Шпаргалка по "Русскому языку и литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

Самостоятельные части речи: Имя существительное
Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Файлы: 1 файл

Глоссарий русский язык.docx

— 277.60 Кб (Скачать файл)
  1. Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
  3. Объяснить расстановку знаков препинания.

Сказуемое

  1. Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое - какой формой глагола;
      • составное глагольное - из чего состоит;
      • составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

Предложение с  однородными членами

В п. 5 разбора простого предложения  указать, какие это однородные члены  и как они связаны между  собой (только при помощи интонации  или при помощи интонации и  союзов).

Предложение с  обособленными членами

В п. 5 разбора простого предложения  указать, каким членом предложения  является весь оборот; затем как  члены предложения разобрать  слова, входящие в него.

Предложение с  обособленными членами

Указать, что это предложение  с прямой речью. Назвать слова  автора и прямую речь. Разобрать  их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.

Сложносочиненное  предложение

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
  4. Объяснить расстановку знаков препинания.
  5. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Указать главное и придаточное предложения.
  4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.
  6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Указать главное и придаточное предложения.
  4. Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.
  6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

Бессоюзное сложное предложение

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).
  4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.

Сложное предложение  с разными видами связи

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).
  4. Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания.
  6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит. 
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания:

  1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
  2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание. 
Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

Порядок разбора слова  по составу.

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор — это выяснение, от чего и с помощью чего образовано данное слово. При словообразовательным разборе слова устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова.

План словообразовательного  разбора

  1. Дать толкование лексического значения слова
  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным
  3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано

К содержанию

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи — содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев) простые предложения объедины содержанием (тема) и интонацией (причина).

Синтаксический разбор бессоюзного  сложного предложения.

  1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
  2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
  3. Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).
  4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
  5. Объяснить расстановку знаков препинания
  6. К содержанию
  7. Главные члены предложения
  8. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  9. Подлежащее
  10. Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
  11.  
    Способы выражения подлежащего

Способы выражения

Примеры

1. Имя существительное  в именительном 
падеже (или другая часть речи, 
употребленная в значении 
имени существительного)

Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) 
Собравшиеся обсуждали повестку дня.

2. Местоимение в именительном  падеже

Каждый отправился в комнату, ему предназначенную. 
(А. Пушкин)

3. Неопределенная форма  глагола

Охранять природу — значит охранять Родину. 
(К. Паустовский)

4. Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся 
Млечный Путь. (В. Арсеньев)

6. Синтаксически цельное  словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. 
(М. Горький)


  1. Сказуемое
  2. Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др. 
    Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. 
    Сказуемое может быть простым и составным.
  3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. 
    В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.
  4. Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. 
    Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. 
     
    Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. 
    Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. 
    В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. 
     
    Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. 
    Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.
  5. Примечание: 
    В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.
  6. Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
  7. Примечание: 
    В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.
  8. содержанию
  9. Гласные звуки
  10. В руссом языке основных, т.е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. 
    Гласные звуки бывают ударными (например, с[о]к, л[э]с) и безударными (например, в[а]да, л[и]са).

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и литературе"