Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 22:21, реферат
Рубеж XIX – XX столетий ознаменовался расцветом искусств. Не случайно за этой эпохой утвердилось название Серебряного века – новой волны духовного возрождения в России. Серебряный век — период расцвета русской культуры в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, художников, различных течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.
Серебряный век в живописи и поэзии
Рубеж XIX – XX столетий ознаменовался расцветом искусств. Не случайно за этой эпохой утвердилось название Серебряного века – новой волны духовного возрождения в России. Серебряный век — период расцвета русской культуры в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, художников, различных течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.
Течения и объединения
Символизм
Символизм, как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века. К концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма привносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками, черты. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России. Искусство начинает пониматься как накопитель и сохранитель прекрасного.
Поэзия
В русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб…
Константин Бальмонт x x x Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты! | Дмитрий Мережковский x x x И хочу, но не в силах любить я людей: Я чужой среди них; сердцу ближе друзей — Звезды, небо, холодная, синяя даль И лесов, и пустыни немая печаль... Не наскучит мне шуму деревьев внимать, В сумрак ночи могу я смотреть до утра И о чем-то так сладко, безумно рыдать, Словно ветер мне брат, и волна мне сестра, И сырая земля мне родимая мать... А меж тем не с волной и не с ветром мне жить, И мне страшно всю жизнь не любить никого. Неужели навек мое сердце мертво? Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!
|
| Зинаида Гиппиус Любовь — одна Единый раз вскипает пеной И рассыпается волна. Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь — Одна.
Мы негодуем, иль играем, Иль лжем — но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно Однообразием сильна Проходит жизнь... И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность, Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, И все ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью, Но верная душа — верна, И любим мы одной любовью... Любовь одна, как смерть одна. |
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Живопись
Крупнейшие мастера модерна – символизма – Михаил Врубель, Исаак Левитан, Коровин, Серов…
Кубофутуризм
Кубофутуризм — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Поэзия
Когда заходит речь о русском футуризме, то сразу приходят на ум имена кубофутуристов — участников группы «Гилея». Они запомнились и своим вызывающим поведением, и шокирующим внешним видом (знаменитая желтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений), и скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов, и тем, что в их ряды входил Владимир Маяковский, единственный из футуристов, «не гонимый» в советское время.
Владимир Маяковский
Себе, любимому, посвящает эти строки автор
Четыре. Тяжелые, как удар. «Кесарево кесарю — богу богово». А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово?
Если б был я маленький, как Великий океан,— на цыпочки б волн встал, приливом ласкался к луне бы. Где любимую найти мне, такую, как и я? Такая не уместилась бы в крохотное небо!
Живопись | О, если б я нищ был! Как миллиардер! Что деньги душе? Ненасытный вор в ней. Моих желаний разнузданной орде не хватит золота всех Калифорний. <…> Пройду, любовищу мою волоча. В какой ночи, бредовой, недужной, какими Голиафами я зачат — такой большой и такой ненужный?
|
В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Попова, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Удальцова, Экстер, Богомазов…
Эгофутуризм
«Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.
Игорь Северянин
Мои похороны
Меня положат в гроб фарфоровый На ткань снежинок Яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади, — Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины — Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно-ореолочно Согреет всех мое бессмертье! | Так возникают стихи
За утренним сидим мы чаем, Идем ли к морю на песок, Друг друга часто огорчаем И горько серебрим висок.
Хотя любовь цветет сиренью И крепче выдержанных вин, Ты предаешься подозренью, В моих поступках ищешь вин...
Напрасно! Если я с тобою, Не все ли, друг, тебе равно. Исполнен ли я Голубою Иль с Розовой живу давно?..
К чему же вечно уверенья? Но грустно мне, что, может быть, Чтоб жизнь вдохнуть в стихотворенье, Я должен что-то умертвить... |
Крестьянская поэзия
Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города.
Сергей Есенин
Береза
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
| На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
| И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
| А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
|
.
Идеи художников, поэтов тесно перекликаются с друг другом. Тема вечной женственности, так возвышенно прозвучавшая в творчестве Врубеля в его образе принцессы Грезы связана с отражением этой темы в поэзии русских символистов Соловьёва, Блока…
Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.
Начало XX века открывает в живописи, поэзии новую эпоху экспериментов, когда творцы, опираясь на предшествующий опыт, стремились создать средствами искусства самостоятельную Вселенную. Искусство оказалось на пороге невиданных в истории открытий.