Шпаргалка по дисциплине "Детская литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская литература".

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

1.Специфика детской  литературы. Связь детской лтературы  с задачами педагогики.  
Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.. 
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее —органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. 
Наиболее талантливые педагоги всех периодов, требуя истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям, не отрицали и наличие специфических черт детской литературы, которые тесно связаны с ее педагогической направленностью.Это значит, что детская литература должна ориентироваться на развитие эстетического сознания ребенка, на формирование его мировоззрения. 
Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию.

 

2.Детский  фольклор. Малые жанры. Поэзия пестования.

Детский фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Малые Жанры: Колыбельная песня —песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Пестушка -короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Прибаутка — стихотворная, короткая, весёлая история. Пословицы. Игры. Скороговорки, Загадки.

Поэзия пестования (от пестовать, пестунить – нянчить, воспитывать, холить) – поэзия взрослых, вызванная к жизни педагогическими потребностями народа и предназначенная для детей. Включает колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.

 

3.Детский  фольклор. Малые жанры. Бытовой фольклор. Потешный  фольклор.

Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши,Загадки.

 

4. Пословицы и  поговорки. Пути возникновения, свзь  с другими жанрами, тематика, воспитательна  роль.

Пословица – это короткое законченное по смыслу нравоучительное изречение, в котором раскрываются все стороны жизни того или другого народа. Пословица схожа с афоризмом, но у афоризма есть автор, а у пословицы слова народные. Они настолько верные, что не вызывают ни у кого сомнения в правильности суждения. У пословицы, чаще всего, есть рифма, что даёт возможность без усилия её запомнить. Поговорка  — это образное выражение, метафора, преувеличение. Это просто устоявшаяся фраза или словосочетание. Поговорка не носит нравоучительный характер, она служит лишь украшением речи, делает речь более эмоциональной. Услышав фразу «толочь в ступе», « сорить деньгами», «сесть в лужу», каждый без труда понимает, о чём идёт речь. 

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам.

Поговорки и пословицы для детей играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Воспитатели и родители с их помощью знакомят детей с нормами поведения и нравственными принципами. С помощью пословиц ребёнок знакомится с  окружающим миром, познаёт жизнь.

 

5.Загадка Происхождение, тематика, педагогическое значение 

Загадка - 1. Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать. Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ( волка, змеи...).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет( ручей) или явление( дождь) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи.

Педагогическое значение загадки:• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.• Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.• Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.• Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.• Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

6.Былины. Воинские и социально-бытовые  былины. Поэтический язык.

Былины, эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом.

В чем заключена его поэтика?

В сочетании прилагательных - эпитетов с существительным: белый - день, двор, береза, заря, лицо, лебедь, конь, паруса, полотенце, руки, свет; большой – бой, брат, богатырь, дочь, земля, сестра; быстрый - ноженьки, река, ручьи.

В сочетании существительных с прилагательными: богатырь - могучий, удалый, приудалый, русский, славный, младой, старый, седой.

В сочетании глаголов синонимов: было-жило, бити-грабити, биться-драться, бьются-рубятся, кормила-поила, зрел-смотрел,

В употреблении многообразных словосочетаний поэтизирующих русскую речь.

 

7. Идейно-художественный анализ  былины(по выбору) Особенности чтения  былин.

 

Былина "Садко"показывает нам устройство  древнего быта.Рассказывает о древних городах,о укладе жизни людей того времени,о их обычаях.Народный гусляр-Садко,одержал победу  над купцами.Своей игрой на гуслях,он покорил морского царя,но не подался искушению остаться в подводном царстве,Это очень символично.В его спасении угадывается безграничная любовь к родной русской земле.Садко гусляр,певец.купец..в нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера-благородство,щедрость,широта души.Смело , он пускается в путешествие,чтобы увидеть дальние страны.Но сердце его принадлежит родине-Новгороду.

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

8.Сказки  о животных. Анализ(по выбору)

Лиса и журавль не поступай с другими, так как не хочешь что бы с тобой поступали. Относись к людям с почтением и добром, и это добро к тебе вернется с дружбой и уважением близких и друзей.Теремок

9.Социально-бытовые сказки. Анализ.(2 по выбору)

 Болтливая старуха, Как мужик гус делил

10. Волшебные сказки. Анализ.(2 по выбору)

Морозко.  трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе.  А наказание, которое понесла девушка, воспринимается  юным читателем как торжество справедливости. Золушка

 

11. Детская литература 15-18 вв, имена, произведения

17 в. «Лицевой букварь»  К.Истомина.. Самая популярная статья этих лет «О осьми частех слова». Грамматические статьи подготовили почву для появления первой книги для детей - «Донатуса». Это был учебник латинского языка, созданный Д.Герасимовым в 1491г. Самая известная азбука 16 в.- Ивана Федорова. Издана в городе Львове в 1574 году. Композиционно она делилась на 3 части: собственно азбука, грамматика, материалы для чтения.  
 
В 30-40-ые гг.17в. зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом стал справщик Московского печатного двора Савватий. Для детей он написал около 20 стихотворений. Одно из них было напечатано в « Букваре» Василия Федоровича Бурцева ( 1634). Большой популярностью пользовался «Лицевой букварь» Кариона Истомина (1694). 

12. Русская литературная сказка. Поэтика авторской сказки.

Литературная сказка - это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов. Авторская сказка - жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе" [7], и "самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.

 

13.Поэзия 19 в. Для детей. Б.М. Федоров

Борис Михайлович Фёдоров (1794 или 1798—1875) — плодовитый поэт, издатель альманахов, детский писатель. Фёдоров много писал для детей: «Детский цветник» (1827), «Детские стихотворения» (1829); «Детский театр» (1830 — 31 годы, 2-е — в 1835 г., 3-е издание 1882); «Детский павильон» (1836), «Новый храм счастия» (1836); «Приветствия детской любви» (2-е издание в 1858 г.) и др. В 1827-29 и в 1831 годы Фёдоров издавал журнал «Новая детская библиотека».

Многочисленные книги Фёдорова для детей, которые он издавал на протяжении десятилетий, получили резко отрицательную оценку В. Г. Белинского. За эти рецензии Фёдоров отомстил Белинскому и «Отечественным запискам» доносом в III отделение.

14 В.А. Жуковский  стихи для детей(чтение наизусть). Сказки, их свзь с романтизмом

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Котик и козлик

Там котик усатый 
По садику бродит, 
А козлик рогатый 
За котиком ходит; 
И лапочкой котик 
Помадит свой ротик; 
А козлик седою 
Трясет бородою.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.

 

15. Басни  И.А. Крылова в кругу детского  чтения, их познавательное, воспитательное  значение (басня наизусть)

Значение:

- Возбуждать в  детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. - Научить детей  уважать всякий честный труд, талант, гений. 
- Способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала. 
- Поселить вдетях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть имполезным. 
- Дать силы детям для борьбы с безнравственностью.

Самым пригодным чтением для младшего школьного возраста считалась басня, где с простотой и ясностью изложения сочеталась еще и трезвость взгляда. В живых, наглядных образах животных олицетворялись нравы людей; в них в забавной, занимательной форме восхвалялась добродетель, осмеивались недостатки и людские слабости. Особенно ценились басни И. А. Крылова.

Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука.  
Однажды Лебедь, Рак да Щука 
Везти с поклажей воз взялись 
И вместе трое все в него впряглись; 
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! 
Поклажа бы для них казалась и легка: 
Да Лебедь рвется в облака, 
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; 
Да только воз и ныне там.

 

16. Лирика А.С. Пушкина, ее воспитательное значение. Анализ  стихотворений (2 по выбору, чт. наизусть)

Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал Гоголь, который сам живо интересовался вопросами воспитания и написал несколько статей на эту тему. В статьях о Пушкине, а также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми. В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. 

17.Сказки Пушкина, их  особенности, сатирическая направленность  и воспитательное значение 

Особенности сказок Пушкина: динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то читать и понимать их очень просто.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская литература"