Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:53, шпаргалка
1: Романтизм как тип культуры и художественная система.На рубеже веков происходит сдвиг, à изменение мировоззрения людей. 1789 – Французская революция, у которой были романтические мировоззрения. Эпоха «опьянения свободой». № 2 немецкий романтизм( Общая характеристика школы, периоды, темы) 3.Йенский романтизм.
1: Романтизм как тип культуры и художественная система.На рубеже веков происходит сдвиг, à изменение мировоззрения людей. 1789 – Французская революция, у которой были романтические мировоззрения. Эпоха «опьянения свободой».
ПОДХОДЫ к романтизму: 1) исторический (ром-м как конкретное ист. движение, цельная культ. эпоха, объединенная особым типом мышления, продукт сознания); 2) внеисторический (=психологический; ром-м как бунт против эпохи). ПРЕДПОСЫЛКИ: 1) Сентиментализм; 2) Готический роман; 3) Взгляды Руссо (руссоизм; культ личности естественного человека), Канта (кантовский дуализм) и Фихте («абсолютное Я»). Отсюда - ЭСТЕТИКА РОМАНТИЗМА: 1) антиклассицистическая эстетика; 2) культ личности (гл. проблема; активный субъект; неординарность; всегда в меньшинстве противостоит реальности; не анализирует, а сразу отрицает мир; разрыв м/у идеалом и действительностью); 3) отношение к искусству как средству создания второй реальности (влюбиться + заняться историей + уехать в путешествие); 4) требование естественности; 5) мифологизм (переработка старых + создание новых мифов); 6) упор на воображение и фантазию + разум; 7) постановка себя выше филистеров; 8) осмеяние их и себя à юмор и ирония – основные средства от того, чтобы не сойти с ума; 9) у романтизма – много вариантов. ИТОГ: несмотря на множество вариантов романтизма, везде есть индивидуализм, культ личности, романтическое двоемирие, антиклассицистическая эстетика и ром. ирония. Романтизм – это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, музыке, философии, исторических науках и пр. К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно расширить. Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества – с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, – с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт – с растворением в народном, родовом, национальном. Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет. Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания.Главные представители романтизма в литературе – Новалис, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский; в музыке – Ф. Шуберт, К.М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О.А. Кипренский, А.О. Орловский.
№ 2 немецкий романтизм( Общая характеристика школы, периоды, темы) 1790 – Германия раздроблена; критический момент. 2 центра оппозиции: 1) Веймар; 2) Иена (дом братьев Шлегелей – центр оппозиции старой профессуре): Шлегели, Тик, Новалис, Фихте и Шеллинг. 1797 – выход журнала «Антей», в нем – манифесты и эстетика иенцев. Фридрих Шлегель – теоретик иенского ром-ма; разработал основы романтической эстетики, которые были изложены не в трактатах или в лекциях, а во фрагментах («Критические фрагменты» - в журнале «Ликей», «Атенейские фрагменты» - в журнале «Атеней»), àфрагментарность, отрывочность мыслей – отличительная черта стиля Шлегеля. Что написано в этих статьях? ЭСТЕТИКА НЕМЕЦКОГО РОМ-МА (программа иенцев) = ЭСТЕТИКА РОМАНТИЗМА + очень глубокий субъективизм (глубже не бывает; т.е. делать упор на пункт 2)). 2. Кружки немецкого романтизмаОсновы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В.Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства романтизма: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф.М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р. нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно романтизма и подвергает его наследие критическому пересмотру).
1 Мифологическая школа, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Ее философская основа – эстетика Ф.В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как «естественную религию». Для мифологической школы характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Окончательно мифологическая школа оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм .Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор – бессознательное и безличное творчество «народной души». Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. Мифологическая школа распространилась во многих странах Европы: Германии (А. Кун, В. Шварц. В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. де Губернатис), Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер). Мифологическая школа развивалась в двух основных направлениях: «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов). Первое представлено работами Куна («Нисхождение огня и божественного напитка», 1859; «О стадиях мифообразования», 1873) и Мюллера («Опыты по сравнительной мифологии», 1856; «Чтения о науке и языке», 1862–1864). Пользуясь «палеолингвистической» методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы – светил («солярная теория» Мюллера) или грозы («метеорологическая теория» Куна).
3.Йенский романтизм. Художественные принципы: теория романа, фрагмента, принцип мифологической типизации, роль творческой интуиции. Иенский романтизм складывался в атмосфере передовых общественно-политических идей, которые выдвинула и стремилась осуществить революция конца XVIII в. во Франции, и он не мог не испытывать их плодотворного влияния. В Иенском унив-те братья Ш., Фихте, Новалис, Людовик Тик – центр идеологической оппозиции. Им чужда была вера в осуществление передовых идеалов Французской революции в будущем. Они не были ни реакционерами, ни реставраторами средневековых отношений, но их поиски справедливого внебуржуазного идеала становились ретроспективными и нередко выражались в идеализации далекого прошлого, как правило, средневековья, которое они все же стремились соотнести с современным общественным развитием (утопия Новалиса). При этом в утопическом идеале иенцев акцент ставился не на общественной, а на эстетической стороне.
Йенский кружок (1796–1802). Первое европейское романтическое объединение, “идеал романтического симпозиума” (Н. Берковский). Основные участники: братья А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Д. Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала “Атеней” (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления. Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. “Критические (ликейские) фрагменты” и “Атенейские фрагменты”. Универсальность – главная характеристика “романтической поэзии”. Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством мещанской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: “три ведущие тенденции” своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”). Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. “Люцинда” Ф. Шлегеля как проблемно-философский роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм. Критическое отношение современников к роману. Жанровый универсализм Людвига Тика (1773–1853). “Белокурый Экберт” (1796) как образец раннеромантической новеллы-сказки. Цикл комедий (“Кот в сапогах” и другие, 1797–1800) – пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. “Странствия Франца Штернбальда” (1798) – первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде. Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг) (1772–1801). Теоретические “Фрагменты”, философия “магического идеализма”. Любовь к Софии фон Кюн. Автобиографизм “Гимнов к ночи” и их метафизический смысл. “Генрих фон Офтердинген” (1801 – незаконч.) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика “голубого цветка”. Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы.
4. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердингер» - миф о целостности средневекового мира, об « универсуме» и универсальном человеке. Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата).
Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя Клингсора. Свою эстетическую утопию Новалис проецирует в феодальное прошлое Германии. Но было бы совершенно неверно полагать, что в романе он идеализирует феодальное средневековье и призывает к его реставрации. Германия начала XIII столетия в романе имеет мало общего с Германией того времени. Новалис ставит своей задачей в романе не столько показать в идеализированном свете картину феодальных отношений, сколько создать романтическую атмосферу поэтической полусказочной идиллии, которой якобы было немецкое средневековье - «вдумчивая романтическая эпоха, таящая величие под скромным одеянием». Построение романа четко продумано и имеет стройный логический характер. Воссоздавая облик Гёте в образе Клингсора, автор изображает последнего как величайшего поэта. Генрих - его ученик. Роман Новалиса стал в известном смысле классическим произведением романтической литературы, поскольку в нем особенно четко прозвучала идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу, символизирующемуся в образе «голубого цветка». Этот символ, в свою очередь, сливается с идеальной возлюбленной, которую Генрих обретает в Матильде, затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощении - в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели ассоциация с возлюбленной. Идеал - это не только любовь. Это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Возлюбленная - лишь часть этого идеала, лишь веха на этом грандиозном пути постижения истины и красоты
5. Жанр новеллы в творчестве Л. Тика ( «Белокурый Экберт», «Жизнь льется через край»). В отличие от большинства членов иенского содружества, Людвиг Тик (1773-1853) был мало расположен к теоретическим исканиям, но имел яркое творческое дарование, наиболее
полно проявившееся именно в годы его «иенской» молодости. Лирика, романы, драмы, новеллы - роды и жанры, разрабатываемые молодым писателем. Как автор замечательных романтических новелл, романа о художнике «Странствования Франца Штернбальда» (1798), Тик и поныне сохранил своего читателя. Лучшим его драматургическим произведением, вошедшим в золотой фонд немецкой национальной драматургии, стала комедия «Кот в сапогах» (1797), в которой автор оригинально и остроумно иронизирует над пошлым рационализмом мещанских театралов Берлина, воспитанных на образцах эпигонско-просветительских пьес. Комедия Тика стала классическим примером воплощения теории романтической иронии.
Новелла-сказка «Белокурый Экберт» (1796). Реально-бытовое сплетено здесь с фантастическим, как это часто бывает у Тика. Романтическая ирония и романтический гротеск господствуют как в композиции, так и в специфики характеров, несущие в себе взаимозаключающие идеи. Автор, создавая романтическую сказку на йенском этапе романтизма, использует идеи этого периода и одновременно подвергает их критическому осмыслению. Место действия – это деревня, где живёт в детстве главная героиня Берта, лес, куда она попадает, уйдя из деревни, и город, где она встречает Экберта. В романтической традиции город должен противостоять лесу и деревни, ибо в них живёт душа мира, высокая духовность. Однако Берта страдает от грубости крестьян, которых она считает своими родителями. Старуха, приютившая её в лесу, внушает ей сначала ужас, а позднее становится жестокой мстительницей, толкающей мужа Берты на два убийства. Но вместе с тем старуха выше всего ценит красоту каменьев, которые несёт ей говорящая птица, и уединение в лесу. Сама Берта, не способна ни к какой практической деятельности, по романтической традиции должна была бы стать носителем высоко духовного начала. Однако, живя в лесу, она скоро начинает скучать, затем, став взрослой, похищает говорящую птицу, несущую вместо яиц драгоценные каменья, превращает их в деньги, убивает саму птицу, обвиняющую её в обмане, и становится женой рыцаря, купив на вырученные деньг дом. Романтическое начало трансформируется, ибо потенциально романтическая героиня боится лемма, ценит не красоту каменьев, а их денежную стоимость, отнюдь не наделена высокой духовностью. Городу и природе оказываются присущи равные начала обмана, меркантильности и преступности ситуация предложенная Тиком осложняется ещё и фактом, который становится известен только к концу произведения: Берта и её муж Экберт, не нашедшие счастья в супружестве – родные брат и сестра. Тема инцеста, введенная в произведение, создаёт ещё большую сложность и непредсказуемость: не познаваемы ни судьбы, ни психика человека. Над всеми, казалось бы, весьма реальными отношениями людей господствует неведомая сила. Сказочное начало в новелле о реальных людях открывало перед Тиком возможность указать на неоднозначность, как человеческих характеров, так и ситуаций, в которые попадают люди. Творчество Тика даёт возможность увидеть концепцию романтического средневековья, рассмотреть восприятие романтиками живописи, а также отметить и то, что романтизм даже на своём раннем этапе не был однороден. «Белокурый Экберт» (1796). Романтическая новелла, но она не характерна для лит-ры йенцев. Здесь скорее вопросы общефилософские (проблемы раннеромантической новеллы). Новеллы – серьезный жанр, способ передачи сказочных и мифологических сюжетов. Как истолковать рассказ Берты? Он необычен. Лес показан в духе руссоизма; мистика. Берта не прижилась в мистическом мире, т.к. в ней побеждает мещанское начало. Единственно возможное оправдание человека – надличностное божественное начало.
Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литература 19 века"