Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Литература".

Файлы: 1 файл

0530663_BC9DE_otvety_na_bilety_po_istorii_drevn.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)
  1. Предпосылки возникновения, источники, особенности ДРЛ. Проблемы периодизации
  2. Своеобразие, принципы худ. метода в ДРЛ.
  3. Система жанров
  4. Русское летописание 11-17 веков (Повесть временных лет)
  5. Развитие жанра жития (от Ж. Феодосия Печерского до протопопа Аввакума)
  6. Эволюция жанра хождения (Х. иг. Даниила – «Х. за 3 моря» А.Никитина)
  7. Особенности исторического повествования (ист. повести в сост. Летописей, История о Каз. Царстве, «Сказание» Авраама Палицына)
  8. Воинские повести Др. Руси (летописн. рассказы о взятии Олегом Царьграда, битве Ярослава со Святополком, «Повесть о разорении Батыем Рязани», «Сказ. О Мамаевом побоище», Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков)
  9. Русская публицистика 16 в. (Филофей, Пересветов, М.Грек, И.Волоцкий)
  10. Дидактические произведения (Поучения Мономаха, «Слово о законе и благодати» митр. Иллариона)
  11. Роль переводной лит-ры в формировании ДРЛ (Свящ. Писание, истории, хроники, патерики, апокрифы, агиографии)
  12. Традиции фольклора в ДРЛ
  13. «Слово о полку Игореве»
  14. «Моление» Даниила Заточника
  15. Сюжетно-композ. своеобразие «Киево-Печерского патерика»
  16. Лит. деятельность Епифания Премудрого (Жития Серафима Пермского и Сергия Радонежского)
  17. Возникновение и развитие беллетристики (Повесть о Дракуле, Повесть о Басарге)
  18. «Повесть о Петре и Февронии»
  19. Монументально-обобщающие произведения (Четьи Минеи, Степенная книга, Домострой)
  20. Лит-ра Смутного времени (Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, «Сказание» Авраама Палицына)
  21. Бытовые повести 17 века (П. о Савве Грудцыне, П. о Горе-Злосчастии)
  22. Сатирические повести 17 века (П. о Ерше Ершовиче. П. о Шемякином суде)
  23. Тв. Протопопа Аввакума «Житие…им самим написанное»
  24. Русская досиллабическая поэзия
  25. Тв. Симеона Полоцкого. Русское Барокко
  26. Русская драматургия 17 в. Школьный театр
  27. Предпосылки возникновения, источники, особенности ДРЛ. Проблемы периодизации

 ДРЛ возникла в 11-17 в.в. Устное народное творчество: сказки, пословицы, обрядовая поэзия, поговорки; Мифология: топологические легенды, военные песни, былины, предания. 988- крещение Руси. Греко-византийская культура. Социально-исторические предпосылки ДРЛ:1) формирование гос-ва (разложение общинно-родового строя, формирование феодализма); 2)Формирование нации; 3)бытование высокоразвитых форм УНТ; 4) появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. азбуку- культурный рассвет восточных и южных славян). На Русь пришли книги через Болгарию из Византии: религиозные книги (библия); апокрифы - религ. запрещённые издания; агиография- жития святых; историографические книги- хроники, повести; естественно-научные- опис. раст., животного мира; патристика- труды отцов церкви(Иоанна Златоуста, Григорий Низкий, Василий Великий).

Специфика: 1)ДРЛ носит рукописный хар-р. 2) Анонимность( автор не осознаёт себя в качестве автора, он «проводник», он лишь фиксирует факты, не стремится выпячится, не допустим вымысел, вымысел- это ложь); 3)Историзм. 4)Тексты существуют в сборниках. Вариативность неустойчивость. Переписчик мог менять текст. 5) Ретроспективность. Постоянное ощущение связи времён. 6)Монументализм. Стремление ДР писателя вписать и осмыслить жизнь частного человека или отдельного народа в общечеловеческую историю.  Языческие предания в Древней Руси не записывались, а передавались устно. Христианское  же учение излагалось в книгах, поэтому с принятием христианства на Руси появились книги. Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства была велика, но книг было мало. Процесс переписки книг был долгим и сложным. Первые книги писались уставом, точнее, не писались, а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно. Слитное письмо появилось лишь в XV в. Первые книги. Древнейшей русской книгой из дошедших до нас книг является так называемое Остромирово Евангелие. Пергамент, на котором писались первые книги, был очень дорогим. Поэтому заказчики- богатые люди, либо церковь. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает, что князь Ярослав Мудрый имел пристрастие к книгам, он приказал собрать писцов, которые перевели ипреписали многие книги. В первой половине XI в. на Руси действительно становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы. Среди книг преобладали богослужебные тексты или памятники, содержавшие основы христианского мировоззрения и христианской морали. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений. 

Лихачев выделяет периоды: 1)период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий. («Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ). 2) период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности. 1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ). 3) период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени. 4) период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий). 5) период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.6) период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства. 7) период 17век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Своеобразие, принципы худ. метода в ДРЛ

Произведения древней русской  литературы по большей части не имели  устойчивого, авторского текста. Новые  редакции и новые виды произведений появлялись в ответ на новые требования, постоянно выдвигавшиеся жизнью, или обусловливались изменениями  литературных вкусов. В этом особая «живучесть» древнерусских литературных произведений. Некоторые из них читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся  части включались в состав других произведений, так как чувство  авторской собственности еще  не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений  или от заимствований из него в  состав других произведений.

Общность с фольклором сказывается  и в другом. Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение не стремится поразить читателя новизной, а, напротив, успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих, приличествующих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю этикетные формы. Поэтому текст литературных произведений — это текст, по большей части лишенный неожиданностей. Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.

Литература — обряд. Она  обряжает тему в соответствующий  ей литературный наряд. И это не только сближает ее с фольклором, но приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности древнерусского литературного творчества, к его коллективности и к его традиционности.

Чем строже следует автор  традициям литературного этикета, тем легче ему творить в  рамках этой традиционности новые и  новые произведения. В результате литературные произведения Древней Руси не ограждены друг от друга строгими границами, не закреплены точными представлениями о литературной собственности, в известной мере повторяют привычные формы и поэтому как бы обладают некоторой «текучестью», отражающейся в общем литературном процессе не только «размытостью» хронологических границ, но и некоторой трудностью наблюдения над изменениями в литературе. Литературный процесс XI–XVII вв. трудно уловим и определим.

Но в историко-литературном процессе есть и такие стороны, которые  не только затрудняют его наблюдения, но и облегчают. Облегчает наше наблюдение за развитием русской литературы прежде всего связь литературы с историческим процессом — своеобразный и очень резко выраженный средневековый историзм древнерусской литературы.

В чем же заключается этот «средневековый историзм»? Прежде всего  — в том, что художественное обобщение  в Древней Руси совершается в  подавляющем большинстве случаев  на основе того или иного исторического  факта. Новые произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены  к конкретному историческому  событию, к конкретному историческому  лицу. Это повести о битвах (о  победах и поражениях), о княжеских  преступлениях, о хождениях в  святую землю (в Палестину), в Константинополь  и о людях — по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые  верят, о явлениях, которые якобы  совершились. Но мало новых произведений на явно вымышленные сюжеты. Вымысел  — ложь, а любая ложь со средневековой  точки зрения недопустима. Вымышленные  сюжеты (например, сюжеты притч) на русской  почве приобретают историческую окраску, имеют тенденцию прикрепляться  к тем или иным историческим лицам  или событиям. Даже проповедники по большей части избегают иносказаний  и баснословий.

Литература огромным потоком  сопровождает историю, следует за ней  по пятам. Разрыв между событием и  первым литературным произведением  о нем редко бывает велик. Последующие  произведения изменяют и комбинируют  первые, но редко создают совершенно новое освещение событий. Боясь  лжи, писатели основывают свои произведения на документах и как документ воспринимают всю предшествующую письменность.

Литература — свидетельство  жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает  периодизацию литературы, а главный  из документов о действительности —  летопись — служит для исследователей главной же опорой для датировки  памятников.

Даты летописных сводов —  важные вехи в истории литературы. С тех пор как история летописания  стала включаться в историю русской  литературы XI–XVI вв.,

[1] стало возможным и историческое рассмотрение литературных памятников, во всяком случае тех из них, которые в прямой или косвенной форме были связаны с летописанием.

 

  1. Система жанров

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров. Специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные жанры. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: житие, слово, поучение, повесть. К первичным жанрам  также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. Житие. Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанрДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам. Каноны жития: 1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святой рождался святым, а не становился им; 2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; 3)Святой не боялся смерти; 4) Заканчивалось житие прославлением святого (житие святых князей Бориса и Глеба).

Древнерусское красноречие. Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное); Политическое; Торжественное. Поучение. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Примером политического красноречия служит «Слово о погибели Русской земли». Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.  Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Повесть. Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф –с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русское летописание 11-17 веков (Повесть временных лет)

1)Погодные записи. Они краткие. Самый простой элемент в летописном тексте, лишь сообщающий о событии, но не описывающий ее.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"