Шпаргалка по " Изобразительной литературе 19-20 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по " Изобразительной литературе 19-20 века"

Файлы: 1 файл

изл(шпоры).docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

2. Стендаль

Выдающийся писатель Анри Мари Белль, известный больше под псевдонимом  Фредерик Стендаль (1783-1842), считается  основоположником французского реализма. Именно с ним связывают перемещение  «центра эстетичного веса» в  литературе XIX столетия от романтизма до реализма. Стендаль довел, что и описание реальной повседневной жизни, настоящих человеческих чувств можно поднять к уровню искусства. Один из лозунгов Стендаля - писатель должен переводить «язык страстей на язык математики», подчиняясь «железным законам реального мира». Но Стендаль не отверг полностью романтизм и именно в этом причудливом сочетании и раскрывается «реализм Стендаля». Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля « Итальянские хроники» воспроизводят  разные формы страстей. « Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие ( вента карбонариев) и человеческий характер ( Ванина Ванини). Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти – честолюбия ( в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу). Стендаль уверенно создаёт новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и её замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров. В литературе Стендаль видит своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Создавая литературные характеры, Стендаль опирается на существующий опыт, как правило, всякий персонаж Стендаля имеет прототип. Одним из определяющих качеств души человека Стендаль считает любовь. При этом Стендаль устанавливает своеобразную классификацию видов любви. Любимые герои писателя проходят эволюцию под влиянием сильного чувства - от любви-честолюбия к любви-страсти. Любовь-страсть Стендаль считал высшим проявлением духовных сил человека. Именно любовь выявляет многосторонность человеческого характера, его непредсказуемость, что является основой психологизма в литературе. Человеческая душа не поддается без остатка делению на разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оноре́ де Бальза́к

Романы Бальзака стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система. Для этого ему необходимы новые средства:  «предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия: мужчин, женщин и вещи, т.е. людей и материальное воплощение их мышления, - словом, человека и жизнь». "Человеческая комедия" имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социального и художественно-философского обобщения явлений. Она подчинена единой задаче, ее цель всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров. У Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла. Он состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.Повесть «Гобсек», первоначально « Опасности беспутства», была помещённая самим автором в  раздел «сцены частной жизни». Главная фигура этого произведения – ростовщик Гобсек, его фамилия, в переводе с голландского означает « живоглот», что вполне соответствует жизненной позиции персонажа. Бальзак обыгрывает семантику фамилии, его герой действительно, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния.  В соответствии со своим принципом изображать « мужчин, женщин и вещи» писатель даёт подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира,  давая сравнения с вещами,  раскрывающими авторское осмысление фактов. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам « давить», а « не позволять, чтобы другие тебя давили».  Он знает силу тех, кто владеет деньгами. На примере Гобсека, Бальзак показывает ростовщиков, подобно паукам, оплетающих общество своей паутиной. Но писатель не упускает из виду, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай – жигало, светский проходимец,  среди жертв – графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником де ТРаем,. Для Бальзака важно, что его  герой не только частное лицо, но столп общества. И вместе с тем, гнилой столп. Об этом свидетельствует картина его гибели,  когда становятся никому не нужными его богатства, рушившие судьбы людей, когда в его чуланах гниют никому не нужные теперь припасы.  Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на гибель. Перед нами возникает  картина падения и разрушения личности под влиянием денег,  когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

 

 

 

 

4. Идейно-художественное  своеобразие романа Бальзака  «Отец Горио».

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда  он понял,  что его стремление дать широкую панораму жизни Франции,  приводившее к возникновению  побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так  стала складываться «Человеческая  комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной,  парижской, политической, сельской жизни; 2)  философские этюды; 3) аналитические этюды. Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития. Роман создавался тогда, когда замысел « Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака  нет  другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке,  это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая  личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто,  через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена -  одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку  Франции. Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться ( юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.  Повествование ведётся от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести  читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течёт сама жизнь, как люди воспринимают своё место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма,  позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Специфика философских этюдов Бальзака «шагреневая кожа»

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В « Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами « желать», « мочь» и « Знать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Раннее творчество Мериме

Мериме Проспер [1803-1870] - французский писатель. Успех приходит к Просперу в 1825, когда Мериме печатает свою книгу "Театр Клары Газуль", двойную мистификацию ( повествование  идёт от лица испанской актрисы Гасуль) в форме созданных ей пьес,  которые в свою очередь комментирует некий переводчик л Эстранж. Пьесы были очень смелы по своему содержанию. Далее Мериме отдался серьезному творчеству. В 1828 выходит его историческая драма-хроника "Жакерия", повествующая о восстании французских крестьян 14 века. Следом за ней Мериме пишет «Хронику царствования Карла 9» - один из лучших французских исторических романов. Мериме не захватывает исторический прогресс сам по себе, как не волнуют его и отвлечённые идеи морализма. Его интересует «изображение человека», однако, взгляд Мериме на человека историчен. Особое внимание Мериме уделяет типизации психологии. Усугубление психологизма сказалось на художественных приёмах, в частности, на изменении роли рассказчика. Если в ранних произведениях за счёт мистификации и объективного «свободного повествования» писатель стремился как бы изнутри раскрыть мир чужого сознания, чужой психологии, то теперь появляется фигура рассказчика-француза, который хочет проникнуть в чуждую ему психологию извне, стараясь понять её природу и не отвергая того, что противоречит традициям французов. Так, например, построена новелла « Матео Фальконе». Художественные произведения Мериме начала 30-х гг. крайне немногочисленны и свидетельствуют об отходе Мериме от социальных тем к интимно-психологическим зарисовкам, к изображению салонно-светских кругов французского общества. В 1845 выходит знаменитейшее из произведений Мериме - повесть «Кармен», в которой писателю удалось воссоздать один из « мировых образов», подобных Гамлету, Дон – Кихоту, - обрах Кармен, для которой свобода дороже жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Художественное мастерство  Мериме - новелиста

Мериме Проспер [1803-1870] - знаменитый французский писатель, член французской академии, историк архитектуры, драматург, археолог, романист, особенно знаменитый своими психологическими новеллами и повестями. В период между двумя революциями, в 1830е, творчество Мериме отходит от привычных ему исторических мистификаций и хроник, это время расцвета Мериме как новеллиста, который, взяв за основу краткость этого жанра, вместе с тем обновил его содержание и структуру, подчинив изображению психологических характеров, порождённых условиями существования. Тематика и место действия делят новеллы на экзотические, события которых происходят вне Франции, обычно на Корсике или в Африке, на юмористические в духе Рабле и на собственно психологические – именно в них автор обращается к анализу характеров своих современников. Именно психологические новели Мериме являются подлинными шедеврами его творчества. Среди них « Этрусская ваза», «Двойная ошибка», несколько не отличающаяся от них « Венера Илльская», а так же социально направленная « Арсена Гийо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Романтические иллюзии  и мещанская действительность  в романе Флобера «Госпожа  Бовари».

Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской  литературе является Гюстав Флобер, в  творчестве которого прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о  жизни, нетерпимое отношение ко всяческим  попыткам набросить романтический  покров на жестокую правду действительности. В начале своего творческого пути Флобер испытал на себе влияние романтиков, о чем свидетельствуют его ранние небольшие прозаические произведения на исторические темы. Подлинной же сенсацией явилась публикация романа "Госпожа Бовари", который не только принес славу Флоберу, но и остался лучшим его творением. Он писал этот свой роман в течение пяти лет, не торопясь, тщательно отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы. История, описанная в романе, проста и незатейлива. Романтически настроенная девушка выходит замуж за ничем не примечательного буржуа, сельского врача. Испытывая чувство неудовлетворенности, она заводит две любовные интрижки, а затем кончает жизнь самоубийством, так и не подозревая о том, что ее муж все эти годы нежно и преданно любил ее. Весьма банальная история превратилась под пером мастера в глубокое психологическое исследование души женщины. Поэтому после выхода этого романа Флобера сразу же стали называть величайшим реалистом XIX века. Многие критики пытались выяснить, кто же является реальным прототипом его героини. На все эти вопросы Флобер ответил в одном из писем: "Если и есть мадам Бовари, то это я". История Эммы Бовари дает писателю возможность проследить зависимость ее характера от среды, а также исследовать саму среду, которая в романе имеет ничуть не меньшее значение, так как она неразрывно связана с судьбой героини. Флобер ставил перед собой задачу вскрыть все пороки общества и воспитания. Потому раскрытие характера Эммы он начинает с описания монастырского воспитания, которое она получила. Ее тяга к реальности выражалась в чтении книг, в которых «только и было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках...». Все эти книги, естественно, были очень далеки от реальности, но героиня совершенно не замечала и не понимала этого. Да и как могла она осознать это, если совершенно не знала, да и не видела реального мира. шаг за шагом, Флобер показывает, как разбиваются иллюзии героини, приводя к ее полному нравственному падению. «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением». Но в этом заключается не только ее вина — в этом ее трагедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Натурализм в литературе. Э. Золя

Родоначальницей натурализма в  литературе следует считать Францию. Однако термин «натурализм» для обозначения собственного творчества первым использовал выдающийся французский писатель Эмиль Золя (1840 – 1902). Золя считал, что творчество реалистов не может в полной мере отвечать требованиям современного искусства. Поэтому им на смену приходят натуралисты, опирающиеся в своих произведениях на постулаты точных и естественных наук, которые успешно развивались во второй половине XIX века. Золя много раз подчеркивал, что писатель должен быть подобен ученому: объективно изучать и отображать факты, а не руководствоваться симпатиями, антипатиями, политическими взглядами и эмоциями. Самый приземленный натурализм был характерен для его ранних романов – «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Здесь низведение человека до степени животного прорисовано отчетливо. То же самое можно сказать и о романе «Земля», созданном позже. Там есть описание родов женщины и отела коровы. Принципиальной разницы в этих физиологических процессах писатель не обнаружил. Но все же в большинстве зрелых, а, следовательно, лучших произведениях Золя сложно найти столь прямолинейную физиологию в изображении человека. Хотя влияние биологического фактора никуда не делось. Даже вышло на первый план в знаменитой серии из двадцати романов «Ругон-Маккары». Как истый натуралист Золя уделял огромное внимание описанию предметов, деталей обстановки, быта, профессиональных нюансов. С поразительной точностью он описывает шахту в романе «Жерминаль», железную дорогу в произведении «Человек-зверь», универсам в «Дамском счастье», шумный парижский рынок в «Чреве Парижа». К сожалению, культ фактов и документов порой заслоняет самого человека, а иногда и вытесняет его из романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Социальная тематика  романов Дикенса.

Чарлз Диккенс (Dickens, Charles) (1812–1870), один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Социальный роман — рисует широкую картину общества в определенную эпоху, причем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного благополучия отдельных индивидуумов. Ч. Диккенс как серьезный социальный писатель сложился к 60 – м г. XIX в. Бедствием для страны, и в первую очередь для английского народа, стала Крымская война, в веде́нии которой, по мнению Диккенса, проявилась крайняя бестолковость правительства. Серьезные недостатки видит он и в управлении внутренними делами страны. В начале 50-х годов разразилась страшная эпидемия холеры. Правительство, однако, бездействовало, и возмущенный Диккенс опубликовал в своем журнале «Домашнее чтение» обращение «К рабочим людям», которое в сложившейся ситуации прозвучало как революционный призыв. Но все же, констатируя критическое положение, создавшееся в Англии, Диккенс, убежденный противник насилия, верный своей программе отрицания революционных преобразований, весьма настороженно относится к требованиям чартистов, новый подъем движения которых пришелся на 1854 г. С такими настроениями Диккенс создавал свои большие социальные романы: «Холодный дом» (1852—1853), «Крошка Доррит» (1855—1857), «Тяжелые времена» (1854). Деньги — тема, важнейшая для искусства XIX в. и одна из центральных во всем творчестве Диккенса, — приобрели в поздних романах иную, более глубокую и в социальном, и в этическом смысле трактовку. В ранних романах Диккенса деньги нередко были спасительной, доброй силой, например как Браунлоу в «Оливере Твисте». В этом романе Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой романа — маленький мальчик по имени Оливер Твист родившись в работном доме. Работные дома, которые должны были обеспечивать простых людей работой, пищей, кровом, на самом деле были похожи на тюрьмы: неимущих туда заключали насильно, разлучая с семьей, заставляли выполнять бесполезную и тяжелую работу и практически не кормили, обрекая на медленную голодную смерть. Общество лондонских преступников Диккенс изображает просто. Это законная часть существования столиц. Мальчик с улицы по прозвищу Ловкий плут обещает Оливеру в Лондоне ночлег и покровительство и приводит его к скупщику краденого, крестному отцу лондонских воров и мошенников еврею Феджину. Оливера хотят поставить на преступный путь. Для Диккенса важно дать читателю представление о том, что душа ребёнка не склонна к преступлению. Дети – олицетворение душевной чистоты и незаконных страданий. Этому посвящена немалая част романа. Диккенса, как и многих писателей того времени, волновал вопрос: что является главным в формировании характера человека, его личности — общественная среда, происхождение (родители и предки) или его задатки и способности. Таким образом, мы видим, что социальный роман Ч. Диккенса "Приключения Оливера Твиста" представляет собой живой отклик на наиболее злободневные и животрепещущие проблемы современности.

Информация о работе Шпаргалка по " Изобразительной литературе 19-20 века"