Серебряный век в живописи и поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Рубеж XIX – XX столетий ознаменовался расцветом искусств. Не случайно за этой эпохой утвердилось название Серебряного века – новой волны духовного возрождения в России. Серебряный век — период расцвета русской культуры в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, художников, различных течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Файлы: 1 файл

Серебряный век в живописи и поэзии.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)


Серебряный век в живописи и поэзии

Рубеж  XIX – XX столетий ознаменовался расцветом искусств.  Не случайно за этой эпохой утвердилось название Серебряного века – новой волны духовного возрождения в России.  Серебряный век — период расцвета русской культуры в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, художников, различных течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Течения и объединения

Символизм

Символизм, как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века. К концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма привносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками, черты. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России. Искусство начинает пониматься как накопитель и сохранитель прекрасного.

Поэзия

В русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами»:  В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб…

Константин Бальмонт

x x x

Будем как Солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному,

В нашем хотеньи земном!

Будем, как Солнце всегда молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, еще, до заветной черты,

Дальше, нас манит число роковое

В Вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как Солнце, оно — молодое.

В этом завет красоты!

Дмитрий Мережковский

x x x

И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей —

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов, и пустыни немая печаль...

Не наскучит мне шуму деревьев внимать,

В сумрак ночи могу я смотреть до утра

И о чем-то так сладко, безумно рыдать,

Словно ветер мне брат, и волна мне сестра,

И сырая земля мне родимая мать...

А меж тем не с волной и не с ветром мне жить,

И мне страшно всю жизнь не любить никого.

Неужели навек мое сердце мертво?

Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!

 

 

 

 

Зинаида Гиппиус

Любовь — одна

Единый раз вскипает пеной

         И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

         Измены нет: любовь — Одна.

 

Мы негодуем, иль играем,

         Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

         Душа одна — любовь одна.

 

Однообразно и пустынно

         Однообразием сильна

Проходит жизнь... И в жизни длинной

         Любовь одна, всегда одна.

 

Лишь в неизменном — бесконечность,

         Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

         И все ясней: любовь одна.

 

Любви мы платим нашей кровью,

         Но верная душа — верна,

И любим мы одной любовью...

         Любовь одна, как смерть одна.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.).  «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Живопись

Крупнейшие мастера модерна – символизма – Михаил Врубель, Исаак Левитан, Коровин, Серов…

Кубофутуризм

Кубофутуризм — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).

Поэзия

Когда заходит речь о русском футуризме, то сразу приходят на ум имена кубофутуристов — участников группы «Гилея». Они запомнились и своим вызывающим поведением, и шокирующим внешним видом (знаменитая желтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений), и скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов, и тем, что в их ряды входил Владимир Маяковский, единственный из футуристов, «не гонимый» в советское время.

 

Владимир Маяковский

Себе, любимому, посвящает эти строки автор

 

Четыре.

Тяжелые, как удар.

«Кесарево кесарю — богу богово».

А такому,

как я,

ткнуться куда?

Где для меня уготовано логово?

 

Если б был я

маленький,

как Великий океан,—

на цыпочки б волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Где любимую найти мне,

такую, как и я?

Такая не уместилась бы в крохотное небо!

 

Живопись

О, если б я нищ был!

Как миллиардер!

Что деньги душе?

Ненасытный вор в ней.

Моих желаний разнузданной орде

не хватит золота всех Калифорний.

<…>

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи,

бредовой,

недужной,

какими Голиафами я зачат —

такой большой

и такой ненужный?

 

В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Попова, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Удальцова, Экстер, Богомазов…

 

Эгофутуризм

«Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.

 

 

Игорь Северянин

Мои похороны

 

Меня положат в гроб фарфоровый

На ткань снежинок Яблоновых,

И похоронят (...как Суворова...)

Меня, новейшего из новых.

 

Не повезут поэта лошади, —

Век даст мотор для катафалка.

На гроб букеты вы положите:

Мимоза, лилия, фиалка.

 

Под искры музыки оркестровой,

Под вздох изнеженной малины —

Она, кого я так приветствовал,

Протрелит полонез Филины.

 

Всем будет весело и солнечно,

Осветит лица милосердье...

И светозарно-ореолочно

Согреет всех мое бессмертье!

Так возникают стихи

 

За утренним сидим мы чаем,

Идем ли к морю на песок,

Друг друга часто огорчаем

И горько серебрим висок.

 

Хотя любовь цветет сиренью

И крепче выдержанных вин,

Ты предаешься подозренью,

В моих поступках ищешь вин...

 

Напрасно! Если я с тобою,

Не все ли, друг, тебе равно.

Исполнен ли я Голубою

Иль с Розовой живу давно?..

 

К чему же вечно уверенья?

Но грустно мне, что, может быть,

Чтоб жизнь вдохнуть в стихотворенье,

Я должен что-то умертвить...

 

Крестьянская поэзия

 

Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города.

 

Сергей Есенин

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

 

 

 


.

 

 

 

 

 

Идеи художников, поэтов тесно перекликаются с друг другом.  Тема вечной женственности, так возвышенно прозвучавшая в творчестве Врубеля в его образе принцессы Грезы связана с отражением этой темы в поэзии русских символистов Соловьёва, Блока…

Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.

Начало XX  века открывает в живописи, поэзии новую эпоху экспериментов, когда творцы, опираясь на предшествующий опыт, стремились  создать средствами искусства самостоятельную Вселенную. Искусство оказалось на пороге невиданных  в истории открытий.



Информация о работе Серебряный век в живописи и поэзии