Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 117.05 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи синтаксиса..

Синтаксис как наука –  это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» - греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Термин «синтаксис» употребляют  и для обозначения объекта  науки. С и н т а к си с языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим ярусом (уровнем) считается фонология, высшим – синтаксис. Синтаксис органично связан с лексикой и морфологией. При построении синтаксических единиц выбор лексики определяется потребностью говорящего дать ту или иную информацию о действительности, чем богаче активный словарь говорящего, тем более точно и полно может быть выражена мысль.

2. Синтаксические  значения и способы их выражения.  Понятие синтаксической формы.

Грамматические значения присущи ряду синтаксических конструкций  и имеют в языке регулярные средства выражения. Синтаксические единицы, имеющие одинаковое строение, обладают общим грамматическим значением. Например, словосочетания теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка имеют общее грамматическое значение — «предмет и его признак» (определительные отношения); петь песни, лить слезы, сдавать зачеты -«действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения).В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Фермеры убирают урожай грамматическое значение — «сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке)». В примерах Слушают ли лекции студенты? Учат и уроки ученики? Убирают ли урожай фермеры? грамматическое значение — «вопрос о предмете и его действии(предикативном признаке)». Грамматическое значение предложений включает в свой состав не только семантику главных членов, но и значения предикативности.

Грамматическое значение предложений может конкретизироваться, дополняться грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки, убирают урожай («действие и предмет, на который переходит действие»). Предложения с общим грамматическим значением могут различаться не только по лексическому значению, но и по грамматическому значению словосочетаний в их составе: Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке.

Грамматическая форма  – это материальный вид существования  грамматического значения., это единство грамматического значения синтаксической единицы и грамматических средств ее выражения.

3. Единицы синтаксиса  русского языка. Их взаимосвязь.  Понятие о минимальной синтаксической  единице – синтаксеме.

Вопрос о составе синтаксических единиц был и остается предметом  дискуссий. Разные научные концепции  содержат разные перечни синтаксических объектов. Традиционно синтаксис  определяется как учение о двух единицах: словосочетании и предложении. Предложение  рассматривается как главная  единица синтаксиса. В современной  синтаксической науке, наряду с традиционно  выделяемыми единицами, изучаются  слово (лексема), словоформа (синтаксема), сложное синтаксическое целое, текст. Вместе с тем, так как слово, форма  слова (синтаксема), сложное синтаксическое целое проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты  не всеми учеными признаются в  качестве синтаксических единиц.

4. Словосочетание  как номинативная синтаксическая  единица.

С л о в о с о  ч е т а н и е – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слова, связанные между собой синтаксической (подчинительной) связью. Например: смотреть фильм, ненастный день, ярче солнца. Словосочетание, как и слово, выполняет в языке номинативную функцию – дает наименование какому-либо явлению. В отличие от слова, словосочетание является более узким обозначением явления, выражает единое, хотя и расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях. Ср.: инженер – молодой инженер, талантливый инженер, русский инженер. Словосочетание служит для выражения синтаксических отношений между словами, как и предложение, может сообщать о событии, но, по сравнению с предложением, не характеризует его по отношению к действительности, не выражает позиции говорящего к сообщаемому, то есть не обладает смысловой завершенностью. Словосочетание имеет структурную схему, но она не предназначена для сообщения мысли. Словосочетание не обладает интонационной завершенностью, его парадигма опирается на формы главного слова.

5. Форма и значение  словосочетаний.

Различают внутреннюю и внешнюю  форму словосочетания. В н у т р е н н я я форма словосочетания определяется его компонентами – знаменательными словами в той или иной форме. Господствующий компонент словосочетания называется главным, стержневым компонентом, а подчиненная словоформа – зависимым. Формальную организацию простого словосочетания можно передать с помощью структурной схемы, модели словосочетания – абстрактного образца, по которому могут быть образованы конкретные словосочетания. Примеры схем: гл*аг.+ сущ. в вин.п. (приготовить леарство, пить воду); прилаг. + су*щ. (слабый звук, приятный цвет); су*щ.+ (о) сущ. в предл.п. (разговор о поездке, рассказ о животных). Компоненты словосочетаний связываются друг с другом с помощью таких грамматических средств, как флексия зависимого компонента, предлог, порядок слов, незавершенная интонация.

В н е ш н я я форма словосочетания определяется его главным компонентом. С точки зрения В.В.Виноградова, форма словосочетания – это форма его главного компонента. Как и слово, словосочетание может иметь систему форм, парадигму. Сравним: желудь, желудя, желудю, желудь и т.д. (всего 12 форм) – спелый желудь, спелого желудя, спелому желудю, спелый желудь и т.д. ( также 12 форм). Начальная форма словосочетания определяется по начальной форме его главного компонента ( в данном примере – спелый желудь).

В словосочетаниях выделяются четыре основных типа грамматических отношений (значений):

- а т р и б у т и в н ы е (определительные) – « пред*мет – его признак»: синева ночи, учение с увлечением, сплошной лес, тетрадь в клетку;

- о б ъ е к т н ы е (дополнительные) – « дейс*твие, состояние, признак – предмет, на который оно(он) направлено(направлен)»: ронять листву, шитый золотом, изучение существительного;

- о б с т о я  т е л ь с т в ен н ы е – «дейс*твие, состояние, признак – их качество или условия проявления»: отчетливо видный, тихо падать, очень весело, гулять в парке,

- к о м п л е т и в н ы е (восполняющие)- в словосочетаниях с информативно недостаточным главным компонентом: начать говорить, три березы, лекарственное растение, высокого роста. Данные типы отношений носят самый общий характер и могут конкретизироваться, то есть имеют частные значения. При наложении одного значения на другое говорят о контаминации (синкретизме) значений словосочетания: радоваться (чему? по какой причине?) дождю - объектно-обстоятельственные отношения. При тождестве грамматических значений словосочетаний и различии формы наблюдается синтаксическая синонимия словосочетаний: лист клена- кленовый лист, прощаться с друзьями - прощание с друзьями, седина волос- седые волосы.

Предметом научных дискуссий  являются такие типы синтаксических отношений в словосочетании, как  с у б ъ е к т н ы е (приезд гостя, пение птиц) и а п п о з и т и в н ы е (волшебница-луна, город Барнаул).

6. Виды подчинительной  связи в словосочетаниях.

По В.В.Виноградову, компоненты словосочетания могут быть связаны  п о д ч и н и т е л ь н о й грамматической связью, при которой главный компонент главенствует по смыслу и формально, а зависимый – подчиняется ему грамматически. Связь может быть сильной и слабой, обязательной и факультативной, предсказующей и непредсказующей – в зависимости от лексических и грамматических свойств главного слова. Традиционно в словосочетаниях выделяют три вида подчинительной связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.

При с о г л а с  о в а н и и форма зависимго компонента уподобляется формам главного слова в роде, числе и падеже. Главное слово при этом виде связи обычно выражается именем существительным, а зависимое – прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным. Например: ночное небо, ушедший поезд, какие-то предметы. Выделяют разновидности согласования: п о л н о е ( далекое путешествие, старая липа ) и н е п о л н о е ( вернувшийся усталым отец, выглядевшая веселой мать ). Особым видом согласования считается п р и л о ж е н и е (параллелизм форм): шапка-кубанка, палочки-ноги, ветер-шатун.

У п р а в л е н и е предполагает употребление зависимого компонента в той падежной форме, которую требует от него главный компонент. Виды управления: сильное (брать ложку) – слабое (брать в руки), предложное (идти по лесу) – беспредложное (идти лесом), одиночное (гладить по голове) – двойное (гладить ребенка по голове), вариативное (насыпать сахару, насыпать сахара) – невариативное (плести корзину), глагольное (выпить чай), субстантивное (посадка картофеля), местоименное (некто из учеников ) и т.д.

П р и м ы к а н и е – связь главного компонента с зависимым неизменяемым словом по смыслу, интонационно и с помощью порядка слов. Зависимый компонент может быть выражен наречием, инфинитивом, компаративом, деепричастием, неизменяемым прилагательным или существительным: очень вкусный, приехал погостить, оказаться сильней, грести стоя, цвет беж, увидеть кенгуру. Виды примыкания: обязательное - необязательное, сильное – слабое, глагольное, субстантивное, наречное и т.п.

7. Классификация  словосочетаний по морфологической  принадлежности главного слова,  по степени семантической спаянности  компонентов. 

Словосочетания классифицируются :

- по морфологической природе  главного компонента,

- по количественно-структурному  основанию, 

- по степени синтаксической (семантической) спаянности (связанности)  компонентов.

В зависимости от принадлежности главного компонента к той или  иной части речи выделяются морфолого-синтаксические типы словосочетаний:

1. Именные (субстантивные: свежие цветы, новый дом; прономинативные: нечто странное, кто-то из соседей ; адъективные: очень длинный, черный с прозеленью ; нумеративные: двадцать человек, четыре книги ).

П. Глагольные ( нести сумку, уехавший поздно, читая с интересом, сказал сестре).

Ш. Предикативно-наречные: а) предикативно-наречные ( тихо в лесу, мне весело ), б) адвербиальные ( очень громко, непростительно грубо), в) компаративные ( ярче солнца, белее снега).

Каждый морфолого-синтаксический тип словосочетаний характеризуется  набором основных, продуктивных моделей  словосочетаний. Так, основные модели субстантивных словосочетаний: субстантивно-субстантивная (стол из дерева), субстантивно-прономинативная (мой край), субстантивно-адъективная (прекрасная погода), субстантивно-адвербиальная (прогулка пешком), субстантивно-глагольная (желание учиться) и др.

По количественно-структурному основанию выделяются количественно-структурные  типы словосочетаний. Ученые расходятся в мнениях по поводу количества типов и критериев их выделения. Можно отметить два наиболее распространенных в лингвистической литературе подхода к классификации словосочетаний по количественно-структурному признаку. Обычно словосочетания делят на п р о с т ы е (включают два самостоятельных (знаменательных) слова) и с л о ж н ы е (состоят из трех и более компонентов, являются результатом распространения простых словосочетаний и могут быть разделены на простые словосочетания). С этой точки зрения, простыми считаются: красивые цветы, пусть готовит уроки, находиться у черта на куличках ; к сложным относятся: приехать сдавать отчет, новые фигурные коньки, долго разрабатывать интересный проект строительства современного торгового центра. По мнению Н.Ю.Шведовой, словосочетания целесообразно делить на простые, сложные, комбинированные. П р о с т ы е словосочетания состоят из двух компонентов – главного и зависимого (верш*ины сосен); с л о ж н ы е словосочетания содержат более двух компонентов, среди которых один главный ( поредевшие верш*ины сосен); в к о м б и н и р о в а н н ы х словосочетаниях также более двух компонентов при двух и более главных словах (поред*евшие от ветра верш*ины мохнатых со*сен).

По степени семантической  связанности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные  и синтаксически несвободные(неделимые,цельные). В синтаксически с в о б о д н ы х словосочетаниях главный компонент – информативно достаточное слово, не требующее смысловой конкретизации с помощью зависимого компонента; зависимый компонент можно опустить без особого ущерба для смысла предложения; главное и зависимое слова в свободном словосочетании при включении его в предложение являются разными членами предложения. Главный компонент несвободного словосочетания - информативно недостаточное слово требует восполнения своего смысла с помощью зависимого слова , вместе с которым служит одним членом предложения; зависисмый компонент несвободного словосочетания нельзя опустить без ущерба для смысла предложения. В научной литературе выделяют следующие структурно-семантические типы синтаксически несвободных словосочетаний:

  1. .Количественно-именные словосочетания: десять рублей, склон горы, литр воды, дюжина тарелок, много снега.
  2. Словосочетания со значением избирательности: один из гостей, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания со значением совместности: брат с сестрой, ученики с учителем.
  4. Словоочетания , включающие в свой состав словоформы, обозначающие неотъемлемые характеристики предмета, названного главным словом: девочка с голубыми глазами, мужчина крепкого сложения, женщина преклонного возраста.
  5. Словосочетания с главным словом, обозначающим родовое понятие: домашнее животное, интересный человек, лиственное дерево.
  6. Словосочетания, где главное слово лексическим значением соответствует члену предложения, а зависимое раскрывает это значение: с этой целью, в нужное место, при хорошей погоде.
  7. Словосочетания со значением пространственно-временных пределов с предлогами С-ДО, ОТ – ДО: от макушки до корней, с утра до вечера.
  8. Составные и сложные сказуемые: начал рассказывать, должен был уехать, обернулась птицей.
  9. Словосочетания с образным значением (метафоры, перифразы): листьев медь, черное золото(о нефти).
  10. Словосочетания с главным словом, выраженным неопределенным местоимением: некто неизвестный, что-то холодное.

 

8. Словосочетания  и другие сочетания слов в  предложении.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"