Сложносочиненное предложение и его роль в текстах художественного стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть структурные типы сложносочиненных предложений в современном русском языке и дать их классификацию.

Файлы: 1 файл

REFERAT.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

В повествовании, при  изображении событий, часто используется союз И, например:

Ленивая рука наемника худо  обрабатывала  поле,  и хлеб перестал хорошо родиться.

В данном предложении  указываются действия, которые следуют  одно за другим, причем в этом случае присутствует оттенок следствия. Предложение  состоит из двух простых. Основа первого – РУКА ОБРАБАТЫВАЛА, основа второго – ХЛЕБ ПЕРЕСТАЛ РОДИТЬСЯ.

 

Наступил  вечер,  надлежало возвратиться домой, и цветы были брошены в Москву-реку.

ССП, предложенное выше, указывает на последовательность  действий. Данное  предложение состоит из трех простых. Основа первого – ВЕЧЕР НАСУПИЛ, основа второго – НАДЛЕЖАЛО ВОЗВРАТИТЬСЯ, основа третьего - ЦВЕТЫ БЫЛИ БРОШЕНЫ. Второе и третье предложение соединены сочинительной связью при помощи соединительного союза И.

 

Луга  покрылись  цветами,  и Лиза пришла в Москву с ландышами.

В представленном предложении указываются действия, которые следуют одно за другим, но также в данном случае присутствует причинно-следственные связи. Предложение состоит из двух простых. Основа первого – ЛУГА ПОКРЫЛИСЬ, основа второго – ЛИЗА ПРИШЛА. Предложения соединены сочинительной связью при помощи соединительного союза И.

 

В повествовании, при  изображении событий, описании действий, огромную роль играет союз НО, например:

Лиза отдала цветы,  взяла  пять копеек, поклонилась  и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку.

Роль представленного ССП – четко раскрыть действия. Именно в этом помогает союз НО, который показывает, как одно действие противопоставляется другому и как бы противопоставляет несколько действий: как Лиза отдает, берет и поклоняется, одновременно объединяя их в  общую картину действий, но и противопоставляя ее факту того, что ее остановили. Это ССП состоит из двух простых предложений. Грамматическая основа первого – ЛИЗА ОТДАЛА, ВЗЯЛА, ПОКЛОНИЛАСЬ, ХОТЕЛА ИДТИ, а основа второго – НЕЗНАКОМЕЦ ОСТАНОВИЛ.

 

 Многие хотели у нее купить цветы, но она отвечала, что они непродажные, и смотрела  то  в ту,  то  в другую  сторону.

Это предложение состоит  из трех простых. Союз НО соединяет два простых предложения, которые выражают одновременность  последовательных действий. Грамматическая основа первого – МНОГИЕ ХОТЕЛИ КУПИТЬ, а основа второго – ОНА ОТВЕЧАЛА,СМОТРЕЛА.

 

Мать  благословила  дочь  свою  и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее  не  исполнилось.

Роль этого ССП –  противопоставление двух действий: что мать пожелала, но желание не исполнилось. Сложносочиненное предложение состоит из двух простых предложений. Грамматическая основа первого предложения – МАТЬ БЛАГОСЛОВИЛА, ПОЖЕЛАЛА, а в основе второго – ЖЕЛАНИЕ НЕ ИСПОЛНИЛОСЬ.

 

Лиза пошла, но глаза ее сто раз обращались на Эраста.

В представленном ССП союз НО противопоставляет одно действие другому, даже точнее два предмета: саму Лизу и ее взор, которые в данный момент не являются единым целым и не могут совладать, как разум и сердце. Данное ССП состоит из двух простых предложений. Основа первого – ЛИЗА ПОШЛА, а второго – ГЛАЗА ОБРАЩАЛИСЬ.

Использование сложносочиненных предложений в произведении Карамзина  обусловлено литературным направлением, в котором работал писатель. Это  сентиментализм, который появился в России в конце 18 и нач. 19 в. Как художественное направление он характеризуется вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций.4

В повести Карамзина  «Бедная Лиза», как и в других произведениях сентиментализма, велико значение картин природы. Вот здесь сложные предложения помогают  точнее нарисовать словами пейзаж.

Также сложносочиненные предложения помогают передать последовательность событий, особенно когда они происходят одновременно или следуют друг за другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы в данной работе рассмотрели структуру сложносочиненного  предложения и принципы классификации  сложносочиненных предложений, предикативные  единицы которых связаны соединительными  сочинительными союзами, которые служат для выражения общих грамматических значений – смысловых отношений между этими частями.

Предикативные части  сложносочиненных предложений, по сравнению  с предикативными частями сложноподчиненных  предложений, являются наиболее самостоятельными, свободными, более сходными с отдельными простыми предложениями. Но самостоятельность предикативных частей сложносочиненного предложения относительная. Будучи связанными по смыслу и интонационно, части в той или иной степени взаимообусловлены грамматически.

Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания. Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, обычно очень тонко увязываются между собой в единое сложное целое.

Подводя итог нашему реферату, можем ответить на вопрос: какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?

  • ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
  • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
  • с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
  • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Крючков Е.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М.: Просвещение, 1977. – 191 с.
  2. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. – 703 с.
  3. Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, Азбуковник, 2001.
  4. Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Николенкова Н. В.
  5. Большая советская энциклопедия. Т.20:Плата-Проб.-3-е изд.-М. :Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1975.-С.509-510
  6. Большая школьная энциклопедия / Авт.-сост. С. Исмаилова. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004. - 1216 с.
  7. Власенков А.И.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2005.

1 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. – С. 513.

1 Большая советская энциклопедия. Т.20:Плата-Проб.-3-е изд.-М. :Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1975.-С.509-510

2 Большая школьная энциклопедия/Авт-сост. С.Исмаилова.-М.: Рус. Энциклопед. тов-во, 2004.-С.770-771

3 Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

4 Толковый словарь Ожегова


Информация о работе Сложносочиненное предложение и его роль в текстах художественного стиля