Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 22:09, шпаргалка
1.Критика капитализма в повести куприна «Молох». В 1896 году была напечатана повесть "Молох", основанная на донецких впечатлениях. В повести "Молох" затронуты многие актуальные проблемы конца века.В ней идет речь о развитии капитализма в России, о трагедии личности, о взаимоотношении буржуазии и интеллигенции, о положении рабочего класса,о перспективах капиталистической цивилизации и технического прогресса, о моральном облике мещанства и буржуазии. Главная тема этой повести - тема русского капитализма, Молоха, - прозвучала необычно ново и значительно.
Малый формы прозы Бунина вызваны его стремлением сосредоточиться на внутреннем облике героев. Внешняя среда воспроизводится писателем очень экономно. И хотя бытовая конкретность присутствует во всех рассказах Бунина, его прежде всего волнуют вечные проблемы - смысл жизни, счастье, любовь, смерть. Художник проникает в трагические последствия насильственного подчинения человека существующим уродливым законам. Такие произведения, как «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава», «При дороге», несут неповторимое «прочтение» эпохи. В этом ряду зрелостью художественного исследования выделяется рассказ «Веселый двор». В нем все как будто подчинено «вечным» проблемам жизни и смерти, любви и счастья. Автор убеждает, что существует правда Анисьи, с полной самоотдачей выполнившей уготованный ей трудной судьбой долг жены и матери, и неправда ее сына Егора, своевольно нарушившего священные земные обязанности. Бунин показал необычайно выразительный, женский образ любящего, многострадального человека, покорного судьбе и все выносящего русского человека.Образ Анисьи выражает наиболее существенные черты национального характера - смирение, кротость. Также образ Аверкия в рассказе «Худая трава» проникнут светлой человечностью. Бунин опоэтизировал умирание этих кротких персонажей - словно незаметное растворение в природе.Образ Аверкия, ничем не примечательного батрака, прожившего бедную, однообразную жизнь, но благодарного ей за то немногое, что она ему дала, приобретает глубину и значительность к концу рассказа. Писатель наделяет Аверкия иконописным благообразием древнерусского святого: «небольшая, лысеющая со лба, в длинных, легких волосах голова, изможденное лицо с тонким, сухим носом, жидко-голубые глаза и узкая седеющая голова». Аверкий равнодушен к земным треволнением, но, тем не менее, он с особой остротой чувствует красоту окружающей природы, красоту человека. Особую поэтичность придают образу Аверкия те старинные песни, пословицы, которые всплывают в его сознании.Умирает Аверкий «неслышно», «удобно», как и обещал своей жене, умирает светло: «с радостью, с нежностью, с затрепетавшей в груди сладкой надеждой на что-то...» Образ Аверкия соединяет в себе лучшие свойства тех двух начал, которые можно считать основными в душе русского человека: природную, языческую стихию, с обостренно-чувственным восприятием окружающего мира, любви, и аскетическую, православную, с просветленным, смиренным отношение к жизни.Однако не всегда писатель рассказывает о непутевых мужиках, распаде их хозяйства. Захар Воробьев, Аверкий, Анисья и персонажи других рассказов честно прожили свою жизнь, кормили семью, исполняли тяжелую сельскую работу. Но большинство крестьян, подчиненных укладу деревенской жизни, забывало даже о простейших душевных привязанностях. К иным мыслям они приходят только в тот момент (чаще перед смертью), когда освобождаются от тяжких повседневных забот. И раздумья их - в противовес постоянным однообразным заботам - устремлены к каким-то высоким сферам. В бунинских произведениях 1910-х гг. заключена суровая правда - разрушительно воздействие рабского труда на человеческую личность. Потому, видимо, и возникла своеобразная структура рассказов, посвященных недюжинным натурам из народа. Автор обращает внимание на два состояния героев: светлые мечты юности и предсмертное воспоминание о них. Бунинские герои умирают просто, порой даже с чувством облегчения. Однако автор гораздо больше внимания уделят воссозданию их противоречивых чувств в последние дни, открывая нравственную ценность в некогда бездумно пережитом, а затем прочно забытом. Именно в крестьянской, простонародной среде, посреди всей тьмы, социального убожества и лишений Бунин находит положительные характеры. Захар Воробьев - это пример национального характера, с его удалью, размахом, великодушием, соединениям исполинской силы и кротости. Бунин соединил в этом герое образ богатыря с душой ребенка, добродушного и наивного. Беда Захара Воробьева в том, что жизнь не давала ему ни малейшей возможности проявить себя, раскрыть хотя бы малую толику своей богатырской души: «...И вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жажды подвига. Человек он особенный, он твердо знал это, но что путного сделал он на своем веку, в чем проявил свои силы? Да ни в чем, нив чем!»
Рассказ «Захар Воробьев» как бы наглядное подтверждение известной мысли о том, что русский человек ни в чем не знает меры; Еще одна черта русского характера, изображенная Буниным,- это абсолютная неспособность к нормальной жизни, экзистенциальная тоска и отвращение к будням. Егора из «Веселого двора» и Серый из «Деревни» все ждут, когда им попадет какая-то настоящая работа и томятся в своих темных избах. Пренебрежение русского человека к своему повседневному быту, убожество и нищета в избах, неопрятность в одежде - все это без прикрас показано Буниным в его «деревенских» рассказах. Причем это равнодушие к условиям собственной жизни было свойственно не только простым мужикам, но и дворянам.
Таким образом, Бунин показывает судьбы русской деревни и русского крестьянства в напряженные исторические моменты. В рассказах 1910-х годов автор изображает типы народных характеров, неоднородность которых объясняется противоречивостью психологии русского крестьянина, обусловленной социальными факторами.
В рассказах "Веселый двор" и "Захар Воробьев" И.А. Бунин осмыслял жизнь русского народа после революции 1905-го года, прекрасно сознавая, что существенных изменений в судьбе крестьянина не произошло, поэтому в этих произвeдениях Бунин акцентирует внимание на бедственном положении деревни и раскрывает своеобразие русского характера. Писатель без иллюзий смотрел на русскую историю и русские нравы, видел не только светлые, но и темные, трагические стороны жизни. Размышляя над судьбой родины, Бунин осознает трагизм этой судьбы. Истоки этого трагизма в расколотости национального мира. Трагический 20 век осознается как время страдания и очищения. Судьба России - это судьба ее народа. Он не безгрешен, он пережил страшные испытания. Бунин убежден, что у русского народа есть историческая перспектива.
12.героико-романтический рассказ старуха изергиль. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ "Старуха Изергиль", которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит, их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель - быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и ринести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. "Идем! - крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные... И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека - гуманиста и личность большой духовной красоты.Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры - образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: "Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги.., а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще". За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. "В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно".В рассказе "Старуха Изергиль" Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.Первая, начинающая повествование, - легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...» Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной - эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла». Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: «...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него». В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.Действие - основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали «...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...» их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. «Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...». Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. «...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и - умер». Но те, увы, оказались неблагодарными. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни - служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении «...можно было ждать, что сухая... кожа разорвется вся, развалится кусками...».Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, - реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи...»Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце - это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.Итак, действительно, «Старуха Изергиль» оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории русской литературы"