Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 04:05, шпаргалка
1) Тенденции развития культуры Западной Европы и Америки на рубеже 19-20 веков. Понятие «модерна». Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
В литературе двадцатого века сложно выделить четкую систему или классификацию.
Стиль «модерн» появляется в литературе, музыке, танце, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Везде он проявляется через идею отрицания старого. Как новая культура молодых.
1925 – Беглянка
1927 – Найденное время
Цикл «В поисках утраченного времени» - своеобразные мемуары Пруста, воссоздание его собственной жизни с самого детства. Реально прожитая писателем жизнь осознается им как «потерянное время», как бесплодная и ненужная жизнь. Единственно ценная, подлинная и глубокая жизнь – это жизнь в искусстве, в воспоминаниях, творчески воспроизводящих пережитое. Искусство должно быть нерациональным.
Мастер психологической прозы. Основа философии Пруста – предельная изоляция от внешнего мира. Подобно Бергсону Пруст противопоставляет мир времени и мир пространства как две совершенно различные области. И если в мире пространства протекает вся реальная жизнь, действуют объективные законы, ненавистные Прусту законы причинности, разума и науки, то мир времени – область «души», психики, царствует субъективистский произвол. В «По направлению к Свану» (название: у семьи гл.героя было два излюбленных маршрута: один назывался «направлением к Мезеглизу» (или «к Свану», дорога проходила мимо имения Свана), а второй - «направлением Германтов») Пруст задается вопросом: что такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры. Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, реальность – в сознании человека. Человек с точки зрения Пруста – это целый космос ощущений и воспоминаний. Тезис: «Всё в сознании, а не в объекте» = идеи Бергсона (философская идея интуитивизма, абсолюты: длительность (мертвое время), интуиция (рацио), спонтанная память (память-привычка). Роман Пруста – попытка воспроизвести эту бергсоновскую «длительность», непрерывный и субъективный внутренний поток). Изобразит жизнь для Пруста – изобразить поток, текущий через сознание. à «поток сознания» - это: 1. в объекте описания сосредотачивается жизнь человека. 2. новый прием организации текста – техника потока сознания (прямые утверждения, к миним. синтаксис). 3. Он раскрывает внутренную жизнь своего героя, описывает потоки переживаний, вызываемых объективным миром. Автора нет, он не пытается интерпретировать. Пруст фотографирует картину человеческого сознания, удаляясь полностью из этой картины.
Сознание человека дискретно, слои: рацио (законы логики) и подсознание (законы ассоциативного мышления). Для характеристики сознания Марселя (гл.герой) строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует развитую фантазию героя. Мышление Марселя сложное, ассоциативное. Его поток сознания – это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Мы это узнаем из бесконечной вязи повествования, лексически и ритмически организованно. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания. При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Самое значимое событие для Марселя-ребенка – поцелуй мамы на ночь (у Пруста патологическая привязанность к родителям). Автор настолько погружается в воспоминания, что возникает ощущение, что пишет маленький мальчик. Еще одна причина, почему жизнь лучше пригрезить – возможность избежать разочарования.
Наша память – это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново – в нас вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания богат нашим прошлым.
Не смотря на кажущуюся нереальность мира, Пруст противопоставляется Кафке и Джойсу. Он образец для искусства социализма. Из-за его метода – воспоминания: мир, всплывший из чашки чая. Сложная система переходов от одного возраста другого. Текст, созданный интровертом, основанный на субъективном восприятии (любимый писатель Бальзак).
Модернизм получил призвание в послевоенные годы, это показывает, как меняется человек в новую эпоху. Модернисты расширили возможности авторского письма, а не только создали новую философию, они дали читателю новые возможности самопознания. Святая троица модернизма: Пруст, Джойс, Кафка.
Билет 11.
1) Ф. Ницше как
предтеча модернизма и
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900):
- «Рождение трагедии из духа музыки» 1872(3)
- «Культурная заря» 1881
- «Заратустра» 1883-1885
- «По ту сторону добра и зла» 1886
- «Сумерки идолов» 1888
- «Антихрист» 1888
- эссе «Ното» 1888
Термином «Модернизм» называют:
- все явления культуры двадцатого века
- финал начинавшегося ранее движения разрыва со всем человеческим
-совокупность тенденций, направлений, стилей, которые объединяет отрицание старого искусства и кардинальное новаторство
Модернизм противопоставлен традиции (позитивизму). Позитивизм стремиться к описанию предшествующей реальности, к подражанию природе. Модернисты, напротив, не интересуются внешней реальностью, а моделируют свою реальность (сверх реальность).
Мир может быть оправдан только как эстетический феномен. (Рождение трагедии из духа музыки) Отражение в модернизме – описание каждого факта, даже самая неприглядная деталь имеет эстетическую ценность. Ницше критикует разум как рассудочность. Вместо этого предлагает миф и искусство. К научным и философским проблемам подходил как поэт. Считал, что основная проблема – чрезмерная теоретизация, разрыв науки и жизни (практики). Выход – возврат к мифу. Рациональному сознанию противопоставляет мифическое, мифологическое.
Ницше отрицал существование загробной жизни. Считал, что каждый миг надо прожить так, чтобы хотелось его повторить. Страх и боль – тоже неизбежные составляющие жизни. Их не надо отвергать. Надо жить полной жизнью. Философия переживания мгновения нашла отражение в литературе модернизма. Ценность каждого момента: «поэтика поперечного разреза»: незачем описывать прошлое и будущее, иногда произведение разворачивается в течение одного дня, каждый день, и каждый миг уникален и важен. И каждой детали: детали могут быть второстепенными только если оценивать их в линейном повествовании, при взгляде на «поперечный разрез» нельзя оценить влияние того или иного события, следовательно все важны.
Идея вечного возращения, циклического времени. Нет идеи прогресса, а значит - не может быть и поставленных целей. Для модернистов тоже характерно останавливаться только на настоящем: время не стабильное, не оглядываются в прошлое, не смотрят в будущее, а значит, нет возможности судить о происходящем, только показывают, не берутся интерпритировать.
Ницше создал концепцию, в определенной степени предвосхищавшую постмодернистскую мысль конца XX века: нет ни истории, ни горизонта времени, нет причины, общих принципов детерминизма, центра и периферии, иерархии, порядка, стратегии научного познания.
Деконструкция (деструкция + реконструкция), Ницше не просто отрицал предшествующую культуру, но выстроил свою религию и свою систему ценностей вместо старых. По мнению Ницше, причина угасания Запада в том, что религиозные ценности всегда были в отрыве от биологических. Призывал отречься от этих (религиозных) неправильных ценностей и жить здесь и сейчас. Ницше не считал деконструкцию разрушением, потому что каждый текст, если внимательно посмотреть, уже содержит противоречия, то есть уже разрушен. Отвергал европейскую культуру основанную на христианстве, отрицал старые законы, моральные нормы, ценности, религию, семью, милосердие. Вместо этого предлагал нового бога – Диониса (стихийное дионисийское начало, хаос), новые ценности: властолюбие: это воля к власти. Самое главное качество. Себялюбие - важен только ты сам, твое самосовершенствование, твои аффекты. Сластолюбие: живи моментом, проживай его по полнойсебялюбие, сластолюбие и властолюбие. Деконструкция – разрушение и создание нового по форме старого из кирпичиков того что было разрушено. Старая форма – новое содержание. Но не для того, чтобы вернуть прошлое, а чтобы утвердить себя как создателя. Снова цикличность: позитивное будущее – хорошо забытое прошлое (еще у немецких романтиков - идея движения вперед к золотому веку, который был в прошлом). Причем вечное возвращение это благо, потому что каждым мигом нужно наслаждаться, прожить его так, чтоб хотелось вернуться. Веселая беззаботность ребенка
Деконструкция – способ анализа текста. Интертекстуальность: каждый текст состоит из уже существующих шаблонов, стилистических моделей, идей, автор, пользуясь ими приносит в текст и скрытые смыслы, возможно не осознавая этого, ассоциативно. Деконструкция – поиск этих смыслов. Таким образом, каждый текс имеет бесконечное количество вариантов прочтения – это используется в литературе постмодернизма. Деконструкция критикует бинарные конструкции (мир не делится на черное и белое).
Ницше считал, что жизнь – «божественная игра вы кости». В ней очень важен случай. Идеи постмодернизма: Мир как хаос. Кризис веры в авторитеты, в какие-либо ценности (мир, возможно, бессмыслен и хаотичен; во всяком случае, это настолько же правдоподобно, как и то, что мир сотворен по единому Божественному плану и имеет своим смыслом Второе Пришествие). Одно из ключевых понятий постмодернизма – недоверие к «метарассказам», то есть к объяснительным системам, которые организуют общество и служат для него средством самооправдания: религия, история, наука, психология, искусство, в общем, любое «знание» - это способ и средство установить контроль над миром, насильственно навязав миру некое «значение». На самом же деле материальный мир – это игра неких сил, его невозможно понять, используя рациональные категории (Ф. Ницше, «Воля к власти»).
«Так говорил Заратустра»
Заратустра – в переводе «золотая звезда». Писал с 1881 по 1883гг. в несколько приемов (приступов вдохновения). Продвижение и развитие образа дионисического человека. Это еще не сверхчеловек, но уже пророк. Написано по следам Евангелие. (Заратустра – пророк, его спутники - апостолы)
По жанру поэтическую, ритмизованную прозу сочинения «Так говорил Заратустра», скорее всего, можно отнести к уникальному явлению «философской поэмы».
Концептуальный метод классификации позволяет выделить в произведении «Так говорил Заратустра» три основные идеи: «сверхчеловека» (в противопоставление человеку), «воли к власти» и «вечного возвращения того же». Для выражения этих идей автор пользуется соответствующими символами: символами «сверхчеловека», «воли к власти» и «вечного возвращения». Это – самая общая классификация символов в произведении.
Образ «сверхчеловека» – это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей; это также и идея «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Образ «сверхчеловека» – это и культ сильной личности, одержимой волей к власти (могуществу). Известный афоризм Ницше: «падающего подтолкни» – скорее, сродни евангельскому «предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов». Это не призыв к тотальной расправе со слабыми, а протест против рутинной, пошлой обывательской мерки жизни, по которой «слабые» кроят «сильных». Сверхчеловек Ницше – скорее, смутный поэтический образ, чем идеологическая программа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описан апофатически, выстроен через отрицание среднего человека, человека толпы, его апофатика – это превосходство над ничтожеством жизни. В.С. Соловьёв определил сверхчеловека как состояние высшего напряжения творческих сил человека, лишь стремление к которому и делает человека человеком.
Образы:
Канатаходец: Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Орел (сверхчеловек, светлая ипостась Заратустры) и змея (символ мудрости, и движения по кругу) сопровождают Заратустру.
Три этапа превращения духа – верблюд – лев - ребенок
Осел, или верблюд — вьючные животные, звери пустыни, покорность – ценности культуры основанной на христианстве. Верблюд – стадия зрелой человеческой личности, когда человек осознанно тащит свой груз обязательств, это очень выносливое красивое животное, которое несёт свой груз в пустыне. Это состояние взрослого человека, который несёт ответственность за себя, за свои поступки, за свою семью, за своих детей и за людей, которые от него зависят. Он несёт свою ношу не потому что ему так велели, а потому что он сам так решил, т.е. это достаточно высокая стадия развития духа по сравнению со стадией автоматической жизни.
Лев — зверь, сбрасывающий с себя бремя. Лев - это воин в пустыне, который каждую секунду должен ждать нападения врагов. Его жизнь - постоянная война, причём война всерьез. Стадия льва имеет много преимуществ: это свобода, отказ от общепринятых правил поведения, но, с другой стороны, это - стадия постоянного конфликта с окружающим миром. Лев может бороться с прежними ценностями, разрушать их, но он пока ещё не может созидать новые ценности, т.к. все силы он тратит на борьбу, но он создает себе свободу для нового созидания.
Дракон. В пустыне дух льва встречается с великим драконом, дракон - это бремя внешних обязательств. Великий дракон называется – «ты должен». «Я хочу» не должно существовать, так говорит дракон. Лев сражающийся с драконом и побеждает его.
Ребёнок - это существо, которое заново, играя, строит мир, он ничего не знает о том, как нужно, как должно, он просто смеётся и играет, устанавливает свои собственные правила, при этом ни на секунду не забывая, что это игра. Взрослая жизнь по правилам тоже вырастает из детской игры, но люди забыли, что они сами создали эти правила, а для ребёнка жизнь – это игра до тех пор, пока он не перестаёт играть. Правила существуют до тех пор, пока эта игра длится, потом он принимает другую игру, где могут быть абсолютно другие правила. Эта стадия блаженной, невинной мудрости, свежести духа, которая доступна единицам, но к этому нужно стремиться и создавать свои ценности, строить свой собственный мир.
Карлик, дух тяжести – темная ипостась Заратустры (мешает ему войти в ворота вечности, говорит, что Заратустра уже проходил этот путь и только повторит его, Заратустра останавливается потому что еще пессимистично смотрит на идею вечного возвращения)