поэзии прямо  переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как  пишут стихи. Но это порождало  “сладость” стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором “массового” сентиментализма был П.Шаликов.

Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сцкенку, то оно приобрело  другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. 

Сентиментальная повесть содействовала гуманизации  общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и XX в.

Карамзин  имел огромное влияние на русскую  литературу, он преобразовал русский язык, приблизив  к живой, естественной, разговорной русской речи.


Информация о работе Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)